Поэтический шедевр Роберта Рождественского

Музей Шедевров Современной Поэзи
ПРОСТИ И ПРОЩАЙ


Дата и место рождения: 20 июня 1932;г., Косихинский район
Дата и место смерти: 19 августа 1994;г., Переделкино
Супруга: Алла Борисовна Киреева (в браке с 1953 г. до 1994 г.)
Внуки: Алексей Дмитриевич Бирюков, Дмитрий Дмитриевич Бирюков, Данила Дмитриевич Бирюков
Дети: Екатерина Робертовна Рождественская, Ксения Робертовна Рождественская
Книги: Все начинается с любви..., Стихотворения, ЕЩЁ
Родители: Станислав Никодимович Петкевич, Вера Павловна Фёдорова



Роберт Рождественский
Первое стихотворение Роберта Рождественского появилось в газете, когда ему было 9 лет.
Будущий поэт два раза поступал в Литературный институт, а когда стал студентом, сразу познакомился с будущими шестидесятниками.
 Его стихи легко ложились на музыку и часто становились песнями, которые звучали на эстраде и в кинофильмах.
 Рождественский занимался переводами и публицистикой, а в последние годы жизни издал первый поэтический сборник Владимира Высоцкого
и стихи Осипа Мандельштама и Марины Цветаевой.





ПРОСТИ И ПРОЩАЙ

https://youtu.be/iz_jAvOxFSY

музыка Игоря Крутого
стихи Роберта Рождественского

Прости и прощай, прошлая моя печаль.
Прощай и прости, все мои грехи отпусти.
Но кто виноват? Не знаю, кто виноват.
Без тебя мне в комнате темно,
Птица, залетевшая в окно.

Припев:

Ты была и пыткой и мечтой
И грешной и святой, как жизнь сама.
Ты была, была ты шелестом лесным.
В моей судьбе дождем грибным.
Радостью была.

Вернись, позови, нет мне без тебя любви.
Но ты, ты мне одна словно песня сердцу нужна.
Как хочется мне увидеть солнце во окне.
Но без тебя мне в комнате темно,
Птица, залетевшая в окно.

Припев:

Ты была торжественной зарей!
Распахнутой землей!
Но ты была!
Ты была десницей вечного тепла.
Как счастлив я, что ты была.
Все-таки была...

_______________________________

 





   СУПЕР ПОЭЗИЯ

   ВЕЛИКОГО ПОЭТА

   РОБЕРТА РОЖДЕСТВЕНСКОГО






* * *

 

А. Пахмутовой

 

Вроде просто:

        найти и расставить слова.

Жаль, что это все реже.

И все больней...

Вновь бумага лежит —

         ни жива, ни мертва —

будто знает,

что ты прикоснешься к ней.

 

Но ведь где–то есть он,

              в конце концов,

тот —

единственный,

необъяснимый тот —

гениальный порядок

             привычных нот,

гениальный порядок

            обычных слов.


__________________________

Голос

 

Е. Евтушенко

 

Такая жизненная полоса,

а, может быть, предначертанье свыше.

Других

я различаю голоса,

а собственного голоса

                не слышу.

И все же он, как близкая родня,

единственный,

кто согревает в стужу.

До смерти будет он

                внутри меня.

Да и потом

не вырвется наружу.
_____________________________


* * *

 

Гром прогрохотал незрячий.

Ливень ринулся с небес...

Был я молодым,

         горячим,

без оглядки в драку

лез!..

А сейчас прошло геройство, –

видимо, не те года...

 

А теперь я долго,

             просто

жду мгновения, когда

так: не с ходу и не с маху,—

утешеньем за грехи,—

тихо

   лягут на бумагу

беззащитные

стихи.

________________________

Долги

 

Пришла ко мне пора платить долги.

А я–то думал,

что еще успею...

Не скажешь,

       что подстроили враги.

Не спрячешься за юношеской спесью.

И вот я мельтешу то здесь, то там.

