Вдогонку за зимой

Вера Чередниченко
 
                Чередниченко Вера

                Март 2023 года. Почти на всей территории России плюсовая температура. Весна, однако! Мне же сибирячке, живущий уже много лет в Сочи, не хватает зимы. Хоть и выезжаю я на снег в горы Красной Поляны, хоть и катаюсь на горных лыжах, хоть и попадаю в снежный плен на даче - всё это на неделю. А натура просит хрустящего снега, морозца, инея на ресницах. В очередной раз подходя к холодильнику, обращаю внимание на магнитик на нём - Ямал. Мне этот магнитик подарили. Но у меня принцип: магнитики должны быть из тех мест, где я бывала. И рождается мысль: а почему бы ... ?  Месяц не подтверждалась  моя заявка на тур.  Да, сложно собрать таких больных на голову, как я! Народ обычно едет в теплые края.
                Накануне дня весеннего равноденствия пришло подтверждение тура. С радостью укладываю в чемодан пуховик, вязаную  шапку, теплые ботинки на толстой подошве - вещи, оправдавшие себя в прошлом году в февральском туре на зимний Байкал.
               ...В студенческие годы я мечтала после окончания медицинского института поработать на Крайнем Севере. Мое воображение будоражили названия Диксон, Тикси, Игарка. Но судьба отправила меня в Сочи. Я на судьбу не обижаюсь! Но мысль о суровых северных краях периодически обновляется в моей голове. И вот я лечу на Ямал. 
                Ночной перелет дался в этот раз труднее: при посадке в Москве сильно заложило  левое ухо. Сказался , похоже , аллергический ринит. Я уж и зевала, и многократно глотала  слюну, и только "водолазный" способ зажать нос и сделать им усиленный выдох  с очередной попытки помог превозмочь эту
неприятную  заложенность.
             … Морозное утро Салехарда взбодрило.  Жизнерадостная гид, встречавшая группу туристов, приветствие шамана на въезде в город Салехард у стелы « 66 параллель » с бубном, прибаутками, ритуальным пересечением линии Полярного круга, вручение свидетельства об этом действии, разбудили уставший организм окончательно. Но заселение в теплый уютный номер гостиницы "Арктика" опять расслабило меня и я буквально отключилась на три часа. Этот короткий сон позволил осилить насыщенную программу первого дня пребывания на Крайнем Севере.
                Решила пообедать в знаменитом ресторане Салехарда "Охота". На улице -9 градусов, слегка подвьюживает. Пешком по навигатору иду к ресторану. Заодно припоминаю свою сибирскую зиму. Уже понимаю, как и во что надо одеваться для прогулок. В ресторане свободных мест нет, бронь - заранее. Ну, конечно, на эти 2-3 дня город увеличился в численности почти в два раза - в Салехарде 25-26 марта День оленевода.  Возвращаюсь в ресторан при гостинице. 
                Обзорная экскурсия по городу в теплом легковом автомобиле, где водитель, экскурсовод, я и ещё два туриста. Почти индивидуальная экскурсия. Но с экскурсоводом не повезло!  Её рассказ был скуп и сух. Большинство информации выясняла вечером в интернете. Зато водитель был более приветлив и информативен. Поблагодарил, что мы привезли потепление. Оказывается ещё вчера днём было около -15, а ночью ниже 23 градусов и безоблачно. Он в полночь наблюдал северное сияние. Может повезёт и мне?!
                Гостиница "Арктика" расположена на центральной улице Салехарда. От неё мы отправились в Обдорский острог. Это стилизованный под старину новодел, построенный без единого гвоздя и  повторяющий облик древней крепости XVII века. В этом месте началась история основания Салехарда. В разные эпохи Обдорский острог имел разные предназначения.  Первоначально это  одно из первых русских поселений казаков, присланных сюда для освоения бескрайнего Севера. Через несколько лет после начала строительства острог переименовали в заставу, осуществляющую оборонительные функции. Во второй половине XVIII века Обдорская крепость начала утрачивать оборонительное значение. В конце века военный гарнизон был расформирован, военная застава  преобразована в село Обдорск в составе Тобольской губернии. В XIX веке Обдорск превратился в торгово-промысловый центр. Купцы привозили в Обдорск муку, сукно, хлеб, украшения и металл. В обмен они приобретали пушнину, клыки моржей, рыбу. Ныне же Обдорский острог – музейный комплекс, историко-культурный центр. Благодаря своему «возвышенному» положению на холме с него открывается  великолепный вид на окрестности Салехарда, на  реку  Полуй, речной вокзал, корабли, стоящие на приколе во льду.
