Животворящий столп

Валерий Асеев5
(груз. Свети-Цховели)

                поэма-памятник
моему родному папе Ивану посвящается...
 
         сказание о святой
   равноапостольной Нино

                ГЛАВА I
             Часть первая
                I
В Каппадокии
            – в граде Коластры –
Луна висела в небе ясном!
Светило солнце над морями
И воздыхало над горами!
Нино родилась под звездою,
Хранящей Веру и Любовь!
Доброй овеяна молвою!
В жилах её Господня кровь!
                II
Отец – служивый Завулон – 
И мать – по имени Сусанна –
Отвесив Господу поклон,
С утра молились беспрестанно.
Отец в мольбе просил Христа
Посеять в дочке веру в Бога!
Сказал:
«Жизнь начну с чистого листа
В пустыне – там моя дорога!»

           Часть вторая
                III
Далёк от нас четвёртый век –
Столетье нашей новой эры!
Поверил в Бога человек
Грузинской христианской веры!
                IV
С тех пор прошло
                двенадцать лет...
Жить со Христом они решили!
Молились, приняли обет,
Продали вещи, заспешили.
В Иерусалим держала путь
Семья Сусанны-Завулона!
Свободно там дышала грудь...
К Богу Нино верою склонна:
«Как же велик Иерусалим –
Весь град с Гробом Господня
                виден!»...
И Господь улыбнулся им.
И Нино путь Им был
                предвиден!
                V
К арабам жить ушёл отец
В пустыню, что за Иорданом... –
Он в путь решился наконец.
Рассыпал ладан по карманам.
И мать Нино – диакониса –
На службу к Богу в храм ушла.
Кутью готовила из риса...
К Гробу Господня подошла.
                VI
Нино воспитывали строго!
Традиции – закон для всех!
И поклонялась Нино Богу, –
Ведь ослушанье сущий грех!
Она навыкла исполнять
Правила веры, чтить моленья!
Евангелие вслух читать
И делать всё без промедленья.
                VII
Спасалась от Диоклетиана –
Был император-римлянин!
И убегала от тирана,
То был Трдат (III)
                царь-армянин!
                VIII
Нино прознала где Хитон...
Во Мцхета путь её лежал.
Привиделся ей вещий сон –
Крест из лозы ей руку жал!
                IX
Дорога в Мцхета через хребет
Трудна, извилиста, опасна...
Но ведь Нино дала обет!
К Хитону шла с главою ясной.
Ни дождь, ни зной,
               ни зверь, ни холод
Не страшен был ей на пути;
И даже очень жуткий голод
Не мог с ума её свести.
Питалась чёрной ежевикой,
Воду пила в горной реке...
Плясали в водах солнца блики,
Гром раздавался вдалеке.
                Х
На пути не было грозы.
Нино несла крест из лозы.
О камень босу ногу била
И кровь из ран кровоточила...
Во сне Мария крест дарила.
В руки Нино его явила!
Нино косой крест обвязала.
Молитву перед ним читала.

             ГЛАВА II
          Часть третья
                XI
Она ко Мцхета подходила
И сердце рвалось из груди...
Очи напрягла, обострила –
Ангел летел там впереди!
Нино увидела столицу,
Где Мириан с Наною жил.
И понеслась в путь словно птица...
Садовник царский здесь служил!
                XII
И шла Нино своей дорогой...
К сердцам людским нелёгок путь.
Ждали падения, тревоги –
В этом от Бога жизни суть!

