Воспоминания об отце

Сергей Целищев
Говорят, что мысли материальны, что если чего то очень сильно захотеть, то всё получится, а так же сбываются и мечты. Я сколько себя помню, у меня была заветная мечта, которая не давала мне покоя с самого раннего детства. Я хотел увидеть родного отца, который жил на острове Сахалине, и моя мечта сбылась, правда не сразу, а спустя примерно 12 лет.

Я всю жизнь можно сказать хотел его увидеть, расспрашивал маму о нём, писал письма, но они возвращались обратно с пометкой почты, укажите точный адрес. Когда мне исполнилось восемнадцать лет, пришла телеграмма, где было сообщение о том, что меня отец приглашает на переговоры. Я прибыл в назначенное время на телеграф, моя кабинка была номер два. Мы стали с ним говорить в трубку телефона, и оба с волнением. Волновался отец, не зная, что говорить, волновался и я. Потом списались. В начале мая я ушёл служить в С/А, переписывались с ним и там. Отец присылал мне посылки, в которых были солёные горбуши, дальневосточные консервы, и прочее.

После демобилизации в 1987 году, я через полтора месяца женился и мы с молодой женой улетели в гости к отцу на о. Сахалин. В багажном отделении аэропорта города Южно - Сахалинска, я услышал возглас:
- Целищев Сергей есть?
- Есть! - закричал я в ответ.
Нас встретил пожилой загорелый мужик, подошёл ко мне, держит руками за плечи, смотрит пристально в глаза и говорит:
- Здравствуй сынок. Это была, та самая первая встреча с отцом, о которой я мечтал долгие годы. Потом была "Матриса", это японский поезд, который нас вёз вдоль тихого океана по узкоколейной железной дороге в мой родной посёлок Гастелло.

Дом отца, знакомство с его женой Бобовой Александрой, а по простому с Шурой. Одним словом встреча, богатый стол, самогон, выгнанный из проросшей пшеницы, так как отец дрожжи не признавал. Корейские ким чи, папоротник, соя. Отец открыл трёхлитровую бенку лососевой икры, но она почему то ему не понравилась.
- Шура, окликнул жену отец, - принеси другую банку... А эту вывернули свинье. Я устроился на работу в "Леспромхоз" обрубщиком сучьев, приличный заработок, свежий воздух, тайга. Жена стала работником детского сада, что на берегу моря, у самого залива Терпения. Через короткое время получили квартиру и стали жить отдельно от отца в двухэтажном срубе по улице Центральной. Но это было потом, а сначала мы просто отдыхали. Ходили с отцом по грибы, уж чего, чего, а там их хватает. Ходили собирать ягоды голубику, клоповку, кстати последняя растёт только на Сахалине. Ходили на охоту, на рыбалку, ловили на перекатах таёжной реки Гасстеловка гольца, форель, на варёную икру лосося.

Помню взял меня отец с собой на работу в тайгу, (я тогда ещё не работал) а он работал на челюстном погрузчике, грузил лес на лесовозы. Сели мы в японский лесовоз "Комацу", и едем по сопочным серпантинам на перевал. Отец показывает мне на высокую заснеженную сопку и говорит:
- Едем в зиму. На вершине перевала лежал слепящий от солнца глаза нежно голубой и сверкающий снег, и стояла зловещая тишина. Отец завёл челюстник, погрузил оставшийся лес, и обратно в низ, к дому.

