Весть

Лайма Дебесюнене
Однажды в понедельник Рута и Гинтарас встретились в электричке. Когда-то они учились в одном классе, потом выбрали разные пути: она училась в Вильнюсе, он остался в Каунасе, но оба учились на четвёртом курсе. Теперь он ехал к родителям жены в Кайшядорис. Это была их первая встреча после окончания школы. Сначала рассказали о себе, потом вспомнили общих знакомых. Поезд приближался к Кайшядорис. Он уже собирался идти к двери, но вдруг остановился.

– Чуть не забыл самое главное. У меня есть весть для тебя. Теперь, когда приедешь домой, никого не бойся. Йонаса уже нет. Это произошло в подвале дома. Пришлось мне самому вытаскивать его из петли и оказать необходимую помощь... Но...
– Когда это произошло?
– Пару месяцев назад.
– Каждая смерть ужасна по-своему... Ты видел её с близкого растояния... Со мной всё нормально... А Вида Балтушкайте даже большой складной нож носила в кармане джинсов. И тоже ходила со страхом...
– Я не знал... Можешь и ей сказать…
– Ладно... Передай маме мои наилучшие пожелания... Я ничего не забыла…
Теперь они уже попрощались. Он вышел, а она погрузилась в свои воспоминания.

Аушряле Гирдвайнене, мама Гинтараса, дважды «вытаскивала» её из беды. Эти истории были связаны с учительницей русского языка – одна произошла осенью, другая – ближе к весне, но обе в девятом классе. Однажды она попросила у Руты и Риты в одном доме провести регистрацию детей школьного возраста. Видимо, у неё не было на это времени или трудно было ориентироваться в городе, в котором совсем недавно получила работу. Девчата ходили от двери к двери, а Рута узнала, где живут Гинтарас и Йонас. Мама Гинтараса пригласила зайти выпить кофе и отдохнуть, но они отказались. Оставалось уже немного, хотелось быстрее закончить. Попрощавшись, они продолжили свою работу. Рута нажала звонок у ближайшей двери. Рита пыталась что-то сказать и остановить руку подруги, но не успела... В дверях появился пьяный Йонас. Он стал скандалить, говоря, что девушки хотят знать, где он живёт, а может, к нему в гости зайти. Услышав шум, Аушряле вышла на лестничную площадку, отругала Йонаса и таким образом решила проблему. В другой раз учительница задала прочитать научную книгу о творчестве поэта Александра Пушкина. В школьной библиотеке её не оказалось, но её достала мама Риты. Вскоре был составлен список, и начался путь книги из рук в руки...

Рута была одной из первых в этом списке. Однажды после уроков она зашла к Рите, взяла книгу, но она не помещалась в рюкзаке. Пришлось нести в руках. Недалеко от дома Йонас остановил её и вырвал книгу из рук. Рута ещё пыталась договориться, но безуспешно. Часть разговора увидела её одноклассница и его соседка Лориана. На следующий день она стала упрекать:
– Зачем ты говоришь с этим Йонасом? Он – ничтожество, бродяга…
– Тебе легко говорить, но знай, он книгу из моих рук забрал. Судя по всему, ты тоже ждёшь своей очереди, чтобы прочитать её... Так что мы все получим двойки. Кто поверит, что я говорю правду?
На этом разговор окончился. Вскоре на помощь снова пришла мама Гинтараса Аушряле...

Рута никогда не разговаривала о Йонасе Савонисе со своей однокласницей Видой Балтушкайте. Может быть, у неё были подобные приключения. Амбициозный и любящий отец помог дочери, дав ей большой складной нож. Рута всегда думала, что подобное может принести больше вреда, чем пользы.

Йонас учился в той же школе, что и девчата, но был на несколько лет старше их, а потом вдруг исчез. Причина выяснилась намного позже. Ещё он почти никогда не был трезв. Ни одна девушка не хотела связать с ним свою жизнь, а точнее, погубить её. Йонас хорошо понимал, что он должен решиться взять любую девушку силой.

Однажды он Руте предложил очень рано утром отправиться к Каунасскому морю порыбачить.
– Хоть у меня и не блестящие отношения с родителями, я не пойду на конфликт из-за тебя. И милиция обвинит, что я сама этого хотела... Нет. Я не сошла с ума...

Однажды к девушке, жившей на один этаж ниже, пришёл парень, с которым она дружила. Йонас был с ним. Он пошёл к Руте. Её мама открыла дверь, но не пригласила войти. Пришлось общаться на лестничной площадке. Они поссорились.
– Я бы не хотела, чтобы этот тип когда-либо приходил сюда, – позже она сказала дочери.
– Я сама не знаю, как избавиться от него. Было бы хорошо, если он перестал сюда ходить...

На следующее утро в школе, во время первой перемены, соседка подошла к Руте. Вместе со своим парнем она решила предупредить её.
– Слушай, ты серьёзно с этим Йонасом?
– Нет. Я не знаю, как от него избавиться. Но вчера мы поссорились. Я надеюсь, что всё кончено.
– Но ты должна знать, что он отсидел от звонка до звонка за страшное преступление, будучи несовершеннолетним.
– Я не знаю. За какое?
– За изнасилование малолетней девочки…

Теперь стало ясно, почему он исчез, почему почти всегда был пьян. Больше к Руте он не приходил, но не мог спокойно пройти мимо. Что бы он не говорил, она молчала.

Их последняя встреча была точно такой же. Тогда Рута уже училась на втором курсе. Была ранняя весна. Таял снег. Им надо было разминуться у огромной глубокой лужи. Они остановились на её берегах. Пару минут так и стояли, но Рута повернула налево, чтобы обойти. Йонас выразил своё недовольство. Она не могла точно расслышать, что он говорил, но знала, что в тех словах нет ничего хорошего... А теперь она получила весть...

Поезд уже подъезжал к Вильнюсу. Весь курс будет присутствовать на первой лекции. Там же будет и Вида Балтушкайте. В таких случаях Вида вела себя вульгарно: громко говорила, странно набрасывалась, выглядела как пьяная баба или плохая актриса. Это бесило окружающих, а собеседника ставило в неловкое положение. «Сказать или не сказать?» – думала Рута, пытаяась представить себе реакцию подруги.

Рута подумала, что Йонасу могло быть 25 лет – юбилей в глубокой бездне, из которой он не мог выкарабкаться. Она решила молчать...