                Продолжаем движение по улицам Салехарда. Для понимания места, где ты находишься всегда надо знать его географию и хоть немного истории. Так вот Салехард – единственный город на земле, находящийся на широте Северного полярного круга. Расположен на правом берегу Оби в устье реки Полуй. Сегодня Салехард это административный центр Ямало-Ненецкого автономного округа, перспективно развивающийся город с населением 51230 человек, более 120 национальностей - русские, украинцы, татары, башкиры, белорусы и другие. Коренными малочисленными народами являются ненцы, ханты, коми, селькупы.
                В 1918 год в Обдорске установлена Советская власть. В 1930 году образован Ямало-Ненецкий округ с административным центром в  Обдорске, переименованный в 1932 году в Салехард. В 1930 год  сдан в эксплуатацию Салехардский рыбоконсервный завод. Через 9 лет, в 1939 году его продукция была представлена на международной выставке в Нью-Йорке. Это крупнейшее предприятие рыбоконсервной отрасли на Севере, функционирующее и поныне. В 30-40 годы XX века открываются: национально-педагогическое училище, зооветеринарный техникум, культурно-просветительская школа, школа фабрично-заводского обучения, медицинское училище, торгово-кооперативное училище, школа при консервном заводе, Дом ненца, городская и окружная библиотеки. 30-е годы XX века - появляется первая регулярная авиалиния - рейс Салехард – Омск. Работает речной пассажирский транспорт. В 1938 год районный поселок Салехард получил статус города. В 1964 году открывается авиасообщение Салехард – Тюмень.
              1992 год – Ямало-Ненецкий автономный округ получает  статус субъекта Федерации и в Салехарде начинаются  масштабные преобразования: полностью перестраивается центр города, возводятся новые районы города с многоэтажными домами, реконструируются старые, открываются  и действуют бизнес-центры. В условиях вечной мерзлоты строительство ведется по особым технологиям. На сегодняшний день в городе функционирует 96 спортивных сооружений, действует 3 больничных учреждения, 7 амбулаторно-поликлинических учреждений, 1 фельдшерско-акушерский пункт. Медицинскую помощь жителям города оказывают более 400 врачей и около 1000 среднего медицинского персонала. Учитывая специфику региона , развита санитарная авиация. Сообщение с другими городами круглогодично осуществляется воздушным, водным и железнодорожным транспортом. Ближайший железнодорожный вокзал находится в 16 км в соседнем городе Лабытнанги. Транспортная связь между городами осуществляется через реку Обь: летом – паромной переправой, в зимний период – по ледовой дороге, в период ледохода – суднами на воздушных подушках или вертолетами.
                Современный Салехард сочетает в себе особенности старейшего заполярного города с более чем четырёхсотлетней историей и современной столицы уникального региона.
                Следующий объект посещения – храм во имя Святых Апостолов Петра и Павла. Построен в 1893 году и является старейшим храмом на Ямале. Его история многострадальна, как и многих храмов советского периода. Только к 1990 году храм был восстановлен и в нём открыта служба. Здание красивое, выстроено из кирпича, что для района вечной мерзлоты предполагает сохранение на века.
               Побывали мы и у огромной композиции « Мамонт», стоящей на крутом берегу реки Полуй. Она посвящена древним обитателям Севера – мамонтам. Композицию каждый раз к Новому году укрывают красной накидкой. В ней нас мамонт и встретил. Фото на память и знакомство с городом продолжается.