         Часть четвёртая
                XIII
Построил хижину садовник.
Нино в ней обрела приют.
Благая весть есть!
                и церковник
С Нино Хитону воздадут!
Нино молилась откровенно.
Исправно шли её дела!
Весть разлетелась здесь мгновенно:
Анастасия родила!
                XIV
До уха царского дошло –
Чудо случилось на пороге!
«Но как оно произошло? –
Скажите мне, идолы-боги»…
Армази, Гаци и Гаими
Руками созданы своими.
В Картли цари им поклонялись,
К луне и солнцу обращались!
Здесь на горе – на Багинети –
Идол тот в злате, в серебре эти…
В ответ царю они молчали,
И взгляд царя блуждал в печали.
                XV
Царь дал указ враз излечить
Свою жену – царицу Нану –
И Мириан (III) пошёл спросить:
«Нино, а нет ли здесь обмана?»...
Мольбы Нино взлетали ввысь.
Птицей к Христу стремились  р ь я н о.
«Крест Животворный! –
                помолись...»
И на ноги восстала Нана!
                XVI
Жена уверовала в Бога.
Теперь язычники не в силе.
Беда для царского чертога –
Ведь с идолом в Картли вершили.
                XVII
Картли – вассальная страна –
Слуга языческой империи!
В Христа не верила она.
Питала к идолу доверие.
                XVIII
Жрецы казнить Нино хотели
В ужасных муках... заодно
Они царю песню напели:
«Христианство Богом не дано»
                XIX
Погасло солнце, мгла пришла
И жрец терял насущный хлеб...
Нино дорогу перешла.
Царь Мириан вконец ослеп.
Свита жрецов к своим богам
Печально взор свой обращала
И по Арагвы берегам
Людей той напастью стращала.
Боги жрецов были бессильны –
Разогнать мглу никто не мог.
Иисус Христос – мира всесильный! –
Сгущал над Мцхета чёрный смог.
                XX
И тут жрецы к Христу воззвали!
И смог исчез, солнце взошло.
И потом долго ликовали:
«Наш царь прозрел, произошло!»
И царь с жрецами покрестился
В водах Арагвы – горной реки –
И у царя отпрыск родился
Сомненьям всяким вопреки!


              ГЛАВА III
             Часть пятая
                XXI
В первом веке раввин Элиоз
Хитон Господень в град привёз.
Сидония брата здесь встречала.
В слезах от радости обняла.
С тоской в глазах мать вспоминала.
В земле – во Мцхета – мать лежала.
Сестра Хитон к груди прижала.
Хитон Господень в руках сжала
И никому не отдавала!
Она Хитон облобызала
И горько в голос зарыдала...
И тут же сразу умерла –
Душу Хитону отдала.
Изъять Хитон из рук Сидонии
Никто в округе той не смог:
Ни грек из гордой Македонии,
Ни жрец, ни византийский бог. 
Хитон с сестрой захоронили.
Обряд по-своему свершили.
Вином могилу окропили
И поклонились божьей силе!
                XXII
Ливанский кедр на могиле
Был подчинён Хитона силе!
Во Мцхета рос могучий кедр,
Впитав корнями силу недр.
Те недра Картли Бог дарил –
Животворящий столп явил!
                XXIII
Ливанский кедр у Мириана
Рос при дворе... и очень рьяно!
На семь колонн кедр распилили,
Колонны в землю становили.
Последняя – седьмая часть –
Повисла в воздухе!... Н а п а с т ь!
Не поддавалась никому:
«Что делать? Как? И почему?»
                XXIV
Хитон под спудом ждал смиренно
В руках Сидонии свой удел
И возлежал на теле бренном –
Из-под земли на мир глядел!
                XXV
Нино молилась здесь всю ночь...
Напасть сгоняла: «Уйди прочь!»
Колонна та мироточила
И в помощь ангела явила!
На место та колонна встала –
То место словно привечала!
Так был построен здесь собор –
Из древа выполнен сначала...
Царь Горгасал воздвиг забор,
И в камне базилика встала!
В Свети-Цховели сто голов
Из воинов войска Горгасала
Молились в честь апостолов,
Двенадцать раз
                скрестив кинжалы!
                XXVI
Мельхиседек отстроил xрам;
Воздал он честь земным богам!
                XXVII
Благую весть Нино в Кахети принесла;
В шалаш вселилась с твердой верою!
Христианство в мир народа привнесла...
Заслуга – Грузии особое доверие!
Соджа (София) со двором
Приняла сей обряд Крещения...
Источник близ святой Нино
В ущелье дарит откровение!..
Из Каппадокии Нино пришла,
И в Бодбе свой приют нашла.
Начало эры божьей возвестила,
В храме Георгия почила...

6 октября 2023 г. 

                *      *      *

Гай Аврелий Валерий Диоклетиан (лат. Gaius Aurelius Valerius Diocletianus, имя при рождении — Диокл (лат. Dioclus). Родился в окрестностях Скодры в местечке Диоклетии (ныне территория Черногории). Дата рождения - 22 декабря 244 год, дата смерти - 3 декабря 311 года, Салона, Далмация) — римский император с 20 ноября 284 по 1 мая 305.

