Сказка и миф - наше ВСЁ

Брущенко Алёна Бруна
Эпиграф

«Функций чрезвычайно мало, а персонажей чрезвычайно много. Но функция, как таковая, есть величина постоянная. Для изучения сказки важен вопрос не: что делают сказочные персонажи, а вопрос: кто делает и как делает?»
В.Я. Пропп

Сначала ответим каждый себе: а любите ли вы сказки? Какие? Почему? Что вас цепляет в сказочном повествовании? Какое послевкусие остаётся после сказки?
Прочитав исследовательский труд Владимира Проппа «Морфология волшебной сказки», словила себя на мысли, что сказка, миф, легенда – основание психологии любого из нас. Без внутреннего ориентира на сказочную историю никто из рода человеческого не может создать собственный нарратив своей жизни. Может быть поэтому сказкотерапия стала так популярна в последние годы как психотерапевтический метод работы с человеческой психо-основой. Может быть это стало трендом, потому, что, перестав читать, слушать, воспринимать сказки, изъяв из контекстов жизни мифологию, мы лишились опоры важных архетипов и смыслов, передававшихся устно, обрядово, культами и традициями из поколения в поколение. И впитывая в себя с молоком матери и с инициациями посвящения основы социума, человек получал базис, камень-суть, чтобы твёрдо стоять на земле и открыто смотреть в небо, сотрудничая с Иным, Высшим, божественным.

Что, по моему мнению, происходит в современном мире? Сказка как бы стала былью: «молочные реки и кисельные берега» превратились в продуктовое изобилие; «золотые дворцы с самоцветами» - в комфортабельное жилье, по сравнению с которым царские палаты прошлого века не идут ни в какое сравнение; «молодильные яблоки» стали генно-модифицированными продуктами и медицинскими препаратами и процедурами, дающими молодость и красоту; «царевна-краса» теперь не уникальная и особенная, ради которой нужно на подвиг отправится, а можно сказать любая девушка, женщина, готовая составить семейное счастье и свить очаг, к тому же с которой, в случае чего, можно развестись, оставив с потомством на произвол судьбы; «конёк-горбунок» - авто, железный конь-мотоцикл, словом, любое средство наземного передвижения из пункта А в пункт Б, и уже не нужно ни пуд соли съесть, ни семь пар железных сапог износить – скорость передвижения в пространстве повысилась донельзя, что не скажешь о цели пути; «летучий корабль» - авиалайнер домчит в «тридесятое царство», а его интерпретация – космический корабль – прямо в Иное царство – к Богу.

А что же дальше? А дальше безнадёга точка блин. Который комом. Потому что, вместо вопроса «зачем?» каждый второй рода человеческого ищет ответы на вопросы «что?» и «как?» Вместо логики целостности и стремления к единству, большинство разобщилось в деталях, сосредоточившись на пост-модернистских тенденциях индивиуализации сознания и отказа от опоры на глубинные ценности. Именно они составляют функциональную основу сказок, легенд и мифов, потому что человек, как единица сущего, только находясь в системе может осмысливать себя центром мироздания и действовать рационально для себя и других. Не имея цели, невозможно стать целостным, не вписывая свою жизни в Целое, невозможно пребывать в гармонии, преодолевая трудности, препятствия, двигаясь от усилия к усилию, развиваясь и развивая себя постоянно и неизменно.
Давайте проследим вместе функции волшебной сказки по В.Я. Проппу, которые он вывел на основе обобщения различных фольклорных источников и систематизировал в своей книге:
1) Отлучка кого-либо из членов семьи;
2) запрет, обращённый к герою;
3) нарушение запрета;
4) выведывание;
5) выдача;
6) подвох;
7) невольное пособничество;
8) вредительство (или недостача);
9) посредничество;
10) начинающееся противодействие;
11) герой покидает дом;
12) даритель испытывает героя;
13) герой реагирует на действия будущего дарителя;
14) получение волшебного средства;
15) герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков;
16) герой и антагонист вступают в борьбу;
17) героя метят;
18) антагонист побеждён;
19) беда или недостача ликвидируется;
20) возвращение героя;
21) герой подвергается преследованиям;
22) герой спасается от преследования;
23) герой неузнанным прибывает домой или в другую страну;
24) ложный герой предъявляет необоснованные притязания;
25) герою предлагается трудная задача;
26) задача решается;
27) героя узнают;
28) ложный герой или антагонист изобличается;
29) герою даётся новый облик;
30) враг наказывается;
31) герой вступает в брак.