Размахиваю разными словами:

«Я расплачусь с долгами!

Я отдам!..

Поверьте мне!..»

Кивают головами

леса и травы,

      снегопад и зной,

село Косиха, Сахалин и Волга.

Живет во мне,

       смеется надо мной

Немыслимая необъятность долга!

Ждет каждая секунда.

             Ждут года.

Озера, полные целебной влаги.

Мелькнувшие, как вспышка, города.

Победные

и траурные флаги.

Медовый цвет клокочущей ухи.

Моей Москвы

всесильные зарницы.

И те стихи,

      те — главные — стихи,

которые лишь начинают сниться.

 

И снова полночь душу холодит.

И карандаш с бессонницею спорит.

И женщина

в глаза мои глядит.

(Я столько должен ей,

        что страшно вспомнить!)

— Плати долги!..

Плати долги, чудак!..

Давай начистоту

         судьбу продолжим...

 

Плачу.

Но каждый раз выходит так:

чем больше отдаешь,

тем больше должен.

_______________________________

* * *

 

Дружище, поспеши.

Пока округа спит,

сними

    нагар с души,

нагар пустых обид.

 

Страшась никчемных фраз,

на мотылек свечи,

как будто в первый раз,

взгляни

и промолчи...

 

Придет заря,

шепча.

Но –

  что ни говори –

бывает, что свеча

горит

светлей зари.

____________________

За того парня

 

Я сегодня до зари

встану.

По широкому пройду

полю.

Что-то с памятью моей

стало:

всё, что было не со мной,

помню.

 

Бьют дождинки по щекам

впалым.

Для вселенной двадцать лет –

мало.

Даже не был я знаком

с парнем,

обещавшим:

«Я вернусь, мама!..»

 

А степная трава

пахнет горечью.

Молодые ветра

зелены.

Просыпаемся мы.

И грохочет над полночью

то ли гроза,

то ли эхо

прошедшей войны.

 

Обещает быть весна

долгой.

Ждёт отборного зерна

пашня.

И живу я на земле

доброй

за себя

и за того парня.

 

Я от тяжести такой

горблюсь.

Но иначе жить нельзя,

если

всё зовёт меня

его голос,

всё звучит во мне

его песня.

 

А степная трава

пахнет горечью.

Молодые ветра

зелены.

Просыпаемся мы.

И грохочет над полночью

то ли гроза,

то ли эхо

прошедшей войны.

_________________________

* * *

 

Алёне

 

Знаешь,

я хочу, чтоб каждое слово

этого утреннего стихотворенья

вдруг потянулось к рукам твоим,

словно

соскучившаяся ветка сирени.

Знаешь,

я хочу, чтоб каждая строчка,

неожиданно вырвавшись из размера

и всю строфу

разрывая в клочья,

отозваться в сердце твоем сумела.

Знаешь,

я хочу, чтоб каждая буква

глядела бы на тебя влюбленно.

И была бы заполнена солнцем,

будто

капля росы на ладони клена.

Знаешь,

я хочу, чтоб февральская вьюга

покорно у ног твоих распласталась.

 

И хочу,

чтобы мы любили друг друга

столько,

сколько нам жить осталось.

 

1973
_____________________________
Мгновения

 

Не думай о секундах свысока.

Наступит время, сам поймёшь, наверное, –

свистят они,

                как пули у виска,

мгновения,

            мгновения,

                мгновения.

 

У каждого мгновенья свой резон,

свои колокола,

                своя отметина,

Мгновенья раздают – кому позор,

кому бесславье, а кому бессмертие.

 

Мгновения спрессованы в года,

Мгновения спрессованы в столетия.

И я не понимаю иногда,

где первое мгновенье,

                где последнее.

 

Из крохотных мгновений соткан дождь.

Течёт с небес вода обыкновенная.

И ты порой почти полжизни ждёшь,

когда оно придёт, твоё мгновение.