Каппадокия - (лат. Cappadocia, арм.[Gamirk'], тур. Kapadokya, [Кападо(у)кья]) — историческое название местности на востоке Малой Азии на территории современной Турции (часть земель илов Невшехир, Кайсери, Аксарай и Нигде), употребляющееся со времён античности вплоть до наших дней. Характеризуется чрезвычайно интересным ландшафтом вулканического происхождения, подземными городами, созданными в I тыс. до н. э. и обширными пещерными монастырями, ведущими свою историю со времён ранних христиан. В III веке в Каппадокии родился христианский великомученик Георгий Победоносец, наиболее почитаемый святой этого имени.

Крест святой Нины — крест [из] виноградной лозы — христианская реликвия. Крест, сплетённый из виноградных лоз, который, по преданию, Богородица вручила святой Нине перед ее приходом в Мцхета, Грузия.
После смерти святой Нины крест до 458 года хранился в соборе Светицховели в Мцхете, но после усиления языческих гонений крест был взят иноком Андреем и перенесён в область Тарон в Армении. Позднее крест в течение около 800 лет укрывали в различных армянских городах и крепостях. В 1239 году грузинская царица Русудан обратилась к монгольскому полководцу Чармагану, захватившему город Ани, где в то время находился крест святой Нины, и попросила вернуть его в Грузию. Чармаган удовлетворил просьбу царицы, и крест вернулся в Светицховели. Во время опасности крест неоднократно укрывали в храме Святой Троицы на горе Казбек или в крепости Ананури.
В 1749 году грузинский митрополит Роман, отправляясь из Грузии в Россию, тайно взял с собою крест святой Нины и передал его проживавшему в Москве грузинскому царевичу Бакару. С этого времени в течение более 50 лет крест хранился в селе Лыскове Нижегородской губернии, в имении грузинских князей. После присоединения Грузии (1801) князь Георгий Александрович преподнёс крест святой Нины императору Александру I, который повелел вернуть реликвию в Грузию. С 1802 года крест хранится в тифлисском Сионском кафедральном соборе около северных врат алтаря в киоте, окованном серебром. На верхней крышке киота помещены чеканные миниатюры из жития святой Нины.

Святая Нина — христианская просветительница Грузии. Почитается в лике равноапостольных. Согласно восточно-православной житийной литературе, родилась около 280 года в городе Коластры в Каппадокии; её отец Завулон был родственником великомученика Георгия, мать Сусанна была сестрой Иерусалимского Патриарха. Умерла около 335 года. Мощи покоятся под спудом в женском Бодбийском монастыре в Кахетии (Грузия). Святая равноапостольная Нина особым образом почитается в Грузии — в качестве просветительницы, приведшей страну к православию. Равным образом святая Нина чтима в России, где с ее именем связано такое историческое событие, как снятие блокады Ленинграда.

Трдат III Великий также Тиридат — царь Великой Армении из династии Аршакидов при котором в 301 году христианство было провозглашено государственной религией страны, в результате чего государство Великая Армения стало первым христианским государством в мире. Почитается как святой в Армянской Апостольской Церкви. Трдат III был сыном царя Хосрова II. В 252 году персидским агентом Анаком по приказу Шапура I была убита вся царская семья Армении, в том числе и отец Трдата Хосров. Анак был схвачен и казнён вместе с большей частью его семьи, в то время как двое его сыновей, одним из которых был будущий Григорий Просветитель, были укрыты в Кесарии. Будучи единственным выжившим наследником престола, Трдат ещё младенцем был спешно увезён в Рим. В Риме он вырос и получил образование, став специалистом в языках и военном деле. Кроме того он высоко чтил Римское право. Мовсес Хоренаци называл его храбрым и сильным воином, который участвовал в боях против многих врагов. Он лично повёл свою армию к победам во многих сражениях. В 287 году римский император Диоклетиан признаёт Трдата царем Армении и с помощью римлян он возвращается на родину и вступает на армянский престол. Однако противостояние с персами, в котором Трдат поддержал Рим, на этом не заканчивается. Персия не отказывается от своего стремления вновь взять под свой контроль союзную Риму Великую Армению. В 296 году персидский шахиншах Нарсе вторгается в Армению, а затем — в восточные провинции Римской империи. Трдату приходится отступить. Война закончилась лишь в 298 году подписанием мирного договора в Нисибисе. Одним из последствий заключения Нисибисского мира стало признание и Римом и Персией независимости Армении, причём последняя была отнесена к сфере интересов Рима. Так же итогом подписания мирного договора стало определение чёткой границы между Персией и Арменией (по границе Мидии) Трдат был окончательно восстановлен на троне.

