Чтобы помнили! -Командир бронепоезда Федор Малышев

Николай Клюев -Тверской
       Малышев Федор Дмитриевич, 1904 г.р., в РККА с 10.1926 г., капитан, командир 73 отдельного бронепоезда внутренних войск НКВД СССР. Награждён орденом «Красная звезда»). «В боях на подступах к Москве перед бронепоездом были поставлены задачи: 28.11.41 г. В районе г. Дмитрова выбить противника с занятых им переправ через реку Яхрома и канал Москва-Волга и не допустить подхода резервов. Не дать противнику возможности сосредоточиться в районе деревни Починки на левом берегу канала Москва-Волга. Малышевым умело были использованы огневые средства бронепоезда...»

       После тяжелых боёв на Березине личный состав бронепоезда прибыл в Брянск, где был сформирован новый бронепоезд под тем же номером, состоявший из двух броневагонов с четырьмя 76-миллиметровами пушками и 11-ю пулеметами. Его экипаж составлял 196 человек.
       В сентябре-ноябре 1941 года бронепоезд сражался в составе войск Северо-Западного фронта. В ходе боевых действий, выполняя приказ командования, он захватил мост на реке Волхов, уничтожив при этом несколько огневых точек, а затем отличился при взрыве моста в районе города Чудово. Задача эта была чрезвычайно трудной, но личный состав под умелым руководством Ф.Д. Малышева выполнил её блестяще, не потеряв ни одного человека. Гитлеровцев же было уничтожено более сотни. В ходе этого боя ярко проявились лучшие командирские качества Федора Дмитриевича: точный расчёт, смелость, решительность.

       В ноябре 1941 года бронепоезд был переброшен под Москву, где в это время сложилась крайне тяжелая обстановка и шли ожесточенные бои. Он вошел в состав 1-й ударной армии генерал-лейтенанта В.И. Кузнецова и находился на станции Вербилки.
       Получив 21 ноября лично от командарма приказ, Ф.Д. Малышев на рассвете следующего дня повел бронепоезд в город Дмитров, где находились штабы двух армий – 1-й ударной и 30-й армий генерала Д.Д. Лелюшенко, имея задачу курсировать на участке Дмитров – Яхрома, вести наблюдение и разведку, прикрыть Дмитровское шоссе и подступы к Дмитрову на восточном берегу канала Москва – Волга и в случае прорыва противника к каналу или через него оказать помощь нашим войскам в его уничтожении.

       К полудню 22 ноября бронепоезд, усиленный стрелковой ротой, прибыл в назначенный район и занял оборону на заранее подготовленном рубеже Татищево – Перемилово и в течение недели патрулировал в районе участков обороны 29-й, затем 25-й стрелковой бригады. Рано утром 28 ноября через высланных разведчиков под командованием старшего сержанта Б.И. Зулаева Ф.Д. Малышеву стало известно, что немцы захватили Яхрому и подошли к каналу Москва – Волга.
      
       Федор Дмитриевич тут же выдвинул бронепоезд к Дмитрову в район села Починки и увидел, как вдоль шоссе ползут более двух десятков вражеских танков. Стальная крепость на колесах по команде Ф.Д. Малышева тут же обрушилась на врага всей своей огневой мощью. Бой продолжался два дня, в ходе которого фашистам на какое-то время удалось захватить переправу. Но ураганным огнем бронепоезда, сметавшим все на своем пути, переправа была отбита, а враг отброшен за пределы канала. Подходившие войска гитлеровцев даже не попытались вступить в бой, а перешли к обороне.

       За время боёв в районе Дмитрова бронепоездом были уничтожены 12 танков, 24 броне- и автомашины, два орудия, минометная батарея, наблюдательный пункт и свыше 700 гитлеровских солдат и офицеров. Понёс потери и весь израненный бронепоезд. Погибли 7 человек, 15 были ранены и трое пропали без вести.

       За проявленные мужество, отвагу и стойкость 18 воинов были отмечены боевыми наградами. Из них орденом Красного Знамени были награждены пять человек, орденом Красной Звезды - шесть человек. Награды вручал член Военного совета Московской зоны обороны дивизионный комиссар К.Ф. Телегин.
       Фёдор Дмитриевич был удостоен ордена Красной Звезды. Представляя его к награде, командующий писал: «Малышев показал себя храбрым, мужественным, инициативным командиром. Им умело были использованы огневые средства бронепоезда.
       В результате боя противник был выбит с переправ, а подходившие к переправам резервы танков и мотопехоты метким огнем бронепоезда рассеивались, переправы прочно удерживались нашими частями… Весь личный состав бронепоезда проявил организованность, стойкость, мужество, отвагу, показал умение владеть сложной техникой и вооружением».

       После Московской битвы, проведя капитальный ремонт и пополнившись личным составом, бронепоезд под руководством капитана Ф.Д. Малышева прибыл под Сталинград, войдя в апреле 1942 года в состав 10-й дивизии войск НКВД.
       В ходе битвы за Сталинград бронепоезд №73 под командованием Ф.Д. Малышева сражался с вражеским полчищами более двух месяцев, громя их как на подступах, так и в самом городе. Как сказано в боевой реляции, «бронепоезд был грозой для наступающих, уничтожая его живую силу и технику».
       Противник ежедневно бросал большие группы самолетов для его обнаружения и уничтожения, но благодаря стойкости, упорству и умелому тактическому маневрированию бронепоезд отразил 27 воздушных атак противника, оставаясь неуязвимым и продолжая успешно выполнять свои задачи. За время боевых действий бронепоезда при обороне Сталинграда было уничтожено восемь танков, 14 автомашин, три минометные батареи, два самолета, НП и до 1300 гитлеровских солдат и офицеров. Потери же бронепоезда составили три человека убитыми и 25 ранеными.

       Партия и Правительство высоко оценили боевые заслуги бронепоезда №73 в боях за Москву и Сталинград. Указом Президиума Верховного Совета СССР он был награжден орденом Красного Знамени. 27 его воинов стали кавалерами боевых наград. Грудь Федора Дмитриевича украсил орден Красного Знамени. Такая же награда была вручена его заместителю по политчасти старшему политруку И.Н. Крискевичу, адъютанту бронепоезда лейтенанту А.И. Жукову, командиру бронеплощадки лейтенанту В.Т. Сухареву, командиру орудия старшему сержанту Н.И. Иванову и помощнику машиниста сержанту М.В. Дудко.

       После перехода советских войск под Сталинградом в контрнаступление Ф.Д. Малышев со своим бронепоездом продолжал сражаться, продвигаясь вместе с войсками Южного фронта, затем 4-го Украинского. Но в июле 1944 года майор Ф.Д. Малышев вынужден был проститься со своим родным бронепоездом и убыть в Ростов-на-Дону, где служил заместителем командира 91-го полка войск НКВД, а затем - сотрудником управления охраны МГБ на Северо-Кавказской железной дороге. Здесь, в Ростове, за успехи в службе ему вручили орден Красной Звезды и медаль «За боевые заслуги», а также памятные медали «За оборону Москвы» и «За оборону Сталинграда»...


         * * * * * * * * * * * * * * *