 

Придёт оно, большое, как глоток,

глоток воды во время зноя летнего.

А в общем,

надо просто помнить долг

от первого мгновенья

                до последнего.

 

Не думай о секундах свысока.

Наступит время, сам поймёшь, наверное, –

свистят они,

                как пули у виска,

мгновения,

            мгновения,

                мгновения.

______________________________________

* * *

 

Может быть, всё-таки

мне повезло,

если я видел время

запутанное,

время запуганное,

время беспутное,

которое то мчалось,

то шло.

А люди шагали за ним

по пятам.

Поэтому я его хаять

не буду...

 

Все мы –

гарнир к основному

блюду,

которое жарится где-то

Там.

______________________

* * *

 

Алёне

 

Мы совпали с тобой,

          совпали

в день, запомнившийся навсегда.

Как слова совпадают с губами.

С пересохшим горлом –

вода.

 

Мы совпали, как птицы с небом.

Как земля

      с долгожданным снегом,

совпадает в начале зимы,

так с тобою

                совпали мы.

 

Мы совпали,

        ещё не зная

ничего

о зле и добре.

 

И навечно

      совпало с нами

это время в календаре.

____________________________

* * *

 

Над головой

            созвездия мигают.

И руки сами тянутся

                к огню...

 

Как страшно мне,

                что люди привыкают,

открыв глаза,

не удивляться дню.

Существовать.

Не убегать за сказкой.

И уходить,

          как в монастырь,

                в стихи.

Ловить Жар–птицу

для жаркого

           с кашей.

А Золотую рыбку –

                для ухи.

 

1970

_________________________________

* * *

 

Нахожусь ли

          в дальних краях,

ненавижу

       или люблю –

от большого,

от главного

          я –

четвертуйте –

не отступлю.

Расстреляйте –

не изменю

флагу

    цвета крови моей...

Эту веру я свято храню

девять тысяч

          нелёгких

                дней.

С первым вздохом,

с первым глотком

материнского молока

эта вера

        со мной.

И пока

я с дорожным ветром

                знаком,

и пока, не сгибаясь,

                хожу

по не ставшей пухом

земле,

и пока я помню о зле,

и пока с друзьями дружу,

и пока не сгорел в огне,

эта вера

      будет

          жива.

Чтоб её уничтожить во мне,

надо сердце убить

сперва.

___________________________

Памяти Михаила Светлова

 

Какие памятники

          ставятся волшебникам?

Из мрамора?

Из бронзы?

Из стекла?..

 

Довольствуемся

            слабым утешением,

что нас позвали

важные дела.

Так повелось,

          что вечера

                задымлены

и опровергнуть

          ничего нельзя...

При жизни —

рядовые собутыльники.

А после смерти —

лучшие друзья...

 

Однажды в полдень

            сказку встретить можно.

Не проходи

и запросто присядь.

А сказка

       курит,

пьет коньяк с лимоном

и спрашивает:

          «Как живешь, босяк?..»

И вот уже

сначала жизнь задумана!

Построен за ночь

          город на песке...

 

Сидит на стуле

добрая

сутулая

романтика

       в усталом пиджачке.

Она и не кончалась —

                время не было.

Она не отдыхала —

век

  не тот.

Она,

прервав остроты,

            нежно–нежно

на солнце

        руку тонкую кладет.

Молчит —

а пальцы слушаются слабо.

И непривычно тихо за столом...

Струится и подрагивает

                слава,

как воздух

над пылающим костром.

 

1966

_________________________


Памяти Хемингуэя

 

Уходят,

     уходят могикане.

Дверей не тронув.

Половицами не скрипнув.

Без проклятий уходят.

Без криков.

Леденея.

Навсегда затихая.

 

Их проклинали

          лживо,

хвалили

лживо.

Их возносили.

От них отвыкали...

Могикане

удивлялись и жили.

Усмехались и жили

могикане.

Они говорили странно,

поступали странно.

Нелепо.

    Неумно.

