Что смотрела из кино-театра весна 2023 выборочно

Зера Черкесова Новеллы
 
 Памятка. Потом возможно написать развернутые критические отзывы. Работаю по системе автодидактики, ничто не пропало что бы.

 В минувшие месяцы(февраль-март) смотрела следующие фильмы и спектакли:

1) См. 3 из 5 серий, досмотреть потом:
в жанре обозначенном как сатирическая трагикомедия:5-серийный фильм  1984г. "Мертвые души" по Гоголю(Чичиков - А.Калягин, Манилов-Ю. Богатырев и др., реж. Михаил Швейцер, композитор Альфред Шнитке.

Сюда уместно добавить, что в прошлом не очень отдаленном, см киноэкранизацию "Ревизора", классическую, а еще ранее:"Инкогнито из Петербурга" тоже по "Ревизору" и восстановленную драматургию "Ревизора" театра Мейерхольда.
Но надо сказать, что это очень странная дрматургия, такой постмодерн, что ли, а может быть, пересмотреть фрагменты, но в целом такое прочтение мне осталось непонятным.

Вообще существует 4 только экранизации "Ревизора". Это самая уморительная русская комедия, но и Похождения Чичикова не уступают в буффонной сатире. В сюрреализме. Гоголь современен.
Это кстати и плутовской роман, в этих традициях, разве нет? Похождения авантюриста, и композиция соответствует:от помещика к помещику - вот  зеркало русской жизни 19в. Ну а Хлестаков классический персонаж плутовского романа!

2) Очередная попытка досмотреть сильно рекламируемый х/ф "Неоконченная пьеса для механического пианино", по рассказам А.П. Чехова, еще молодого С.Михалкова.
Но несмотря на звездный состав, (Елена Соловей, А.Калягин и др)- выдержать этот фильм мне сложно. Очень затянуто и в общем бессюжетно и мелко. Жаль на это тратить время.

Хотелось посмотреть "Дуэль", моя любимая повесть из Чехова, но обе экранизации нахожу неудачными. Перечитать будет лучше. Если смотреть что из чеховских экранизаций, или пересмотреть, то вот интересное решение "Дом с мехонином", хотя бы чтобы насладиться операторской работой, это произведение! И исполнительницей роли Лиды, Нинель Мышкиной и главного героя, полюившего однако не строгую Лиду. А также вечным в Чеховской прозе и драме:дискуссиями героев о России, о человечестве. Это визитная карточка Чехова, дискуссии персонажей.

3) Летом минувшим см. "Три сестры" по Чехову. постановка МХАТ 1980-х читается классической в 2 сериях. Это чудовищно. И пьеса, и постановка.  Но досмотрела, отдала долг себе. Во второй раз вряд ли посмотрю эту постановку.
Уж лучше пересмотреть х/ф "Успех" реж. Леонида Филатова, о том как главный герой ставит пьесу Чайка Чехова в областном театре.

4) Смешная кинокомедия ретро "За витриной универмага", цветная, хотя и ретро.
в гл. роли Наталья Медведева, колоритная актриса, снималась мало, но ее снимали выдающиеся режиссеры, к сожалению конфликт с В.Марецкой вынудил ее уйти, но вот в этом фильме она, несмотря на солидность возраста  для главной киногероини, - по-моему, блистала и ярче юных героинь. Образ волевой женщины, руководителя, которая может ошибаться в своей работе, быть нетерпима к справедливой критике и может быть слабой, влюбиться и совершать на этом фоне безумные поступки.
Хочу пересмотреть, в фильме линия не только мелодрамы, но и социальные проблемы, до сих пор или всегда актуальные.

5)Смотрела "Простую историю"(неудачное название) фильм ретро с Нонной Мордюковой и Михаилом Ульяновым в главных ролях.
С вокалом солистки Большого меццо Валентины Левко "На тот большак, на перекресток...".
Изумительный фильм. Для своего времени сложный, это не плоская мелодрама. Воодушевляющий, как вообще советское кино примерно до 60-х. Дальше нисхождение народного духа отразилось и на главном из искусств,  на кинематографе.

6) Пересмотрела выброчно серии "Николай Вавилов" 1990г. СП СССР-Германия.
  Игра Богдана Ступки в роли Лысенко впечатляет всех. Но, конечно, ангажированно, однако Ступка перерос рамки навязанного негативного образа, его Лысенко вызывает сочувствие.
Ингеборга Дапкунайте в 1990г.(и сейчас) красива, актёрски-пластична, но с сильно выраженным балтийским акцентом - что на сей раз меня отталкивало от ее роли секретарши Н.И. Вавилова. Ей к тому же недостаёт на мой взгляд сценической речи, зачем ее не переозвучивали?

Нравится Ирина Купченко, её своя узнаваемая индивидуальность, эта строгость,  и вместе затаённая страстность натуры, внутренняя сила, выражаемая скупыми штрихами. Здесь она играла роль второй жены Николая Вавилова. Недавно см комедию "Приходи на меня  посмотреть", в которой Ирина Купченко в паре с Олегом Янковским создали тонкий и остро-пряный ансамбль в этой, в общем новогодней сказочке, так что ради этого стоит позже еще раз посмотреть, как и выучить романс "Приходи на меня посмотреть" в фильме в титрах в  piano-тихонечно, но словно колыбельно или медитативно в исп. Елены Камбуровой.

остальное потом.
Мечтаю дорасти до того, чтобы прочесть наконец основные романы Достоевского и посмотреть их киноэкранизации Иваном Пырьевым, пока вот не впрягаюсь, или времени недостает, или мотива, помимо поверхностного, а надо чтобы глубинный мотив. Пока же боюсь погружаться в темные дебри иррационального.

Найти хорошие фильмы для отдыха, но и не только для отдыха, а для зарядки духа новой энергией созидания(она есть в советском кино, даже избыток местами)- непросто. При заявленной сверхзадаче лишь немногие кино-образцы прошли проверку временем. И в ретро-кино немало суррогата и скучного, халтурного и просто неумелого. Выдающееся единично во всех видах искусств и всего прочего. А времени на непопадания и пустое времяпрепровождение "для отдыха" — жаль.

3 мая 2023г.
0ч. 05м.

https://zera-cherkesov.livejournal.com/425747.html