Что такое выученная беспомощность. Причины

Макиенко Сергей Александрович
Выученная беспомощность - это психологический феномен, при котором человек, сталкиваясь с трудными ситуациями, не верит в собственную способность к их разрешению и находится в бессильной позиции. Человек, может начать верить в то, что не может изменить свою ситуацию, даже если на самом деле у него есть возможности и ресурсы для решения проблемы. Этот феномен может проявляться в разных сферах жизни и влиять на качество жизни человека.

Причины выученной беспомощности населения России.

На общественном уровне:

1.  Исторические факторы. Долгое время в России царствует авторитарная власть, которая не стимулирует развитие гражданского общества и индивидуальной инициативы, проводит политику формального образования, которое не способствует развитию критического мышления, целостному развитию культуры и личности.
2.  Социальные факторы. Недостаточная социальная мобильность, высокая коррупция, пассивность граждан, отсутствие ощущения своей значимости и влияния на ситуацию в стране.
3.  Экономические факторы. Низкий уровень доходов населения, плохое образование и мотивационная структура населения, отсутствие рабочих мест, инфляция, нестабильность экономической ситуации и прочее.
4.  Политические факторы: отсутствие свободных выборов, недостаточная свобода слова и массового информационного доступа, отсутствие свободных СМИ, а также доктрина «верховенства» государства, создающая препятствия для участия граждан в политической жизни страны.
5.  Факторы культурной среды. Недостаточная культурная эволюция населения, отсутствие культуры общения и уважения к другим людям, высокое значение консерватизма, неспособность и нежелание граждан к критическому мышлению и нравственному поведению, отсутствие культуры самостоятельности и инициативности.

На личностном уровне:

1.  Низкая самооценка. Люди, страдающие выученной беспомощностью, обычно не верят в свои способности и навыки. Они часто переоценивают свои неудачи и недооценивают свои достижения.
2.  Страх перед ошибками. Боясь провалиться или сделать ошибку, люди с выученной беспомощностью предпочитают не принимать рискованные решения или не браться за сложные задачи.
3.  Негативный опыт в прошлом. Часто причиной выученной беспомощности становятся негативные события в прошлом, какие-то травмирующие моменты или неудачи, которые человек не смог пережить или преодолеть.
4.  Социальное окружение. Человек может быть подвержен негативным влияниям своего окружения, которые могут препятствовать ему в процессе обучения и развитии. Если родители и близкие часто повторяют ребенку, что он неспособен, глуп и не может справляться с заданиями — это может привести к выученной беспомощности.
5.  Непонимание границ контроля. Люди с выученной беспомощностью часто считают, что не имеют контроля над своей жизнью и окружающей средой. Они чувствуют себя беспомощными и беззащитными, что не позволяет им принимать на себя ответственность и контролировать свою жизнь.
6.  Социальная апатия. Причинами социальной апатии могут быть различные факторы, включая стресс, депрессию, социальную неопределенность, идеологическую разобщенность или культурную изоляцию.
7.  Отсутствие мотивации. Человек может не видеть смысла в том, чтобы развиваться и учиться новому. Это может быть связано с низкой самооценкой или страхом неудачи.
8.  Фиксированный менталитет. Человек может считать, что у него есть определенные способности и ограничения, которые невозможно изменить.
9.  Лень. Человек может чувствовать, что учиться новому требует слишком много усилий и времени, и предпочитает уклоняться от таких задач.

Выученная беспомощность – это отсутствие уверенности, самостоятельности при принятии решений и решении проблем. Все эти качества могут препятствовать развитию личности и ограничивать ее возможности, препятствуют межличностным коммуникациям и объединению в общность.