         Неясно...

 

И ушли,

не испытав

      страха.

Так и не научившись

бояться.

Ушли.

Оставили

    ветер весенний.

Деревья,

посаженные своими руками.

Ушли.

Оставили

     огромную землю,

которой очень нужны

могикане.

_____________________



Песня о далёкой Родине

 

Я прошу, хоть ненадолго,

боль моя, ты покинь меня.

облаком, сизым облаком,

ты полети к родному дому,

отсюда к родному дому.

   

Берег мой, покажись вдали

краешком, тонкой линией.

Берег мой, берег ласковый,

ах, до тебя, родной, доплыть бы,

доплыть бы хотя б когда-нибудь.

 

Где-то далеко, где-то далеко

идут грибные дожди.

Прямо у реки, в маленьком саду,

созрели вишни, склонясь до земли.

 

Где-то далеко, в памяти моей,

сейчас, как в детстве, тепло,

хоть память укрыта

такими большими снегами.

 

Ты, гроза, напои меня,

допьяна, да не до смерти.

Вот опять, как в последний раз,

я всё гляжу куда-то в небо,

 

как будто ищу ответа...



https://youtu.be/howt8gN1ieI

_____________________________


Письмо про дождь

 

Идут

обыденные дожди,

по собственным лужам

скользя.

Как будто они поклялись

идти, –

а клятву нарушить

нельзя...

Даже смешно –

ничего не ждешь.

Никакого чуда

не ждешь.

Засыпаешь –

  дождь.

Просыпаешься –

  дождь.

Выходишь на улицу –

  дождь.

И видишь только

пустую мглу,

город видишь

пустой.

Газировщица

скрючилась на углу –

упорно

  торгует водой.

А воды вокруг! –

   Столько воды,

просто некуда разливать.

Это все равно,

  что идти торговать

солнцем –

там, где сейчас

  ты!..

Послушай,

а может быть, и у вас

такая же чехарда?

У подъезда в глине

   «газик» увяз,

на балконе слоем –

   вода...

Если так –

значит, в мире какая–то ложь!

Так не должно быть!

Нет!

Потому что нужно:

   если мне –

    дождь,

то тебе –

солнечный свет.

Как дочка, солнечный!

   Как слюда!

Как трескучая пляска огня!

У тебя не должно быть дождей

   никогда.

Пусть они идут

у меня...

А они идут –

  слепые дожди.

Ни деревьев нет,

  ни травы...

 

Пожалуйста,

  это письмо

порви.

И меня за него

  прости.

А впрочем,

дело совсем не в нем.

Просто, трудно терпеть.

Море гудит за моим окном,

как поезд,

   идущий к тебе.

 

1964_______________________


Помните!

(Глава из поэмы «Реквием»)

 

Помните!

Через века,

            через года, –

помните!

О тех,

кто уже не придёт

                никогда, –

помните!

Не плачьте!

В горле

        сдержите стоны,

горькие стоны.

Памяти

       павших

              будьте

                достойны!

Вечно

достойны!

Хлебом и песней,

мечтой и стихами,

жизнью

       просторной,

каждой секундой,

каждым дыханьем

будьте

достойны!

Люди!

Покуда сердца

              стучатся, –

помните!

Какою

ценой

завоёвано счастье, –

пожалуйста,

            помните!

Песню свою

           отправляя в полёт, –

помните!

О тех,

кто уже никогда

                не споёт, –

помните!

Детям своим

            расскажите о них,

чтоб

запомнили!

Детям

      детей

расскажите о них,

чтобы тоже

запомнили!

Во все времена

               бессмертной

                Земли

помните!

К мерцающим звёздам

                ведя корабли, –

о погибших

помните!

Встречайте

           трепетную весну,

люди Земли.

Убейте

       войну,

прокляните

войну,

люди Земли!

Мечту пронесите

                через года

и жизнью

наполните!..

Но о тех,

кто уже не придёт

                никогда, –

заклинаю, –

помните!

