Мы вернёмся!

Анель 2
 Посвящается труженикам металлургического завода имени
 Кирова / Макеевка Сталинская область 1941 – 1943 гг./ и моему
 отцу Георгию Витальевичу, уроженцу г. Нижнего Тагила,               
 приехавшему на Донбасс для восстановления металлургического
 завода в Макеевке.

               
Тугие удары моторов
И трубы ревут, словно вихрь.
В машине воздушных напоров
Жжёт пекло в цилиндрах стальных.
Ком шихтовый пляшет и тает:
Здесь домна рождает чугун.
Рекой сплав журчащий стекает,
Оранжево-белый Горюн.
И всё бы тут было как надо:
Взрастала донбасская мощь,
Но с горном сплылась канонада,
Завод ждёт октябрьская дрожь.   
             . . .
Надрывный гудок. Он – прощальный.
Приказ Комитета таков:
Участвует фактор моральный
К отправке важнейших цехов.
Душа жерлом ада горела,
У каждого с мыслью слита:
– Всё ближе к границе гиена,
Уральская манит верста.    
Как горько, как больно, как страшно:
Родная пылает земля,
А время кричало протяжно:
– На доле отсчёт «Всё с нуля».
             . . .
Спешили, снимали, грузили:
Моторы, станки, корпуса …
Так преданы Родине были!
Союз – как в сплетенье лоза.
Вагоны с хозяйством, вагоны …
Отправка в сибирскую даль.
На стыках больших эшелоны
Наскоком бьют крепкую сталь.
И мелом, как штамп: «Мы вернёмся!»            
Иван написал на стене.
– Не зря «металлистом» зовёмся,
Расплавим войну на огне.
             . . .
Фронт брал молодых и отборных,
Умельцев к себе – дальний тыл.
Печальный тембр соло валторны
Кипучую гавань закрыл.
Тревожная тишь: в ожиданьи,
Что враг вот-вот-вот и войдёт.
Казалось – дыра в мирозданьи,
Сердца горожан засосёт.
Лишь ветер, как пёс беспризорный,
С конторской бумагой играл.
Колючие заросли тёрна
Венцом уводили в астрал.
             . . .
Стучат на колёсах недели,
Как стало известно потом:
С бомбёжками люди редели,
А цель – за Уральским хребтом.
Ночные пути, маскировка,
Закрыты сигналов глазки.
Живая с табло блокировка
Спасала дорог позвонки.
Глаза человеческой силы –
Терпенье и совесть людей.
И только их скроют могилы,
Да голод прозябших детей.
            . . .
Железное сердце Отчизны,
Военный щит – Нижний Тагил;
Армада для будущей жизни,
В себе дух народа сплотил.
Землянки, бараки и холод.
Пайки, до смешного – еда.
Сподвижник у повара – голод:
Крапива в меню, лебеда.
Без стен, на таёжных просторах,
Где небо открыто ветрам,
Земляк на станках и опорах               
Металл для «Катюш» выпускал.
            . . .
Призыв боевой «Всё для фронта!»
По-братски на кладку привёл
В коллекцию крепкого фонда
Метровую надпись времён.
 «Макеевцы! Вы здесь куёте
Победу над сильным врагом!»
Высокое имя в почёте
«Стахановец» – ас с образцом.
Вперёд, пролиставши страницы
Минувших истории лет,
Отметим: с любовью тагильцы
Хранили мотив эстафет.
            . . .
Сентябрь сорок третьего года.
Ликует салютом Москва.
В Донбассе льёт счастье свобода.
Какие нужны здесь слова?
И снова в «Известиях» скажет
Взволнованным текстом Иван:
«Флаг красный над городом нашим,
Союзный! Он лучший из стран!
Привет, вам мои заводчане.
Я снова трудиться готов
Всем сердцем на доменном стане.
Привет от донбасских сынов!

*Горюн — река в России, левый приток Чагодощи (бассейн Волги).
*Иван Григорьевич Коробов (Макеевка) — российский и советский металлург.
Знатный доменщик страны Иван Коробов, покидая завод имени Кирова в 1941 году, мелом написал: «Мы вернёмся!». Завод эвакуировали в Нижний Тагил (Средний Урал).
В сентябре 1943 года Макеевка была освобождена от немецких захватчиков. 8 сентября в газете «Известия» Иван Григорьевич написал: «Горько мне было уходить из родного города, тяжко расставаться с заводом … Но ни на секунду ни одного из нас не было сомнения, что мы вернёмся в Макеевку. Макеевка наша! Над Макеевкой вновь развивается красный флаг… Здравствуй, Макеевка! Привет тебе, освобождённой!» (Макеевка. История города. Книга 3).

*Живая блокировка –  способ движения поездов по принципу автоблокировки с временными проходными сигналами, управляемыми вручную работниками-сигналистами. Движение по «живой» блокировке устанавливается в целях временного увеличения пропускной способности участка при одностороннем движении.
При введении «живой» блокировки основной способ сигнализации по движению поездов не используется. На перегонах расставляются заранее проинструктированные сигналисты, которые снабжаются ручными (дневными и ночными) сигналами, петардами, тремя переносными сигнальными щитами, дающими показания зелёного, жёлтого и красного сигналов, и сигнальными фонарями для замены щитов в тёмное время суток, иногда телефонной связью полевого типа. Сигналисты находятся один от другого на расстоянии взаимной видимости сигналов (около 1 км). Применение «живой» блокировки целесообразно при нарушении средств связи, сигнализации, в экстремальных условиях (напр., на прифронтовых железных дорогах).

*Метровую надпись «Макеевцы! Вы здесь куёте победу над врагом!», написанную в одном из цехов металлургического завода на стене, нижнетагильцы не стирали более 20 лет после ВОВ.