Дар поэтического перевоплощения

Анатолий Берлин
Я знал человека, который писал великолепные стихи о Сан Петербурге, но этим и ограничивался его поэтический дар. Другая поэтесса посвятила своему любимому городу Одессе огромное количество произведений – других её шедевров я не обнаружил. Даже у многих классиков, зачастую, творчество заключено в рамки одной - двух превалирующих тем, и чаще всего это либо любовная лирика, либо тема "сопротивление злу" в эмоционально-насыщенную эпоху.
Редкий дар поэтического перевоплощения встречается нечасто. К поэтам такого таланта я бы причислил Владимира Высоцкого, сумевшего своим творчеством охватить множество совершенно различных аспектов бытия таким образом, будто он лично пережил описываемые им коллизии. А потому, и сегодня, и много лет спустя потомки отыщут в его наследии строки, созвучные с их временем, "и долго будет тем любезен он народу". Впрочем, не уверен, что бунтарь Высоцкий пробуждал своей лирой "чувства добрые". Он был для меня таков:
         Недосказал, недолюбил, устав от жизни,
         Смирив себя по мере сил ты зубы стиснув,
         Благодарил мятежный дух, что жив сегодня,
         И выбирал одно их двух: рай - преисподня...

Моё сравнительно недавнее знакомство с творчеством Сан Петербургского «человек-оркестра» Ефима Ефимовского возвращает меня к теме «поэтического перевоплощения», когда человек, пишущий стихи для детей, создаёт такие поэмы как «Пифагор» или трилогию «Платон, Сократ, Аристотель», или стихи для взрослых и детей, подобных произведению «Ракета и травинка»... Да разве перечтёшь всё многообразие переходов «от простого к сложному», в котором изложение науки передаётся через стих, как это делали великие греки?!

Талант, позволяющий охватить своим творчеством пространство от "травинки до ракеты", писать любовную лирику так же хорошо, как лирику гражданскую, городскую, философскую, эзотерическую... Писать афоризмы и шуточные стихи, а вслед за ними поэмы на библейские темы - вот, что я называю "даром поэтического перевоплощения".