Что такое поэзия? Часть 2

Вадим Шарыгин
Часть 2
На подступах к поэзии жизни

Поэзия Слова начинается с поэзии жизни. Термин «поэзия жизни» я впервые встретил в одной из статей Александра Сергеевича Пушкина в поддержку творчества Баратынского: «.. А читатели те же и разве только сделались холоднее сердцем и равнодушнее к поэзии жизни..».
Поэзия жизни... Поэтическое восприятие жизни. Оно вырабатывается и совершенствуется годами. Без него – невозможно постигнуть поэзию – ни в качестве пишущего, ни в качестве читающего. Без обладания поэтическим восприятием – каким бы ни был ответ человека на вопрос: «что такое поэзия?» – ответ останется без ответа, будет никудышным, или поверхностным.

Какой же путь должно пройти восприятие человека, чтобы стать «поэтическим»?
В большинстве случаев, долгий путь. Честный путь. Чрезвычайный в усердии постигнуть разницу между поэтической стороною жизни и стороною приемлемой – приятной, сходу понятной, красивой, трогательной, вдохновляющей, запоминающейся – но всё-таки не поэтической.

NB! Начинается самое важное и самое трудное.
Далее по тексту лучше идти только тем, кто ощущает в себе сильную потребность постичь поэзию и именно в этом постижении видит проявление любви к ней. Всем, кому вполне достаточно уровня стихосложения и восприятия, который доминирует на всех околопоэтических сайтах, в том числе и на сайте «Изба-Читальня», в дальнейший текст моего эссе лучше не погружаться – праздное любопытство ничего не даст. Надо учитывать собственную скорость познания и осознавать свою готовность узнать больше, чем по-обыкновению знают все. Ничего плохого в том, если не готов к бо;льшему, плохое, в смысле сильного сопротивления всего существа, может быть только в случае, если познание тайного очарования поэзии происходит от нечего делать, на уровне любопытства или с таким же настроем, как просматривают информацию на всякий случай, подобно сводке погоды в плане брать с собою зонтик или нет, а то и с твёрдым убеждением в том, что никакого «тайного очарования», никакой «поэзии» в принципе не существует, и всё что есть это более или менее удачные стишки.

С этого момента – не помогут : ни пятьдесят пять миллионов  с хвостиком уже написанных и опубликованных (только за последние пятнадцать лет) современниками стишков, даже если читающий этот мой текст каким-то образом умудрился бы к моменту прочтения эссе перечитать их все; не поможет – Литературный институт за плечами со всем его багажом накопленной информации о поэтических текстах, можно смело откладывать в сторону Лотмана и Гаспарова, равно и других представителей «научного метода лицезрения» явления поэзии. Поэзия жизни или поэтическое восприятие штука настолько тонкая, что не поддаётся обладанию – без особых усилий – ни людям со стишками, ни людям без стишков, ни людям с высшим образованием, ни людям без высшего образования, но с богатейшим житейским опытом и почётным трудовым стажем. Поэзия во все времена, а в нашей современности в особенности, крайне БЕДНА на количество людей готовых – по уровню устремления к ней и по степени восприимчивости – постигнуть её тайное очарование.

 Поэзия. Черновик падения.

Поэзия - крайне бедна.
Поэзия - крайне без дна.
Поэзия - бездна,

Которую скопом, любезно
Засыпать пытаются - снегом, песком,
Бетоном залить: в сельском дне, в городском...

И прорва людей - против пропасти той!
Обрыв обозначенный красной чертой :
Не жалует высь оступившихся ног.
За воздух держись! Если, падая, смог

Услышать, узреть наивысший полёт,
То, значит, не зря захлебнулось и пьёт
Разбитое горло на дне бездны той,
За кромкой мечтаний, за красной чертой -

Погибшую кровь обездвиженной плоти...
Поэзия, та, без которой живёте -
Прекрасно, всю жизнь, отдаляясь от дна,
Несметно и неизгладимо одна.

© Copyright: Вадим Шарыгин, 2022



Итак, всё сказанное в дальнейшем – будет сказано только для ЖАЖДУЩИХ перемен в высоту или в глубину в собственном восприятии!
Что значит «жаждущих перемен»?