              Мы подъехали к стеле «Романтикам 70-х». Эти годы ХХ века отметились бурным ростом Ямала. В 1962 году в Тазовской тундре открыли первое газовое месторождение, с 1964 по 1968 годы газовые фонтаны заработали в 11 новых местах. В семидесятые годы ввели в эксплуатацию газопроводы на Урал, в Челябинск, Тюмень. Для того, чтобы поднять и обслуживать всю эту махину, нужны были люди, и страна кинула клич среди молодежи. Комсомольцам предлагались специальные путевки «на севера», можно было и заработать хороших денег, и проявить себя на новом поприще. Люди с разных уголков Советского Союза потянулись осваивать и поднимать север. Они ехали на край света с горящим сердцем и железной волей, с верой в себя и других и делали своё дело хорошо, на совесть, с любовью. Этот период  пришёлся на годы моей юности. Меня до сих пор до глубины души трогают песни того времени. Может это сохранившийся во мне  авантюрный дух романтики?!
                Хоть и суров Север, но это наша большая страна и осваивать её надо всю.  В 1947 году по инициативе Сталина начато строительство железной дороги Чум–Салехард–Игарка. Стройке присвоен номер 501. Строительство продолжалось до 1953 года, остановилось после смерти вождя. С тех времён сохранился паровоз. Его установили на пьедестале и теперь это дань памяти каторжному труду людей, воплощавших в жизнь великую идею Сталина. Под постаментом находится памятный камень со скорбной надписью.
                В Салехарде бережно хранят многовековую память: открыты мемориалы основателям Обдорска, борцам за советскую власть, участникам Великой Отечественной войны, Парк Победы – масштабный культурно-исторический комплекс с именами героев, военной техникой разных эпох.
                Завершением экскурсии стало посещение Музейно-выставочного комплекса имени И.С. Шемановского(игумена Иринарха), основанного в 1906 году как «Хранилище коллекции по этнографии инородцев Тобольского Севера». Сегодня это интерактивный и самый главный музей Ямала, где в многочисленных залах на площади в 484 кв.м представлено более 240 тысяч экспонатов.  Среди них уникальный по своей сохранности экспонат – мамонтёнок Люба, найденный в 2007 году. 
                Меня поразил зал, посвящённый  стройке 501– строительству Трансполярной магистрали. Представлены фотографии, карты, документы, орудия труда заключённых и колючая проволока, не похожая на современную.  По всему этому можно представить условия труда и быта  строителей-невольников, их драматичную жизнь. Трансполярная магистраль протяжённостью 1500 километров должна была соединить Западную и Восточную Сибирь. По интерактивным материалам на севере Тюменской области между городами Надым и Салехард можно увидеть сохранившиеся остатки разъездов, семафоров, мостов, секретной железной дороги, через каждые 7-12 километров остатки лагерей, где при Сталине находились заключенные – строители этой дороги. Рабочие городки имели все лагерные атрибуты: колючую проволоку, вышки, бараки, штрафные изоляторы, охранников и сторожевых псов. Более 70 тысяч человек прошли через  эту стройку. В основном это были заключённые ГУЛАГа: мелкие воришки, мародёры, военные, политзаключённые и даже женщины. Но наравне с ними были и бывалые рецидивисты. Трудиться приходилось по 16 часов в день. Жили арестанты в землянках и небольших бараках, которые сами же и возводили. Выдержать в подобных условиях могли не все. Холод и голод забрал множество человеческих жизней, за что проект прозвали «Мёртвой дорогой». За четыре года по вечной мерзлоте были проложены сотни километров железнодорожного полотна. После смерти Иосифа Сталина в 1953 году работы были остановлены и дорога осталась в бесхозном состоянии, но некоторые участки до сих пор эксплуатируются.
                Суровое Заполярье и ныне используется как место отбывания наказания преступников. В 1973 году в посёлке Харп создана колония для самых опасных преступников, осуждённых на пожизненное заключение – «Полярная сова».
                В 1960-1970 годы XX века на Ямале обнаружили богатые месторождения газа, поэтому уже в XXI веке начали появляться планы по восстановлению магистрали. На данный момент проект носит название Северный широтный ход (СШХ). СШХ - это 707 километров железнодорожного полотна, которые должны связать  Ямал с Уралом и Северо-Западом России и обеспечить связь транспортной системы России через порт Сабетта с Северным морским путем. Стоимость проекта 240 млрд рублей. Начало строительство запланировано на 2018 год, но до сих пор не начато.