____________________________

* * *

 

Помогите мне, стихи!

Так случилось почему–то:

на душе

темно и смутно.

Помогите мне,

          стихи.

Слышать больно.

           Думать больно.


Помогите мне,

          стихи,

в это самое мгновенье

выдержать,

не впасть в неверье.

Помогите мне,

          стихи.

Вы не уходите прочь,

помогите, заклинаю!

Чем?

А я и сам не знаю,

чем вы можете

          помочь.

Разделите эту боль,

научите с ней расстаться.

 

Помогите мне

        остаться

до конца

самим собой.

Выплыть.

Встать на берегу,

снова

     голос

        обретая.

Помогите...

 

И тогда я

сам

  кому–то помогу.

_____________________

* * *

 

A. K.

 

Приходить к тебе,

             чтоб снова

просто

вслушиваться в

голос;

и сидеть на стуле,

сгорбясь,

и не говорить ни

слова.

Приходить,

       стучаться в двери,

замирая, ждать

ответа...

Если ты узнаешь

это,

то, наверно, не

поверишь,

то, конечно,

захохочешь,

скажешь:

«Это ж глупо

очень...»

Скажешь:

«Тоже мне –

      влюбленный!» –

и посмотришь

удивленно,

и не усидишь на

месте.

Будет смех звенеть

рекою...

 

Ну и ладно.

       Ну и смейся.

Я люблю тебя

         такою.

_____________________

Следы

 

Я люблю,

     когда над городом —

                снег,

неуверенно кружащийся,

ничей.

Неживой,

     мохнатый,

            медленный снег

одевает в горностаи

москвичей.

В горностаевом пальто

идет студент.

В горностаи

         постовой разодет...

Я люблю смотреть

             на белую рябь.

Фонари плывут над улицей —

горят.

Как наполненные пламенем

                ноли,

по–домашнему

горят фонари.

Пухлый снег идет,

и я за ним

         бегу.

Снег запутался в сплетенье кустов...

 

На снегу,

на очень тихом

             снегу —

восклицательные знаки

следов!

 

1961

_____________________


* * *

 

Смеркается.

Пахнет леском перегретым...

Но я не об этом!

Совсем

    не об этом.

 

Я знаю, как трудно рождается

              слово.

Когда оно истинно.

И безусловно.

Прозрачно.

Пока что ни в чем не повинно.

А ты,

  надрываясь, грызешь пуповину

и мечешься:

— Люди!

Вы слово

     искали.

Берите!

Пока его не затаскали.

Скорее!

Пусть кто–нибудь станет

               пророком...

Нависла жара над высоким порогом.

Кукушка старается:

чет или нечет.

У самого уха стрекочет кузнечик.

Шуршит муравейник.

Ворона фальшивит.

И стебель цветка под пчелою

                пружинит.

Готовятся к полднику жители ясель.

Зеленою тучею кажется ясень.

Он что–то бормочет надменно

                и глухо.

Он так величав,

что становится глупо

рядиться в пророка,

считаться поэтом...

 

Но я не об этом!

Совсем

    не об этом.

___________________


Сначала в груди возникает надежда...

 

Сначала в груди возникает надежда,

неведомый гул посреди тишины.

Хоть строки

еще существуют отдельно,

они еще только наитьем слышны.

Есть эхо.

Предчувствие притяженья.

Почти что смертельное баловство...

И - точка.

И не было стихотворенья.

Была лишь попытка.

Желанье его.

 

1975

______________________

Спелый ветер дохнул напористо...

 

Спелый ветер дохнул напористо

и ушел за моря...

Будто жесткая полка поезда -

память моя.

А вагон

на стыках качается

в мареве зорь.

Я к дороге привык.

И отчаиваться

мне

не резон.

Эту ношу транзитного жителя

выдержу я...

Жаль, все чаще и все неожиданней

сходят друзья!

Я кричу им:

«Куда ж вы?!

