Опоздать на праздник...

Сергей Псарев
                Ехал в Лисий Нос посмотреть, а при случае - сделать рисунок старинной деревянной дачи на Боровой улице, 39. Речь о двухэтажном здании в «неорусском» стиле постройки 1910-х годов, увиденном на архивных фотографиях. Меня там привлекли пропильные резные орнаменты на фасаде - настоящие деревянные кружева. Даже обыкновенные водосточные трубы на этом доме выглядели девицами в богатых узором кокошниках. И не жестью они смотрелись, а вышивкой золотыми и серебряными нитями. Даром, что трубы эти гнулись по обшитым доской стенам, словно хоровод вокруг дома водили...
                Только не поспел я гостем на этот праздник. По такому адресу на Боровой улице давно уже стоял современный коттедж, который меня совершенно не интересовал. Рядом еще можно было разглядеть аккуратно складированные на открытых поддонах элементы старых деревянных конструкций. Наверное, это последнее, что осталось от дома, увиденного на фотографиях. Старую дачу выставили на торги. Покупатель мог ее снести, освободив участок под новое строительство. Сыпал мелкий снежок, дополнявший печальную, почти театральную декорацию, разыгравшейся здесь в последнем акте драмы...
                Наверное, снос очередной старой деревянной дачи начала ХХ века теперь многими рассматривается как нормальный эволюционный процесс. Выясняется, что сохранить «все как есть» в Петербурге и его окрестностях уже невозможно. Для этого теперь оставляют только какие-то «отдельные куски», превращенные в музейные объекты. Если говорить о среде проживания, то здесь сохранять в прежнем виде совсем уже кажется нереальным, потому что «меняются люди и их представления о комфортности жизни».
                Это притом, что большинство наших культурных памятников можно было бы спасти, по закону. Их снос совершенно необязателен и часто вызывает конфликт у активной части общества. Как защитить наше общее прошлое от бездумного уничтожения? В каком-то случае можно менять отношение к историческому дому, приспосабливать к новым функциям. Но его чаще всего сносят, потому что так получается проще. Самый известный пример такого подхода - Париж, который в середине XIX века снесли и построили на его месте другой город. Смотришь теперь на рисунки, фотографии и понимаешь, что того Парижа просто нет...
                Хорошо, что у нас здесь «не Париж», даже очень далеко... не Париж... Пока искал утраченный дом, отметил для себя на Боровой улице еще два других сохранившихся старых дома в стиле модерн, словно сошедших с живописного полотна начала прошлого столетия где-нибудь в Северной Европе. Да, умели раньше строить. Хочется оставить хотя бы частицу памяти о них на альбомной бумаге.
                Петербург - город каменный. Строгий и холодный. Оттого такие пригородные островки «теплых» изящных деревянных построек с резьбой, затейливыми башенками и крылечками, кажутся такими привлекательными. Дерево в нашем северном сыром климате не самый долговечный материал. А еще исторические деревянные постройки у нас каждый год горят и исчезают безвозвратно...
                Время всегда непредсказуемо и жестоко. Вы все еще говорите, что красота великая сила? Да... Но она всегда беззащитна перед теми, кто ее не понимает...

Авторская акварель: Дом в стиле модерн начала ХХ века. Боровая улица, 25. Лисий Нос, 2023