                … Умаявшись к вечеру, решила пораньше лечь спать. В 20:30
приходит  сообщение: "Вера Александровна, есть у вас желание сегодня поохотиться за северным сиянием?" Ну, а для чего же я приехала в этот северный край? Конечно, желание есть! Через пять минут я уже готова, утеплилась по-полной! С гидом-мужчиной лет 35 местной наружности в  группе из шести женщин разного возраста отправляемся за город на охоту за северным сиянием. У гида - специальная аппаратура, улавливающая магнитные колебания предшествующие этому северному чуду. Едем подальше от города, ищем темное место. Останавливаемся в снежном поле, выходим. Нас накрывает темнота и тишина. За городом ветер холоднее. На небе небольшая облачность и немного  звёзд.  Через 10-15 минут созерцания гид сжалился над нами и предложил ожидать в машине, а сам, периодически выходя, уточнял обстановку. Погода стала портиться, увеличилась облачность, начал подсыпать мелкий снежок. Вероятность зрелища сохранялась 50 на 50.  Мы решили ждать, тем более, заходя погреться, гид рассказывал много интересного из современной жизни народов Ямала.  Для поддержки малых народов Севера существует очень неплохая государственная программа дотаций, льгот, привилегий. На каждого ребенка государство выделяет в год до 1 млн 200 тысяч рублей, при этом все дети школьного возраста проживают в школах-интернатах и только на каникулах уходят в свои семьи. Все семьи коренных ямальцев многодетные: 4 и более детей. В таких льготных условиях есть свои плюсы:  обучение, социальная реабилитация в коллективе, в современном динамичном обществе ; есть и минусы: находясь на всем готовом, развивается иждивенчество, желание и по достижении совершеннолетия  получать халяву. Кочующие оленеводы получают бесплатно современные средства связи, дизельные установки, печи, дрова и многое другое. Небогатыми считаются оленеводы, имеющие в стойбище от 200 до 500 оленей. Но чаще голов в стойбище от 1000 до 5000. Старикам предоставляют бесплатное жилье в благоустроенных квартирах в поселках. Но они с неохотой идут туда. Тундра роднее!
                ... За рассказами не сразу заметили усиление снежной пороши. Похоже, нашим желаниям сегодня сбыться не суждено. Около полуночи решили возвращаться. Мы ехали по ночному  Салехарду, сверкающему огнями ещё неубранных новогодних иллюминаций. Красиво подсвеченные здания, гирлянды-растяжки, обвитые фонариками стволы деревьев, падающий снежок создавали атмосферу праздника. Поэтому я нисколько не огорчилась неудавшейся охоте за Северным сиянием. В гостиничном номере тепло, на удивление удобный матрац и подушки. Усталость от впечатлений первого дня путешествия, свежий воздух из открытой мною форточки, исчезнувший аллергический насморк позволили заснуть быстро и крепко. 
                На второй день по плану я еду в стойбище оленеводов. Похоже, сегодня мне предстоит прочувствовать в полной мере слова популярной в 70-е годы прошлого столетия задорной песни в исполнении советского артиста эстрады нанайца Кола Бельды
"... Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним
И отчаянно ворвемся прямо в снежную зарю
Ты узнаешь, что напрасно называют север крайним
Ты увидишь, он бескрайний, я тебе его дарю".