Опомнитесь!..»

Ни слова в ответ.

Исчезают за окнами поезда.

Были -

и нет...

Вместо них,

с правотою бесстрашною

говоря о другом,

незнакомые, юные граждане

обживают вагон.

Мчится поезд лугами белесыми

и сквозь дым городов.

Все гремят и гремят под колесами

стыки годов...

И однажды негаданно

затемно

сдавит в груди.

Вдруг пойму я,

что мне обязательно

надо сойти!

Здесь.

На первой попавшейся станции.

Время пришло...

Но в летящих вагонах

останется

и наше тепло.

 

1976
__________________________

* * *

 

Е. Евтушенко

 

Такая жизненная полоса,

а может быть,

предначертанье свыше:

других

я различаю голоса,

а собственного голоса

не слышу.

И все же он, как близкая

родня,

единственный,

кто согревает в стужу.

До смерти будет он

внутри меня.

Да и потом

не вырвется наружу.

 

[1994]

______________________

Творчество

 

Эрнсту Неизвестному

 

Как оживает камень?

Он сначала

не хочет верить

             в правоту резца..

Но постепенно

из сплошного чада

плывет лицо.

Верней —

        подобие лица.

 

Оно ничье.

Оно еще безгласно.

Оно еще

      почти не наяву.

Оно еще

безропотно согласно

принадлежать

        любому существу.

Ребенку,

        женщине,

               герою,

                старцу...

Твк оживает камень.

Он —

    в пути.

Лишь одного не хочет он:

остаться

таким, как был.

И дальше

       не идти...

Но вот уже

        с мгновением великим

решимость Человека

сплетена.

Но вот уже

        грудным, просящим криком

вся мастерская

до краев полна:

«Скорей!

      Скорей, художник!

Что ж ты медлишь?

Ты не имеешь права

                не спешить!

Ты дашь мне жизнь!

Ты должен.

Ты сумеешь.

Я жить хочу!

Я начинаю жить.

Поверь в меня

           светло и одержимо.

Узнай!

Как почку майскую,

                раскрой.

Узнай меня!

Чтоб по гранитным жилам

пошла

    толчками

           каменная

                кровь...

Поверь в меня!..

Высокая,

живая,

по скошенной щеке

             течет слеза..

Смотри!

Скорей смотри!

Я открываю

печальные

       гранитные

               глаза.

Смотри:

я жду взаправдашнего

                ветра.

В меня уже вошла

              твоя весна!..»

 

А человек,

который создал

             это,—

стоит и курит

около окна.

 

1961
___________________

ПОЭТИЧЕСКИЙ СУПЕР ШЕДЕВР




* * *

 

Тихо летят паутинные нити.

Солнце горит на оконном стекле.

Что–то я делал не так;

извините:

жил я впервые на этой земле.

Я ее только теперь ощущаю.

К ней припадаю.

И ею клянусь...

И по–другому прожить обещаю.

Если вернусь...

 

Но ведь я не вернусь.

_________________________


Утро

 

В. Соколову

 

Есть граница между ночью и утром,

между тьмой

       и зыбким рассветом,

между призрачной тишью

и мудрым

ветром...

 

Вот осиновый лист трясется,

до прожилок за ночь промокнув.

Ждет,

   когда появится солнце...

В доме стали заметней окна.

Спит,

  раскинув улицы,

             город,

все в нем —

от проводов антенных

до замков,

     до афиш на стенах,—

все полно ожиданием:

скоро,

скоро!

     скоро!!—

вы слышите?—

          скоро

птицы грянут звонким обвалом,

растворятся,

сгинут туманы...

Темнота заползает

в подвалы,

в подворотни,

в пустые карманы,

наклоняется над часами,

смотрит выцветшими глазами

(ей уже не поможет это),—

и она говорит голосами

тех,

кто не переносит

света.

Говорит спокойно вначале,

а потом клокоча от гнева:

— Люди!

Что ж это?

