Митрополит Филипп II Московский и всея Руси

Надежда Калашникова 3
         
Русь изначальная пошла от Рюрика,
династия собрала государство,
события нам донесла история
как города боролись за главЕнство.

За управленье русским государством
спорили Новгород, Киев и Москва,
князьЯ Москвы, совместно с духовенством,
объединяли народ и города.

Семья КОлычевых рода боярского,
в Новгороде - знатная фамилия,
отец владелец дома господского,
мать – набожная, благочестивая.

Дети получили образование,
сын Фёдор обучен воинским делам,
святая вера - остов воспитания,
и было честью служение князьям.

Скончался Великий князь Василий третий,
малолетний сын Иван - наследник,
власть перешла к вдове Елене Глинской,
Андрей Старицкий – на престол соперник. *1

В Москве началась борьба за управленье,
мятеж Елена жёстко подавила,
Старицких постигло пораженье,
и КОлычевых род не пощадила.

Фёдор, сражённый жестокостью боярской,
оставил своё служенье при дворе,
давно мечтавший о жизни монастырской
тихо оставил дом, не сказав родне.

Принял решенье - жизнь посвятить Богу,
прошёл испытания в трудах мирских,
притЕкший к монастырскому порогу,
принял постриженье с именем Филипп.

В далёких Соловках на северной земле
трудился послушник благостно смирЕн,
братия уверилась, что в монастыре
будет просвещённый мудрый игумЕн.

На островах развёрнуто строительство,
здесь же готовили материалы,
процветало ремесло и рыбоводство,
а озёра превращены в каналы.

Филипп возводил церкви и монастыри,
библиотеку всемирную создАл,
центром русской культуры стали Соловки,
и экономику мудро развивал.

Он за восемнадцать лет на островах
обители и землю обустроил,
здесь вместе трудились мирянин и монах,
каждый из них всех пОчестей достоин.

На царство Руси венчался Иван Грозный, *2
с этим событьем многих бояр простил,
Московский край, ещё молодой и спорный,
опустЕвшую казну царю вручил.

С Запада, Востока теснили Русь враги,
бояре меж собою бушевали,
царь, хранитель государства и земли,
зрел как стране угрозы возрастали.

Иван стал менять русскую политику -
внёс в государство насилие, террор,
учредили опрИчнину и зЕмщину,
не стало печаловАнья пред царём. *3

В Москве - частая смена митрополитов,
никто не шёл на святительский престол,
сан предлОжили игУмену Филиппу -
с царём уложен совместный договор. *4

Царю казались повсюду заговОры,
в мнимых изменах он кАзни продолжал,
напрасны владыки просьбы, уговоры,
террор народа Иван ужесточал.

Филипп начал открыто обличать царя
обвиняя в жестокой тирании,
сказал, что у других народов есть права,
нет законных прав только у России.

Больше углублялись репрессии людей,
всё больше становИлось жертв невинных,
и святитель, не убоЯвшись палачей,
с Иваном вступал в спор за неповинных.

В мирУ авторитет Филиппа возрастал,
он отказал царю благословенье,
такое отношение царь не прощал
и придумал жестокое отмщенье.

Устроил над святителем судилище,
опричники сорвали облаченье,
и в разодранной монашеской одежде
Филипп терпел побои, униженье.

В «смрАдную хлевИну» бросили владыку,
позже в монастырь палач сопроводил,
в Тверскую обитель царь прислал Малюту
для того, чтобы святителя сгубил.

Филипп второй Московский и всея Руси
обличитель насилия, террора,
Великие дела его, смелые пути
в истории и в памяти народа.



*1 –Андрей Старицкий – брат Василия Ш. Родственники Колычевы оказались в уделе Андрея, это и повлияло на судьбу святителя Филиппа. Когда умер Василий Ш, власть перешла к вдове Елене Глинской - матери наследника малолетнего князя Ивана IV, Андрей бежал в Новгород, там поднял мятеж, но вскоре был убит, начались казни и аресты приближённых Андрея, в т.ч. и Колычевых. Фёдор втайне покинул дом и отправился на Новгородские земли.

*2 – Пользуясь малолетством царя Ивана IV власть оспаривали различные боярские кланы – Шуйские, Бельские, Глинские и др.  - «семибоярщина» смутного времени и только в 1547 г. митрополит Макарий впервые в истории венчал на царство юного государя Ивана IV и вскоре его жену Анастасию Романовну Захарьину-Юрьеву.

*3 -  В 1565 г. царь объявляет в стране опричнину и земщину. Тысячи людей изгоняются из своих имений, начинаются массовые казни, церковь лишается своего традиционного права печаловАнья, то есть заступничества перед царём за осуждённых и попавших в опалу.

*4 – Филипп не сразу согласился принять святительский престол. Он выдвинул условие об отмене опричнины. Царь гневно отказался, но всё-таки пришлось вернуть митрополиту право «печаловАнья», о чём царь подписал договор. Поначалу репрессии ослабли, но после поражения в Ливонской войне, царь обвинил в неудачах очередные «измены» бояр и снова стал раскручивать массовые репрессии. Сначала Филипп наедине призывает царя к благоразумию, потом привлекает к этому епископов, но всё напрасно и святитель стал в соборе, открыто перед народом обличать царя.