                Завтрак в гостиничном ресторане, входящий в стоимость путевки , оказался очень сытным: салат из сырой моркови с изюмом, два блинчика фаршированные курицей и грибами со сметаной, рисовая каша, морс, кофе. Сработало советское правило: лопни, но оставь тарелку чистой!  К 10:00 за мной подъехал трэкол- высокий вездеход с шестью большими широкими колесами, с вместительным мягким салоном. Там уже сидели пять человек: две девушки и три парня, и гид- приятная разговорчивая молодая женщина - коренная ямалка. Её родители тоже имеют оленье стадо, ведут кочевой образ жизни и национальные особенности быта коренных жителей  Ямало-Ненецкого округа знакомы ей не понаслышке. Свернув с трассы к стойбищу в заснеженное поле, машина начала  вязнуть в снегу. Вспомнила, как арабы в Эмиратах перед поездкой по пескам откручивали нипель на колесах, уменьшая давление в них. Наш водитель дважды приспускал давление в шинах трэкола, не выходя из машины. Понимая, что в жуткий холод и пургу, выходить из кабины радость не велика, я заинтересовалась этой системой в нашем российском вездеходе. Оказалось,  головастый и рукастый водитель сам придумал и смастерил  приспособление для собственного комфорта. Не перевелись на Руси умельцы! Также узнала, что  название «ТРЭКОЛ» происходит от слов «ТРанспорт ЭКОЛогический», так как благодаря шинам сверхнизкого давления вездеход может двигаться по моховому покрову тундры, не повреждая его. Большинство узлов и агрегатов этого вездехода изготовлены с использованием изделий заводов УАЗ, ВАЗ и ГАЗ. Кузов изготовлен из стеклопластика, поэтому отличается очень низкой теплопроводностью и возможностью эксплуатации при температуре от – 60°С до + 60°С. О, точно! Скоро арабы начнут его закупать!  Вместимость пассажирской модели — 8 человек. Максимальная скорость — 70 км/ч. Вездеход может оснащаться рядом бензиновых и дизельных двигателей, а также гребным винтом для движения по воде. Полтора километра по белоснежному полю от трассы и перед нашими взорами предстали два чума - место проживания ненецкой семьи оленевода. Нас встречали хозяин и хозяйка - Яков Алексеевич и  Матрёна Лаптандэр.  Фамилии у ненцев необычны для русского уха- Сэротэтто(белый), Окотэтто (многооленный).  Оба маленького роста в традиционных верхних одеждах из оленьих шкур. Мужская одежда называется  малица, женская -ягушка, на ногах-зимняя меховая обувь- кисы. Одежду шьют вручную хозяйки чумов. Все обязанности по быту в чуме лежат на ненецкой женщине. Она устанавливает чум, устраивает его внутреннее убранство, следит за порядком в нём, обихаживает мужа и детей. И так изо дня в день! В условиях холодной тундры, когда надо растопить печь, нагреть воду, приготовить еду, накормить всех, в том числе и собак, которые верно служат большому хозяйству - это тяжелый труд. Многие современные девушки уже не хотят нести эту ношу, поэтому в настоящее время в тундре обратная проблема города ткачих - Иваново советских времён: не на ком жениться молодым парням. Мужские обязанности- заготовка дров, выпас оленей, уход за стадом, изготовление нарт, ремонт техники и  любой тяжёлый физический труд. Короче, не позавидуешь доли коренных народов. Удивительно, но они не ропщут, жизнерадостны, приветливы. Правда,  малоразговорчивы! Нам удалось разговорить внука Матрены- шестилетнего мальчугана Алёшу. Он охотно отвечал на наши незатейливые вопросы, порою многозначительно задумываясь. Иногда речь его была неразборчива, но он с удивительной смышленостью повторял нам свои суждения. Мы узнали в какие игры он играет со своими братьями и сестрами( их у него четверо). Это гляделки-кто кого пересмотрит; молчанка- кто первый заговорит или улыбнется. В особое умиление мы пришли от пряток - в голой то тундре! Оказалось прятаться можно за снегоход "Буран", за нарты и под нарты, за чум, за пологи-занавески в чуме, условно делящие его на комнаты, за маму, за бабушку. На короткое время и я окунулась в моё беззаботное детство с теми же незатейливыми играми.  Спокойно и рассудительно рассказал Алёша о предстоящей школьной жизни, жизни вне семьи в интернате. Удивительный ребенок!