Ведь при мне вы

тоже кое–что

       различали.

Шли,

  с моею правдой не ссорясь,

хоть и медленно,

            да осторожно...

Я темней становилась нарочно,

чтоб вас не мучила совесть,

чтобы вы не видели грязи,

чтобы вы себя

         не корили...

Разве было плохо вам?

Разве

вы об этом тогда

говорили?

Разве вы тогда понимали

в беспокойных красках рассвета?

Вы за солнце

    луну принимали.

Разве я

    виновата в этом?

 

Ночь, молчи!

Все равно не перекричать

разрастающейся вполнеба зари.

Замолчи!

Будет утро тебе отвечать.

Будет утро с тобой говорить.

 

Ты себя оставь

      для своих льстецов,

а с такими советами к нам

                не лезь —

человек погибает в конце концов,

если он скрывает

       свою болезнь.

...Мы хотим оглядеться

           и вспомнить теперь

тех,

  кто песен своих не допел до утра...

Говоришь,

     что грязь не видна при тебе?

Мы хотим ее видеть!

Ты слышишь?

Пора

знать,

   в каких притаилась она углах,

в искаженные лица врагов взглянуть,

чтобы руки скрутить им!

Чтоб шеи свернуть!

...Зазвенели будильники на столах.

А за ними

    нехотя, как всегда,

коридор наполняется скрипом дверей,

в трубах

    с клекотом гулким проснулась вода.

 

С добрым утром!

Ты спишь еще?

Встань скорей!

Ты сегодня веселое платье надень.

Встань!

Я птицам петь для тебя велю.

Начинается день.

Начинается

          день!

Я люблю это время.

Я

жизнь люблю!

____________________


Фотография поэта

 

Мгновенье

остановлено нечетко.

Видны глаза

и больше ничего...

Круги забвенья

и круги почета

не слишком-то влияли на него.

Он, выступая,

тряс седою прядкой,

насмешек над собой

не замечал.

Был одиноким,

как прыгун над планкой.

И в дружеских компаниях

скучал.

Лишь перед смертью

показал характер.

 

В свои болезни уходить не стал,

и время,

то, что он когда-то тратил,

в конце концов

почти что наверстал.

Спешил он так безудержно и горько,

такой живою

стала вдруг строка!..

 

Жаль,

не хватило малости какой-то.

Минут каких-то.

Мига.

Пустяка.

 

1977

________________

Хиросима

 

Город прославился так:

Вышел

  военный чудак,

старец

  с лицом молодым.

«Парни, –

сказал он, –

летим!

Мальчики,

  время пришло,

Дьявольски нам повезло!..»

В семь сорок девять утра

все было так, как вчера.

«Точка...–

вздохнул офицер, –

чистенько

вышли

  на цель...»

В восемь двенадцать утра

сказано было:

  «Пора!..»

В восемь пятнадцать,

  над миром взлетев,

взвыл торжествующе

дымный клубок!

Солнце зажмурилось,

похолодев.

Вздрогнули оба:

и «боинг»,

и бог!..

Штурман воскликнул:

  «Ой, как красиво!..»

В эту секунду

  в расплавленной мгле

рухнули

все представленья о зле.

Люди узнали,

  что на Земле

есть Хиросима.

И нет Хиросимы.

_________________

* * *

 

Хотя б во сне давай увидимся с тобой.

Пусть хоть во сне

       твой голос зазвучит...

В окно —

       не то дождем,

              не то крупой

с утра заладило.

И вот стучит, стучит...

Как ты необходима мне теперь!

Увидеть бы.

Запомнить все подряд...

За стенкою о чём–то говорят.

Не слышу.

       Но, наверно,— о тебе!..

Наверное,

      я у тебя в долгу,

любовь, наверно, плохо берегу:

хочу услышать голос —

                не могу!

Лицо пытаюсь вспомнить —

                не могу!..

 

...Давай увидимся с тобой хотя б во сне!