Это значит, уже осознающих что всё написанное надо разделять на стишки и собственно поэзию.
Это значит, что человек – пишущий, читающий, нахваливающий стишки – объявил личный мораторий – прекратил писать, читать, хвалить стишки, может быть, на неделю, на месяц, на год... Вместо времяпрепровождения со стишками – выбрал чтение произведений поэтов, прошедших проверку временем.
Это значит, не просто начал читать «классиков», но обольстился их творчеством, почувствовал, пусть даже смутно, что они очень отличаются от стишков – от стиховых наборов слов с душой или душком – и не захотел больше иметь дело со стишками ни в каком виде и качестве!

Жажда постичь поэзию должна сопровождаться в искателе её тайного очарования – прекращением стишков своих, отстранением от стишков, отвращением к стишкам, к самой форме досуга со стишками! Должен быть объявлен личный мораторий на стишки – человек, например, приказывает себе : ни читать ничего и никого на сайтах со стишками. Вообще никого. Поскольку количество поэтов и поэтических людей на окололитературных сайтах уверенно стремится к нулю. Атмосфера способствует – не творческому росту, а деградации, сохранению иллюзии причастности к поэзии. Вместо стишков – возвращение к классикам, чтение вслух, перечитывание, вчитывание, открытие новых граней и аспектов творческого наследия лучших поэтов прошлых лет. Выход из потока нескончаемого флуда, из потока трёпа обо всём подряд, из рифмованной злободневности, какой бы важной и актуальной она ни казалась, – вот вам конкретные признаки «жажды» перемен, которые обязан иметь в себе идущий к ответу на вопрос: «Что такой поэзия?», и которые могут служить базой для попытки её постижения. Нельзя усидеть на двух стульях – почитывая, пописывая, похваливая стишки, любопытствовать о поэзии; нельзя рассчитывать на малейший успех в деле постижения поэзии, если оставаться со стишками – в мозгах, в глазах, в сердце.

Кстати, слово «стишки» по отношению к антипоэтическим произведениям я впервые услышал от Пушкина – он пишет в статье о Баратынском:

«Наши поэты не могут жаловаться на излишнюю строгость критиков и публики — напротив. Едва заметим в молодом писателе навык к стихосложению, знание языка и средств оного, уже тотчас спешим приветствовать его титлом гения, за гладкие стишки — нежно благодарим его в журналах от имени человечества, неверный перевод, бледное подражание сравниваем без церемонии с бессмертными произведениями Гете и Байрона»...

Итак, начинаем шаги наощупь, каждое слово объясняющее разницу между «поэтическим» и «обыкновенным с раскраской» будет требовать вашей паузы, размышления, дополнения своими примерами, уточнения своими вопросами, – прошу с этого момента – максимальное внимание и сосредоточенность!

Поэтическая сторона жизни и «приемлемая или раскрашенная прозаическая» сторона.
Попробуем максимально наглядно показать строение (анатомию) разницы:

одна из важнейших черт «поэтического восприятия» – целостное миропонимание, когда вещь, явление, предмет, действие – восприятие успевает охарактеризовать не только со стороны их значений, но и со стороны вложенного в них смысла, а сам смысл предполагается не равным словосочетанию «а, ну теперь всё ясно!», но состоящим из анфилады возможностей для воображения, по типу анфилады комнат дворца. И само воображение останавливается в одной из комнат не потому даже, что вот она, вдруг, нашлась «главная смысловая комната» во дворце мироздания, а поскольку опыт «витания» воображения вскользь и сквозь определённости действительности самопроизвольно остановился в одной из ипостасей (комнат) столь вожделенного для обычного сознания смысла.

Например: Возьмём первые кадры фильма Марлена Хуциева "Мне двадцать лет" или "Застава Ильича". Герой, молодой человек, отслуживший в армии, вернулся домой,  идёт по предрассветной, спящей, летней Москве, по пустынным улицам - что вы видите? Что вы видите в кадре и что вы чувствуете за кадром или в кадре своего воображения? Каково соотношение действительности кадра и достоверности воображения? Режиссёр всё сделал, чтобы воображение, чтобы достоверность вышла на передний план. Но какая она, чем выражена, из чего состоит, какое состояние вызывают шаги героя по рассветной тишине города? Я, например, включил в видеоряд авторского чтения своей "Поэмы поэта" эти шаги, кадры из этого фильма. Потому что...


ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