                В чуме топится «буржуйка», мне даже жарко. Хозяйка неспешно готовит обед для нашей честной компании. Я выхожу из чума освежиться. Оглядываю округу. Недалеко от второго чума, в котором живет семья одного из хозяйских детей, замечаю спутниковую тарелку. Значит в чуме есть телевизор. У Матрёны я видела спутниковый телефон. Связь с миром существует и в такой глуши. Цивилизация, однако!  Минут пятнадцать наблюдала за Яковом Алексеевичем – он стоял перед напиленными стволами деревьев, смотрел на них, как мне показалось, совсем бессмысленно. А может просто не спеша думал о чём-то своём!  У сложенных в виде пирамиды длинных палок сидел ещё один мужчина. Его голова была сильно наклонена, разглядеть его было невозможно. Он медленно что-то строгал, вырезал ножом по дереву.  Как удалось всё таки выяснить у хозяина, тот мастерил нарты. Похоже вся жизнь в тундре идёт не торопясь. Неподалёку от чумов заметила желтоватые участки снега – местные туалеты! Слегка подостыв, возвращаюсь в чум. В тундре во всём свои правила, которые надо соблюдать.  Правило «в чужой монастырь со своим уставом не ходят» здесь  тоже ценно! Вход в чум – это целая наука! Зимнее покрытие чума из оленьих шкур - нюк - двуслойное. Чтобы войти в чум, надо поднять оба слоя и как бы завернуться в них, и ты оказываешься в чуме. Тяжеловата с непривычки такая дверь!
                Матрёна уже накрыла стол: вермишель с олениной типа бефстроганов, холодец из оленьих жил, варенье из морошки и брусники, печенье, конфеты, чай на травах. Незамысловато, но очень вкусно и сытно.  После обеда на трэколе выезжаем в стойбище. Мне почему-то олени казались более большими! Эти же размером с большую козу. Рога у некоторых ветвистые, у некоторых – нет. Стадо не очень большое. О численности голов не принято спрашивать! Из всего стада к нам сразу подошли два оленя. Они домашние и людей не бояться. Дикие олени оставались в стороне. Они мирно ковыряли снег и ,что-то обнаружив, усиленно жевали. Ягель – основная пища оленя. Когда олени съедают ягель на одной площади, они переходят в другое место тундры. Хозяин кочует за ними. Олени управляют человеком! Решили оленей не арканить, погладили, покормили прихваченным хлебом. Сделав фотосессию, мы отправились в обратную дорогу. 
                За весь день я не надышалась зимним воздухом и после коротенького отдыха в теплом  гостиничном номере пошла бродить по вечернему Салехарду. Легкий морозец бодрил, мой аллергически капающий нос и кашель перестали меня беспокоить вообще.
               Я шла, разглядывая все по пути. В архитектуре многих зданий заметила полукруглые формы фасадов, крыш, колонны. Это перекликается с формой чума. Национальный колорит! В  отделке зданий - яркие краски и от этого на душе становится теплее. Красивы автобусы: на них нарисованы олени и  ненецкие узоры. Автобусные остановки в виде двойного павильона: часть - закрытая, отапливаемая, часть - открытая. В Салехарде 5 маршрутов. Расписание автобусов меня несколько удивило - движение заканчивается в 20:30 , а в праздничные дни 19:30. Правильно, нечего по ночам кататься по городу! Снег продолжал падать и я шла уже по заснеженному тротуару. У меня создалось впечатление, что систематически чистится только проезжая часть, а тротуары - по мере утопания в снегу. Главное- никого это не напрягает!  Субботний вечер подходил к концу, на улицах - немногочисленные прохожие.
                По возвращении в гостиницу приняла душ. Обратила внимание, что ванна низкая - см 50 глубиной. Унитаз тоже низковат. Похоже, всё подстроено под невысокий рост местного населения. Впервые видела и конструкцию унитаза, который при сливе имеет засасывающий эффект.  На Сахалине, Камчатке одни варианты, здесь- другие. Интересно!   
                Я свою поездку специально подгадала под празднование Дня оленевода.  Этот праздник отмечается на Ямале широко и красочно: с концертами, ярмарками, национальными играми, соревнованиями, заездами на оленьих и собачьих упряжках. В течении целого месяца праздник кочует по городам и посёлкам Ямала, но в Салехарде он более масштабный. Сюда съезжается народ со всего Ямала, да ещё с других регионов страны полно туристов.
