Тыпылуд. Молитва

Надежда Соловьёва5
Прошение - мольба языческих верований, в посевную
/По воспоминаниям жительницы д. Гурезь - Пудга, Соловьевой Любови Ивановны – светлая ей память /.
Её род по материнской линии ходил молиться в дубовую рощу. В Гурезь-Пудге, в огороде за клетью стоял  столетний, наполовину уже высохший дуб.
Но даже сухие ветки, уже упавшие с дуба, не разрешали убирать. Это была малая куала (молельня). Церемонию молений в Тыпылуде, их порядок проведения, она не знает. Её мама об этом не говорила, научила только молиться старым богам и традициям удмуртского народа. Мать её была уже новокрещённой, пришла в Гурезь-Пудгу из села Бураново  в голодный 1921 год лечить младенца с акушерским вывихом, а нашла свою судьбу (буран-баба Федоська – целительница детских болезней, при помощи массажа могла выпрямить искривлённые от рахита ноги. От пневмонии и других простудных заболеваний излечивала травяными ваннами в дубовой бочке).

МОЛИТВА

Осто Инмаре! /– Боже мой!/!
Не покидай нас, Великий Бог, Светлоликий Бог.
Кылдысин – Создатель и Покровитель
всего сущего  на Земле,
будь милостив к нам, счастья ниспошли.
Инву Куазь – небесный повелитель природных стихий
ниспошли свою милость на наши посевы,
дай зерну вызреть, налиться.
Шунды – Мумы /Мать – Солнца/,
будь доброй и ласковой
к нашим посевам, по утрам вовремя
буди сына своего Солнышко,
да присмотри за его путь – дорогою,
чтобы светлой была, да безоблачной.

Смилуйся, краса ненаглядная,
Аныкай Музьем /Матушка Земля/,
Мурава твоя, земелюшка,
Мягким пологом стелется.
Велика твоя мощь,
а ширь неоглядная.
То шумишь, то поёшь
ты дубравами древними.
Не кори нас Земля–Матушка,
что покров потревожили,
чтобы жизнь продолжалась,
коноплю да рожь мы посеяли.
Видишь сколько у нашего
Рода-племени детушек?
Ты земля, сама Мать,
уроди, нам хороший хлебушек.
Уроди нам хлеба высокие,
с толстым колосом. С мощным
стеблем, как жёлтый камыш, да
о двенадцати колосьях.
А во всяком колосе,
всяко зёрнышко бы
с яйцо выросло,
Этим зернышком мы б насытились,
А гостюшки придут да кокырокам*
возрадуются и тебе, Аныкай Музьем,
почести воздадут.

А Конопля-то наша долгунцом
дружно бы поднялась, да выше крыш
домов наших выросла.
Выткем мы полотно белым бел-бело,
да рубашек сошьём всему племени.

Воршуд, хранитель счастья
всего рода нашего, прими яства –
подношения, прояви свою милость
к нам и младшим по роду.
Большего и испросить не знаю.
Сами уж рассудите – ниспошлите
Великий Инмар, Кылдысин, Инву Куазь,
Воршуд.
А если не сможете помочь,
в обиде не будем.
Ноги ходят, руки есть
как-нибудь и сами справимся.


*кокырок – (диал.) печёные пирожки из
пресного теста с рубленной репой и маком.