Ты только скажешь, как ты там.

                И всё.

И я проснусь.

И легче станет мне...

Наверно, завтра

         почта принесет

письмо твое.

 

А что мне делать с ним?

Ты слышишь?

Ты должна понять меня —

хоть авиа,

       хоть самым скоростным,

а все равно пройдет четыре дня.

Четыре дня!

А что за эти дни

случилось —

          разве в письмах я прочту?!

Как эхо от грозы, придут они...

 

Давай увидимся с тобой —

                я очень жду —

хотя б

во сне!

А то я

не стерплю,

в ночь

выбегу

     без шапки,

          без пальто...

Увидимся давай с тобой,

                а то...

А то тебя сильней я полюблю.

_____________________________


Художник

 

А он –

       неуёмный, как мастер,

не ведает

вновь ничего.

И более всякой напасти

страшится

          себя самого.

И снова –

          сплошные препоны.

И в мире не создано книг.

И вновь –

          пред началом работы –

он сам у себя

ученик.

______________________________


Эхо любви

 

Покроется небо

пылинками звёзд,

и выгнутся ветки упруго.

Тебя я услышу за тысячу верст.

Мы – эхо,

мы – эхо,

мы – долгое эхо друг друга.

 

И мне до тебя,

где бы ты не была,

дотронуться сердцем не трудно.

Опять нас любовь за собой позвала.

Мы – нежность,

мы – нежность.

мы – вечная нежность друг друга.

 

И даже в краю

наползающей тьмы,

за гранью смертельного круга,

я знаю, с тобой не расстанемся мы.

Мы – память,

мы – память.

мы – звёздная память друг друга.

__________________________________

* * *

 

Я верующим был.

Почти с рожденья

я верил с удивленным наслажденьем

в счастливый свет

       домов многооконных...

Весь город был в портретах,

           как в иконах.

И крестные ходы —

       по–районно —

несли

свои хоругви и знамена...

 

А я писал, от радости шалея,

о том, как мудро смотрят с Мавзолея

на нас вожди «особого закала»

(Я мало знал.

И это помогало.)

Я усомниться в вере:

    не пытался.

 

Стихи прошли.

А стыд за них

   остался.

___________________



* * *

 

Я спокоен, я иду своей дорогой.

Не пою, что завтра будет веселей.

Я – суровый,

           я – суровый,

                я суровый.

Улыбаешься в ответ:

а я – сирень.

 

Застываю рядом с мраморной колонной,

Удивляюсь, почему не убежал.

Я – холодный,

          я – холодный,

                я – холодный.

Улыбаешься в ответ:

а я – пожар.

 

Я считаю перебранку бесполезной.

Всё в порядке, пусть любовь повременит.

Я – железный.

          Я – железный.

                Я – железный!

Улыбаешься в ответ:

а я – магнит.
________________________

Я строил из себя...

 

Я строил из себя

                пожившего.

Пожившего.

Поднаторевшего.

Усталого и отспешившего.

Уверенного.

В меру грешного.

И понял вдруг,

             что вот

                по улице,

как существо необычайное,

пронёс себя

           известный умница,

весь выстроенный

из молчания!

А этот застарелый путаник –

в берете,

     с палкой не по росту, -

он выстроил себя

из пуговиц,

из брюк и пиджака

                в полоску…

А этот –

     в анекдотах пустеньких.

А тот –

        в загадочном загаре.

А этот –

приложенье

          к усикам

и скромный постамент

к сигаре…

А вот,

     цедя слова задавленно,

руками бледными колыша,

шагают

юные фундаменты.

Без стен

(не говоря о крышах!).

Считают:

        надо торопиться.

Прислушиваются к разговорам…

 

Так

по крупице,

           по крупице

мы строим из себя

кого-то.

Как будто время

               опустело.

И не окликнет.

И не спросит…

 

Тут

    думать надо.

Делать дело.

Оно тебя само

построит. 

 

1987

________________