А не кажется ли вам, что все эти функции, так либо иначе, вписаны в реальную жизнь каждого из нас? А теперь перейдём к распределению ролей
по Проппу между 7 действующими лицами сказки:
- Герой;
- Антагонист (вредитель);
- Даритель волшебных средств герою сказки;
- Волшебный помощник;
- Царевна или её отец;
- Отправитель;
- Ложный герой.

И здесь можно найти аналогии с происходящими событиями в жизни каждого человека: если мы воспринимаем себя героем своей жизни, значит у нас всегда есть кто-то, с кем мы вступаем в антагонистические отношения, то есть запускается формула «кто не с нами, тот против нас». Дальше – больше: мы вовлекаемся в отношения с разными персонажами, и на сцену вступает Отправитель, начиная с родителей, которые отправляют нас в школу, институт, на работу, и т.д., заканчивая начальником и нами самими, если вожжа под хвост попадёт и станет скучно жить, то мы куда-то выдвигаемся.  Когда влюбляемся, то вступаем на скользкий путь, начиная процесс взаимосвязей с противоположным полом и её/его родом, Даритель и Волшебный помощник – это человек или качество, которыми мы обзаводимся в процессе поиска себя и достижения каких-то важных целей. Ну а ложных героев вокруг нас всегда пруд пруди, и мы учимся отделять зёрна от плевел, внутри самоё себя в том числе, чтобы не стать жертвами ложных идей, идеалов, пропаганд и чужих-чуждых направлений.

Итак, что же важного каждый может извлечь для себя из сказочного контекста с подтекстом? Во-первых, обучение с обязательной инициацией человеческого детёныша во взрослую жизнь – основа основ, и если человек не научен и не обучен, не прошёл школу мужества, не вышел победителем, то он потерял миф в себе, и значить это может только одно: у него нет главной составляющей – идентификации себя, как личности. Во-вторых, все путешествия героя мифа, сказки, легенды – Путь Туда, в царство Иное, то есть к Богу, которого не объять, не понять, но только Там можно получить божественную прививку, чтобы вернувшись, принести что-то важное, особенное, героическое и поделиться этим с другими. В-третьих, все волшебства случаются только в Пути, то есть, как лаконично и метко сформулировал Жванецкий: «Процесс – это жизнь, результат – это смерть». Именно пройдя живым сквозь смертельные испытания, дух героя закаляется в божественном огне, остужается божественной водой, проветривается божественным воздухом, чтобы крепко и уверенно стоять обеими ногами на, Богом подаренной человеку, земле.

Мне трудно понять: что было раньше – миф или религии, но каждый основополагающий, центральный герой – тот, кто воплощает в себе, так либо иначе, сказочный функциональный код: рождение – дом –выход – путь –– волшебная (божественная метка) - инициация – препятствия-проверка – царство Иное – смерть – воскресение - реализация божественного в мире.

Если вы знаете истории индуизма (Рама, Кришна), буддизма (Будда), иудаизма (Авраам, Исаак, Иосиф, Моисей и другие пророки), христианство (Иисус), мусульманства (Магомет), то вооружившись сказочными персонажами, можете проверить, что от начала и до завершения пути, каждый центральный герой любой религии обязательно несёт в себе малое, включающее Великое, макрокосм Бога в микрокосме человека, суть в существовании, Я в я.

Из чего хочу сделать вывод: если человек потерял, забыл, отторг в себе истинный миф, изъял из себя героя, перестал ассоциировать свой внутренний мир с ценностными глубинами и высотами духа, то он нежизнеспособен, потому что ушёл из системы координат, единственно которая позволяет в жизни «смертию смерть попрать».

13.05.2021.