У Кругловского дома. Лисий Нос

Сергей Псарев
                В каждую выставку делаю для себя новое интересное открытие. В первых числах апреля «Акварели вчерашнего дня» поедут в библиотеку поселка Лисий Нос под Петербургом. Прежде эта выставка уже побывала в двух библиотеках Адмиралтейского и Невского районов Петербурга, в филиале детского Центра искусств «Эдельвейс» школы поселка Ольгино...
                Жителям поселка хорошо знакомо деревянное двухэтажное здание библиотеки на углу Балтийского (Владимирского) и Мариинского проспектов. Ориентиром приезжим служит стоящая наискосок от нее, Князь-Владимирская церковь. Здание поселковой библиотеки имеет свою историю, связанную с жизнью семьи купца Якова Круглова. В 1910 году он приобрел на этом месте землю и построил для себя деревянный особняк, дворницкую, служебные здания. Известно, что Яков Ефимович принимал деятельное участие в жизни поселка и входил в число знаменитой «двадцатки», занимавшейся строительством в 1917 году Князь-Владимирской церкви.
                В семье Кругловых было семеро детей. Старший сын умер от дифтерита в четырехлетнем возрасте. Выжили остальные шестеро: двое сыновей и четыре дочери. Семью Кругловых, как представителей чуждого класса и «нетрудового элемента», в 1932 году выселили из своего дома, отобрав все имущество. Членов семьи расселили в поселке по разным углам, а самого Якова Круглова - выслали в Новгородскую область. Дело в том, что частные торговцы по конституции были лишены избирательных прав. Таких людей в стране тогда называли «лишенцами». Фактически ограничения в правах касались не только участия в выборах, но и многого другого, распространялись на членов их семей.
                Попытки родных реабилитировать главу семейства, вернуть свой дом и имущество успеха не имели. Только в 1937 году Яков Ефимович смог вернуться назад. К тому времени в его доме устроили школу, получившую название «кругловской». Позднее, там открылась библиотека, которую тоже иногда величали «кругловской». Наверное, это хороший пример нашего отношения к исторической памяти. О самом Якове Ефимовиче рассказывают, что потом он работал на железнодорожной станции «Лисий Нос» сцепщиком и умер во время блокады в 1942 году.
                Мне давно кажется, что это верный способ изучения отечественной истории. Здесь она складывается из подлинных человеческих жизней, а выводы приходится делать самому, опираясь на собственный опыт.
                К декабрю 2011 года в библиотеке сделали капитальный ремонт, после которого она превратилась в современный досуговый центр с обширным книжным фондом, насчитывающим свыше 37 тысяч экземпляров, уютной литературной гостиной, компьютерным залом и различными кружками.
                Помню, как впервые пришел в библиотеку и познакомился с ее заведующей - Наталией Сергеевной Кривенцовой. Сразу принялся искать глазами следы купеческого дома с продуктовым магазином на первом этаже. Судьба его хозяев показалась близкой. Мои родные на Кубани в период коллективизации попали под раскулачивание, тоже лишились жилья и своего имущества. Кто-то тогда подался в город работать на каменоломни, других двоих родственников отправили на Соловки. Их дальнейшая судьба мне неизвестна. Нет, в библиотеке уже ничего не напоминало о прежней жизни. Наверное, что-то еще сохранилось на архивных фотографиях. Хорошо бы их тоже посмотреть...
                Помещения очень светлые. Если представить библиотечное пространство палитрой художника, то с этим здесь все нормально. Вокруг было пусто и тихо. Откуда-то сверху на меня струился теплый свет. Совсем не от лампы. В самом центре зала библиотеки устроена винтовая лестница, уходящая вверх, на второй этаж под стеклянный купол на крыше. Хорошее решение для загородной дачной постройки. Рассеянное естественное освещение, где не увидишь возле себя тени. Наверное, здесь было бы удобно рисовать. Мне сразу вспомнился дом-усадьба Ильи Ефимовича Репина в Пенатах.
                Сельские библиотеки - это всегда нечто особенное. Сотрудников в них единицы. Многое выстраивается на личном контакте с читателями, с глазу на глаз. Сотрудник библиотеки становится для местных жителей близким собеседником, с которым можно просто поделиться наболевшим, спросить совета. В таких случаях словом не только просвещают, но и души врачуют. Потом еще и книгу нужную подыскать. Все это получается не так просто. Часто бывает, что библиотеки превращаются в некое подобие в клуба для культурно-досуговых мероприятий. Помню, как в Швеции из любопытства посетил такую библиотеку в маленьком курортном городке. Там кроме книжного фонда еще находились кафе и прачечная. Удобно? Нечто похожее происходило и со многими лютеранскими церквями. Под одну крышу с ними сводили концертные залы, магазины и прочее. Сейчас у нас об этом тоже часто говорят, предлагают перенимать похожий опыт. Думаю, что многое из всего этого будет довольно спорным.
                Понятно, что в библиотеку теперь ходят не только за книгой, но и отдохнуть или даже развлечься. А как еще по-другому увести молодежь от игрушек в гаджетах и заполнить возникающую у них пустоту? Приводить в библиотеки детей обязательно нужно, потому что когда они вырастут, делать это будет уже поздно. Дети потеряют к ним всякий интерес.
                При всем многообразии, в библиотеке любое организованное событие должно непременно иметь в своей основе книгу. Вот и мы на этот раз постарались приспособить выставку «Акварели вчерашнего дня» к библиотечным мероприятиям, связанным с книгой, работой со словом и текстами. Представленные работы - это иллюстрации будущих книг автора. Самые важные для него темы: Петербург и его окрестности, Соловецкий архипелаг, Валаам и Псковская земля. Даже новые из рисунков сопровождаются небольшими авторскими рассказами, эссе. Все это тоже будет представлено на выставке. Более половины работ показываются впервые, многие их них создавались в поселке Лисий Нос этой зимой.
                В ходе подготовки выставки пришлось работать с разным опубликованным материалом, но так и не удалось отыскать точных сведений о первых владельцах большинства нарисованных исторических дач поселка Лисий Нос (Владимировка), времени их постройки. Похоже, мы пережили в своей истории период, когда все это было совершенно безразлично. Только пережили ли? Такие объекты культурного наследия продолжают разрушаться и исчезать у нас каждый год....
                Авторская акварель: Князь-Владимирская церковь. Лисий Нос