1095. Театр Федерико Гарсиа Лорки

Маргарита Мендель
Служанка (напевает в такт колокольному звону). Дин-дон, дин-дин-дон. Прости его, господь, и помилуй!
Нищенка (с девочкой). Хвала господу!
Служанка. Дин-дон, дин-дон. Дай бог, чтоб ему еще много лет пришлось нас ожидать на небесах! Дин-дон.
        Федерико Гарсиа Лорка, «Дом Бернарды Альбы»

Первый дровосек. Смерть жестокая! Оставь им для любви приют зеленый!
Первая девушка. Любовник безмолвен, весь алый — жених. На береге мертвых я видела их.
        Федерико Гарсиа Лорка, «Кровавая свадьба»

***

Любовалась на него, как на гвоздику,
убегала в ночь в оливковую рощу,
где на небе звезды открывают книгу
предсказаний, пробиваясь к нам наощупь

через судеб оплетение, и мимо
проплывает лунной нищенки мотыга —
это смерть под маской женщины ранимой,
пробегает, свои слезы-сердолики

оставляя на деревьях вместо яблок.
А в конюшне — жеребец красивый, дикий.
Не венчай цветами свадьбу, смерть в подарок
не дари, в крови венчальная туника.

Буря по; двору пойдет, и сто хибарок
облекут себя в неутомимый траур,
седовласые старухи из служанок,
причитая, будут чистить топинамбур,

будут слушать каталонский лай овчарок,
колокольный звон и регента ансамбль,
будут жить, но жизнь ли это? Лишь огарок
от свечи, что согревала. Мизерабль:

между часом и двумя в тенях каштанов,
где клубком сплетались корни женских криков,
под гитары плач, бой бубнов, барабанов
погибали две душистые гвоздики —

убивали мужа два друг друга. Как бы
не пришлось невесте стать вдовой до свадьбы.
И струится кровь, и сельские ухабы
ей полны. Простила б только грешных мать бы, —

ей хранить в хрустальной чаше эту землю —
окровавленную, с корнем выдрав сердце,
и на чистых простынях сном вечным дремлют
женихи в гробах (не закрывайте дверцы).

И лежат на их могилах две гвоздики,
две кровавые гвоздики с чьей-то свадьбы,
и роняют на них слезы-сердолики
лунной ночью смерть и нищенка — и мать их.

10 декабря 2022 года