                26 марта, воскресенье, второй день праздника. Понимая, что ходить в течение дня придётся много, до места проведения мероприятия добираюсь на такси. Вход на огромную площадку на замёрзшей реке Полуй через рамки металлоискателей. Я приехала к 10:30, народу было немного. Оказалось, всё действо  начнётся в 12:00. Я прошлась по ярмарке с сувенирами. Как всегда купила магнитик в мою коллекцию. Хоть и мал Ямал, но магнитик оказался больше всех у меня имеющихся. Но очень информативен, то что я и люблю! Не удержалась от покупки рыбы: две консервных баночки с прозрачной плёнкой с одной стороны – щёкур  или чир натуральный в желе и сибирский сиг или пыжьян натуральный в желе. Впервые вижу такую упаковку консервов, это новое производство Салехардского рыбоконсервного завода. Ну и ,конечно, вяленый щёкур к пиву, чипсы из оленины. Внукам-желейные конфетки с ямальскими травами и кедровыми орешками, две маленьких баночки варенья из морошки, травяные чаи Ямала. Напробовалась разных колбас, строганины. Много чего хотелось бы увезти домой, но билет   авиакомпании «Победа» за груз более 10 килограммов берёт большую доплату. Довольствуюсь малым!
                В 12:00  на большой сцене под открытым небом начались театрализованные выступления фольклорных ансамблей. Яркие, уникально-колоритные костюмы, национальные мелодии и удивительно зажигательные песни на северную тематику. Я такие песни и не слышала никогда! Атмосфера праздника усиливалась. Начались соревнования: метание тынзяна( аркана) на хорей(длинный шест, которым погоняют оленей), борьба в национальных зимних одеждах, гонки на оленьих упряжках. Вчера в гонках участвовали мужчины, сегодня – женщины. После старта оленьих упряжек я поняла, что ненецкая женщина не только кашеварка. Она ещё и оленями управлять может. Удержать, правильно направить упряжку диких оленей, на скорости не выпасть с нарт на поворотах, достичь финиша - это дело совсем непростое! Публика в азарте! По окончании заездов и я прокатилась на оленьей упряжке. Ветер и снег в лицо! Дух захватывает! Этого мне показалось мало и я «догналась» ездой на снегоходе. Погода начала портиться, слегка завьюжило и заметелило.  Да и  время обеда пришло, а мне хотелось попробовать местных пельменей и я не торопясь по заснеженным улицам , ориентируясь по навигатору в телефоне, нашла лучшую пельменную Салехарда «Оленёнок». Заказала пельмени с олениной и пельмени с интригующим названием «ни рыба ни мясо» - с курицей и креветками. Они оказались приготовленными из чёрного теста.  Оказывается, для такого чёрного цвета в тесто добавляют чернила каракатицы – тёмная жидкость, содержащаяся в теле моллюска, являющаяся натуральным красителем. Мне понравились! Мне оставалось купить пива, чтобы вечером попробовать купленную рыбку. Чтоб никуда дополнительно не заходить,  решила пиво взять в ресторане гостиницы. Сытая, усталая, но довольная, я возвращалась в гостиницу по заметённым свежим снегом улицам. Хруст снега заглушал хруст в коленях!
                Я думала, что моя программа  на этот день выполнена полностью. Но к заходу солнца  я поняла: не тут-то было! Закат начинался уж с больно красивых красок. Быстро одевшись, я пошла выискивать в городе место, с которого видна закатная линия горизонта. Высокие дома мешали этой картинке. Пришлось пройтись по пешеходной улице Ленина до парка. Сделав несколько красивых снимков, подышав морозным воздухом, схватив очередную дозу адреналина , вернулась в номер. Глянула на шагомер в телефоне и поняла, что он захлебнулся от восторга – давненько я столько не хаживала пешком! Щёки рдели здоровым румянцем, как в юные годы. Даже колени не бунтовали от длительных прогулок.
Молодость медленно возвращалась. Консервация низкими температурами давала свой результат!
                Пиво с необыкновенно мягкой, вкуснейшей рыбкой добавили удовольствия.
                Собран чемодан. Завтра с утра вылет в Москву и дальше в Сочи.
                Через день по приезду домой опять «закапал» мой нос, опять появилось першение в горле и кашель, о которых я полностью забыла на Ямале.  Похоже, сухой морозный воздух Севера моментально вылечил мою аллергию, но… сибирячка вернулась в Сочи. Вот и вспомнишь народную мудрость: «где родился, там и пригодился».