Поехали мы как то с ним на мотоцикле на рыбалку ловить форель, а он взял с собой ружьё и манок на рябчика. На реке он мне говорит под шум бегущей по круглым камням воды:
- Ну, ты лови тут, а я пойду в ельничек рябчика посвистаю. (он так всегда выражался, посвистаю) Дело в том, что этот манок когда в него дуешь, сводит рябчиков сума, зазывая его на брачные игры. Бывали случаи когда они из веток ели садились на голову и на плечо охотника. Отец ушёл в ельник, в любимую обитель рябчиков, и стал насвистывать, постепенно отдаляясь от меня. Я впервые в жизни самостоятельно ловил такую рыбу, но к сожалению не клевало. Я оставив удочку на берегу, пошёл к отцу. Три выстрела, три рябчика. Вернулись к тому месту где я "ловил" рыбу, а рядом с удочкой на земле свежие следы медведя, и его фекалии. Я изумлённо говорю:
- Хорошо, что я к тебе пошёл, а если бы не пошёл, чтобы тогда было?
- Да ты бы свою кучу рядом наложил, улыбаясь говорил отец.
- А, что же ты не стал ловить то?
- Так не клюёт что то, и по волнам как определить когда клюёт?
- Только заброшу удочку, а поплавок сразу же уносит течением.
- Ты не туда забрасывал, говорил отец.
- Нужно забрасывать на спокойную воду, на заводь, где тихо и нету течения.
- Давай пробуй ещё. Я забросил и тут же оторвался поплавок и его мгновенно унесло течением.
- Ничего, утешает меня отец, пробуй на удар ловить.
- Как это понять на удар?
- Эх, где ты только воспитывался, сетует отец на мою бестолковость. Взял он удочку, нацепил варёную икру, и забросил в тихую заводь. Долго ждать не пришлось, голец попался, дёрнул он слегка леску и отец выудил его на берег. После чего на удар стал ловить я. Форель за форелью, голец за гольцом. И так по всей реке на всех тихих заводях и всё на удар.

Помню как он познакомил меня с горой "Дунькин пуп", это огромная пологая сопка над уровнем моря, на которой много ягод.  Как то спускались мы с ним с Елового перевала, и он показал мне лысую сопку, на которой не растут деревья.
- Это змеиная гора, говорил отец, - здесь в войну был японский серпентарий, они в нём разводили гадюк.
- Это единственное место на Сахалине где до сих пор живут эти твари. Отец сделал из меня охотника, выписал охотничий билет, он заведывал этим, ему охотники платили взносы, брали путёвки на отстрел дичи. Батя купил мне ружьё, тридцать второй калибр. Научил ловить маленькой сплавной сетью корюшку, горбушу сачком. Зимой научил ловли корюшки на блесну на судоходной реке Поронай, так же навагу, бычков, камбалу, и больших камчатских крабов на обыкновенный шпагат с большим гвоздём, которым нужно просто проткнуть от головы до хвоста рыбу навагу. Раскрыл множество охотничьих тайн и секретов. Научил добывать в полётах дикую утку, куликов на берегу океана. Но самое большое, что меня поразило, так это то, как тяжело погибает отметав икру лосось.

Стоим мы с ним как то на берегу реки Гасстеловка, а он натянул леску рукой и согнув удилище дугой говорит:
- Серый, смотри, а сам опустил натянутую леску в воду, и у самого дна засунул её в рот горбуше, подсёк и приподнял к поверхности воды, и я увидел большую особь ещё совершенно живую, но покрытую гнилым бледно серым мхом рыбу. У горбуши гнило всё тело, голова, плавники и хвост, и она медленно умирала. Когда я присмотрелся к воде, то увидел массу, целые слои точно такой же несчастной рыбы в ожидании своего мучительного конца.

Сколько же было у меня с отцом приятных мгновений и не забываемых приключений. Я был счастлив, что со мной рядом родной отец. Я ведь так о нём мечтал. Он подарил мне свой мотоцикл, мы с ним крепко дружили и любили друг друга. Но к сожалению спустя два года нам пришлось уехать обратно на материк, на Донские просторы, где прошло моё детство. Как же плакал отец, провожая нас на поезд.
- Вот уедешь, и больше никогда не приедешь ко мне. Его пророчества сбылись. Когда в 1990 году родился мой сын Дмитрий (ныне отец Иосиф, он священник), то отец приезжал в гости к внуку на его годик в 1991 году. И снова горько плакал когда уезжал на о. Сахалин. Больше мы с отцом не виделись, были только звонки и регулярные письма. Моего дорого отца Юрченко Анатолия Гавриловича 1942 года рождения, не стало 11 Сентября 2008 года.