Я тебя никогда не забуду...

Клуб Слово
Советский поэт-шестидесятник, песенник и публицист. Несмотря на
прохладное отношение власти к его творчеству,  удостоился Государственной
премии СССР, а затем вошел в плеяду классиков XX столетия.
Андрей Андреевич Вознесенский родился в мае 1933 года в столице России.
Его отец, инженер-гидротехник по специальности, строил знаменитые Братскую
и Ингурскую гидроэлектростанции. Позже он стал профессором и возглавил
Институт водных проблем.
Ранние детские годы будущий поэт провел в городке Киржаче Владимирской
области, откуда была родом мама Антонина Сергеевна. В семье также
подрастала старшая сестра Андрея — Наташа.
Грянувшая Великая Отечественная война и последовавшая эвакуация заставили
8-летнего Андрея вместе с мамой перебраться в Курган, где мальчик ходил
в школу. Позже Вознесенский поделился, что эвакуация хотя и забросила его
в дыру, но «какая добрая это была дыра».
 Стихи мальчик начал писать еще в детстве, а в 14 лет отважился послать
некоторые из них своему любимому поэту Борису Пастернаку. Тот оценил
 произведения юного коллеги очень высоко, и они подружились.
Влияние Пастернака на Вознесенского было огромным.
После получения аттестата Андрей Вознесенский стал студентом
архитектурного института. В вуз юноша отправился по настоянию Пастернака,
который боялся, что преподаватели литературного института загубят
талант Вознесенского.
По специальности Вознесенский не работал никогда.
Творческая биография Андрея Вознесенского развивалась стремительно.
Первые опубликованные стихи оказались яркими, насыщенными метафорами,
звуковыми эффектами и усложненной ритмической системой.
В каждой строчке сквозил подтекст, что было непривычным и новым для того
времени. Влияние на поэзию Андрея оказал не только Борис Пастернак, но
и творчество Владимира Маяковского и футуриста Семена Кирсанова.
Однокурсники поэта вспоминали, что в гостях у Пастернака он встречался и
с Анной Ахматовой.
 Дебютный сборник поэзии Вознесенского увидел свет в 1960-м, он получил
название «Мозаика». За критику власти и советского строя поэт оказался
в опале уже в молодости. Его произведения были поставлены в один ряд
с такими же «неформатными» стихами шестидесятников Евгения Евтушенко
и Беллы Ахмадулиной. Редактор, позволивший издать сборник Вознесенского,
был с треском выгнан с должности, а тираж едва удалось сберечь от
уничтожения.
Однако все неприятные обстоятельства, сопутствовавшие выходу первой книги,
не испугали Вознесенского. Спустя несколько месяцев вышел второй
сборник, названный «Парабола». Он тут же превратился в библиографическую редкость.
На автора ополчился Никита Хрущев. Он вознамерился выгнать неудобного
литератора из страны, но после личной просьбы Джона Кеннеди генсек оставил
поэта в покое. Среди поклонников Вознесенского был Роберт Кеннеди.
По его просьбе Андрея Андреевича начали выпускать за рубеж.
В Америке Вознесенский познакомился с коллегой Алленом Гинзбергом,
знаменитым драматургом Артуром Миллером и голливудской кинодивой
Мэрилин Монро, которой затем посвятил стихотворение.
Побывал поэт во многих странах Европы, где его талант почитали, а стихи
любили. Андрей Андреевич говорил по-английски, как подчеркивали американцы,
с акцентом Оксфордского университета. Владение языком и помогало ему
заводить друзей за границей. Одной из них стала Жаклин Кеннеди, которая
всегда старалась приехать на чтения Вознесенского
В 1962 году Вознесенский выпустил новый сборник, названный
«Треугольная груша», что вызвало новую волну негодования представителей
 власти. Поэта критиковали, в газетах выходили разгромные статьи, зато
народ его любил. Произведения Андрея Андреевича перепечатывали и
выпускали в самиздате, передавая друг другу из-под полы.
 Каждый год Вознесенский радовал почитателей новым сборником великолепной
поэзии. Он воспевал чувства в стихах «Сон», «Романс», «Вальс при свечах».
«Не возвращайтесь к былым возлюбленным»

 Не возвращайтесь к былым возлюбленным,
былых возлюбленных на свете нет.
Есть дубликаты — как домик убранный,
где они жили немного лет.

Вас лаем встретит собачка белая,
и расположенные на холме
две рощи — правая, а позже левая —
повторят лай про себя, во мгле.

Два эха в рощах живут раздельные,
как будто в стереоколонках двух,
все, что ты сделала и что я сделаю,
они разносят по свету вслух.