Хитон – предание Грузинской Церкви сохранило память о пребывании здесь величайшей святыни христианского мира — Хитона Господа нашего Иисуса Христа. Сам Хитон находится под храмом Свети-Цховели. Предание гласит, что Хитон был привезен в Грузию мцхетскими евреями раввином Элиозом и его братом Лонгинозом, которые присутствовали на распятии Господа и протестовали против несправедливого суда Синедриона. Элиоз передал ризу своей благочестивой сестре, девице Сидонии, которая слышала о проповеди Христа и признавала Его обетованным Мессией. Сидония, получив в руки святыню, потрясенная убийством Праведника, произнесла пророчество о конце царства Израиля и тут же скончалась. Никакими силами вырвать из рук усопшей Хитон Спасителя не удалось — так ее с ним и похоронили в царском саду. Спустя некоторое время на могиле выросло дерево — кедр. Жители Мцхета уже забыли о Сидонии и ее могиле, но заметили, что больные птицы и звери ели хвою и уходили здоровыми, и стали почитать дерево как божество. Три века спустя в Грузию с вестью о Христе пришла святая равноапостольная Нина. Она с детства желала придти в Иверию именно для того, чтобы поклониться великой святыне. Потому она обратилась к царю Мириану с просьбой поставить на месте могилы Сидонии храм. Из священного кедра вырубили семь колонн для деревянного храма. Однако один из столпов не удалось сдвинуть с места, и из него стало истекать благовонное целебное миро. Именно этот столп и назвали «Свети-Цховели», что в переводе с грузинского означает «Животворящий столп». В V веке Грузией правил благочестивый царь Вахтанг Горгасали. Имя «Горгасали» он получил от персов за свой шлем, сделанный в виде волчьей головы. «Горгасал» с персидского и переводится как «волчья голова». По другой версии, задняя часть шлема была сделана в виде головы волка. И имя Горгасали сочетает в себе персидские слова «гурго» (волк) и «аслан» (лев). В 502 году персы его и убили за отказ участвовать в войнах с Византией. Заслуги царя Вахтанга перед Грузией огромны: именно он отстаивал самостоятельность (автокефалию) Грузинской Церкви у Византии, именно он в 482 году поднял восстание против персидского владычества, именно он основал новую столицу — Тбилиси. И он же построил на месте деревянного храма над могилой Сидонии каменную базилику Двенадцати апостолов. Собор Светицховели (под этим именем он и вошел в историю) перестраивался несколько раз. В XI веке по инициативе святителя Мельхиседека — грузинского Католикоса-Патриарха — была отстроена крестовокупольная четырёхстолпная трёхнефная церковь, фундамент которой сохранился по сей день. Святитель Мельхиседек похоронен тут же. В XIV веке собор пережил нашествие монголов. В XV — землетрясение, разрушившее купол. В XVII веке над могилой святой Сидонии и Животворящим столпом была установлена башня. Вокруг башни и сегодня почти постоянно находятся молящиеся — они приходят сюда по одиночке и группами.

Храм св. Георгия – первоначально построенный (IX—XI вв.) на месте захоронения святой Нины храм до наших дней не сохранился, позднее на его месте был построен трехнефный кафедральный собор во имя Святого Георгия, в южном приделе которого и находится национальная грузинская святыня — могила св. Нины. Отдельно стоящая трехэтажная колокольня была возведена во второй половине XIX века. Храм также является центром Сигнахской епархии. Достопримечательностью монастыря является одна из самых почитаемых икон Грузии — мироточивая чудотворная Иверская икона Божией Матери (находится в соборе св. Георгия).