Зигзаги Вишни. Ла Скала в Италии. 84-вв

Серж Фико
 Произошёл любопытный случай в Канаде,
  когда вместе с Большим театром
    Галина Вишневская
была там на гастролях в 1967 году.
      
Вишня и Ирина Архипова (меццо-сопрано)
 пели «Пиковую даму» Чайковского.
  В самом начале второй картины
   намечался красивейший дуэт
    в сопровождении клавесина,
очень известный в России и ему в спектакле
     придаётся большое значение.

  Перед началом, как всегда, они пропели
его несколько раз, добиваясь идеальной чистоты
        и слияния общих голосов.

  Обе они пели «Пиковую даму» уже много лет
и обычно по мизансцене «Полина»,- Инна  Архипова
  сидит за клавесином, якобы аккомпанируя,
 а Лиза стоИт рядом, и вместе они поют дуэт
  «Уж вечер, облаков померкнули края…»
  Лунная ночь, вокруг млеющие от восторга
Барышни-хористки..,- в общем, полная идиллия !
 
 И вдруг перед началом второй картины,
когда на сцене ожидали поднятия занавеса,
 Вишне пришла идея поменять мизансцену.
 
   «- Давай, Ирина, встанем рядом,-
  так лучше будут сливаться голоса.
А за клавесин посадим кого-нибудь из хора.»
 
 Так и сделали: они с ней обнялись,
 как пастУшки на старинных гравюрах,
  придвинув головы как можно ближе
  друг –к- другу и всё для того,
 чтобы предельно сливались голосА,
чтобы слышать все нюансы их звучания.

Зазвучал клавесИн*, зАнавес пошел наверх,
    и певицы все задОрно запели.
 И вдруг Вишневская сама не поняла,
      что с ней произошло:
может от изменения мизансцены или оттого,
  что так непривычно близко услышала
    верхний женский знакомый голос,
но Ирина вступила в другой тональности…
   Нервы с сердце вздрОгнули..,-
 стало понятно..,- что-то произошло
   сверх-чиезвычайное сЛОЖЬное...

     У дирижёра Бориса Хайкина*
отвисла челюсть и жалко вывалилась
   из рук палочка..; а хорИстки
дружно впали в шоковое состояние
    и мозго-оплАвленность...

Из поля зрения Вишни хорИстки исчезли,
 потому что у неё потемнело в глазах;
 клавесин обычно-то плохо слышится, —
    ибо он в оркестровой яме,
   а тут от волнения он как-бы
 для певиц перестал существовать...

И Вишневская стала соображаать лишь одно:
 что нужно ей стоять на своём рубеже
      своим дУхом нАсмерть
     и держать тональность,
    не слушая правым ухом,
  что Ирина рядом вытворяет…

И весь 1-й куплет она шАрила голосом
   по двум октавам вверх и вниз,
      пытаясь попасть,
   что называется, в точку…

     Галина Вишневская..,
изобразив на лице томление и негу,
 думала: "Чёрт с тобой, пой хоть
«Подмосковные вечера» или «Очи чёрные»
   В этой итальянской ‘опере,-
   а её ты с места не сдвинешь…

Наконец, поняв всю бесполезность 
    найти нужную тональность,
 она вдруг запела Вишни партию,
    но на октаву ниже…
У певиц отпало понимание колен нИже...

   Она ротооткрЫто вздрогнула
     и Вишне показалось,
что запел с ними еще какой-то в анфас
  лишний бес в лишний бас...   
и выкрикивали чёртовые ругательства.
    \\ххххххххххххх//
БоевОй ДонбАсс - Боевая ГОРловка
   *ДНР – НовоРОСсия*   
П\с – 1:
Все части поэмы Зигзаги Вишни на 2023-й
  http://stihi.ru/2022/12/11/2797
П\с – 2:
Аида - опера к поэме Вишневская-Вишня.
 http://stihi.ru/2022/10/21/7540
Баттерфляй - опера к поэме  Зигзаги Вишни.
 http://stihi.ru/2022/10/21/7731
Травиата Верди к поэме Зигзаги Вишни.
 http://stihi.ru/2023/01/14/7248
Композиторы дирижёры к поэме Галин      
 http://stihi.ru/2022/10/21/8053