А в доме эхо уронит чашку,
ложное эхо предложит чай,
ложное эхо оставит на ночь,
когда ей надо бы закричать:

«Не возвращайся ко мне, возлюбленный,
былых возлюбленных на свете нет,
две изумительные изюминки,
хоть и расправятся тебе в ответ…»

А завтра вечером, на поезд следуя,
вы в речку выбросите ключи,
и роща правая, и роща левая
вам вашим голосом прокричит:

«Не покидайте своих возлюбленных.
Былых возлюбленных на свете нет…»

Но вы не выслушаете совет.
*****

Каждый раз эмоции, рождающиеся в строках его романтических произведений,
словно маятник стремились то к полюсу вселенской любви, то к полюсу
всеобъемлющего трагизма.
Потомкам автор оставил 8 поэм, среди которых «Лонжюмо», «Оза», «Ров».
Последняя поэма, безразмерный молитвенный сонет «Россия воскресе»,
появилась в 1993 году на страницах издания «Дружба народов».
Андрей Вознесенский знаком и стихами, превратившимися в популярные
музыкальные хиты «Плачет девочка в автомате», «Верни мне музыку»,
«Подберу музыку», «Танец на барабане». На стихи Вознесенского создавали
свои шедевры композиторы Раймонд Паулс, Оскар Фельцман,
Микаэл Таривердиев, Игорь Николаев.
Поэт вместе с семьей жил в знаменитом поселке Переделкино. Его дом
находился в близком соседстве с дачей Пастернака. 
Пережить Пастернака Вознесенскому удалось на 50 лет и два дня.

 В 1981 году на всю Москву прогремела ленкомовская постановка рок-оперы
«"Юнона" и "Авось"» на либретто Андрея Вознесенского и музыку
Алексея Рыбникова. Вокальные номера «Я тебя никогда не забуду»,
 «Аллилуйя» производили на зрителей оглушительное впечатление. Зал с первых
дней показа спектакля был переполнен. Несколько осложнила ситуацию
публикация в иностранной прессе статьи о постановке, после которой
советское правительство долго не выпускало театральную труппу на гастроли
с рок-оперой за рубеж, а также препятствовало распространению пластинки.
Эта рок-опера оказалась не первым театральным воплощением поэзии
Вознесенского. В театре на Таганке с аншлагами шла постановка поэтического
 цикла «Антимиры» на музыку Бориса Хмельницкого и Владимира Высоцкого.
.
Первой супругой Андрея Вознесенского стала Белла Ахмадулина.
Поэтесса ушла к нему от мужа Евгения Евтушенко. Но прожили Вознесенский
и Ахмадулина недолго. Есть версия, что сборник «Треугольная груша»
 получил название из-за этого любовного треугольника.
Личная жизнь знаменитости почти полвека была связана с другой женщиной,
преданной музой и хранительницей семейного очага Зоей Богуславской,
драматургом и поэтессой. На момент знакомства с будущим супругом Зоя
была состоявшимся автором, в благополучном браке у нее подрастал сын.
 Но любовь к поэту оказалась сильнее.
Есть слухи о еще одном романе Вознесенского, на который его супруге
Зое одно время приходилось закрывать глаза.
Поговаривают, что Андрей Андреевич был влюблен в
актрису Татьяну Лаврову. Якобы стихи из рок-оперы «"Юнона" и "Авось"»
посвящены именно этой женщине. Роман был описан в одной из повестей
 Василия Аксенова.
Тем не менее большую часть жизни поэт прожил с Зоей Богуславской.
В этом браке не было общих детей. Но Зое Борисовне суждено было
находиться с супругом до последних минут его жизни.
После смерти поэта выяснилось, что у него была внебрачная дочь Арина,
появившаяся на свет в результате романа Андрея Андреевича со
студенткой театрального вуза. После рождения ребенка женщина переехала
в США, где и воспитала девочку. Вознесенский с дочерью общался,
она знала, кто ее папа. Когда автор заболел, мама Арины посоветовала
 ей лететь в Россию, чтобы проведать отца. Так появилось фото, на котором
поэт запечатлен вместе с дочерью и внуком Франческо-Андреем в последние
дни жизни.
Первый тревожный звонок для поэта прозвучал в 1995 году.
У Андрея Андреевича нашли первые признаки болезни Паркинсона. У литератора
 начали слабеть мышцы горла, рук и ног.
В 2006-м у Вознесенского случился первый инсульт, следствием которого
стал паралич руки и проблемы с ногами. В 2010-м — новый инсульт и полная
 потеря голоса. Весной поэта прооперировали в мюнхенской клинике.
Но в первый же летний день, когда Андрей Андреевич уже был в Переделкине,
грянул третий инсульт, ставший причиной смерти поэта.
 Умирал Андрей Андреевич на руках у жены, которой в последние минуты
нашептывал новые стихотворные строки.
Похоронили знаменитого литератора на Новодевичьем кладбище, где покоятся
тела его родителей.
В 2023 году советскому поэту исполнилось бы 90 лет.

Материал взят из открытых источников