Лит. цитата, ч. 2. Аппликация и Реминисценция

Творческая Мастерская Алкоры
http://stihi.ru/2023/01/28/2038 - Конкурсная страница
http://stihi.ru/2023/03/09/5149 - Итоги конкурса

Начало статьи - см. http://stihi.ru/2023/03/10/2314

2. Аппликация

АППЛИКАЦИЯ - это художественный приём цитирования, приём включения в текст стихотворения прямой цитаты или цитаты в слегка изменённой форме. Строка с прямой цитатой в этом случае не берётся в кавычки, а органическим образом входит в текст стихотворения, зачастую являясь опорной строкой, из которой следуют какие-то выводы по поводу заявленной мысли, причём, нередко не подкрепляющие, а наоборот, опровергающие цитату.

Обычно включаемая в аппликацию цитата в действительности не имеет непосредственного отношения к предмету, о котором идёт речь в стихотворении, и включается как шутка. Художественный приём аппликации очень популярен у начитанных читателей, поскольку задействует их чувство тонкой иронии, воображение, творческое мышление.

 Иногда аппликация используется в самом буквальном смысле, как необходимость что-то процитировать по сюжету стихов, например:

АЛКОРА. НА МАРСОВОМ СЕГОДНЯ ТИШИНА (фрагмент).

Граниты плит и надписи на стенах
ошеломляют, а на сердце - боль:
«…бессмертен павший за благое дело…»,
«…к великих сонму ты примкнул, герой…»,
«…посев созреет жатвою… из рабства…»,
«…со дна нужды невежества ты встал…»,
«…в дни страшные вы умерли прекрасно…»,
«вам в память этот гордый пьедестал…».

Красивые слова, и веришь свято,
что заслужили славу на века,
а то, что все не так - не виноваты:
Россия задней мыслию крепка.
__________________________________

Аппликация надписей А. В. Луначарского  на стенах мемориала Марсово поле СПб.
А теперь рассмотрим примеры удачных и не совсем удачных аппликаций наших участников конкурса:

3. ВОЗЬМИ НА РАДОСТЬ. ЕКАТЕРИНА ПАДУКОВА 

Я встала рано, до звезды восхода,
до листопада, до осенней грусти.
Стекают с листьев золотые мёды   
в мои ладони горячо и густо.

А надо мною огневым кипеньем   
цвет жёлтый, красный и слегка бредовый…
Хочу запомнить этот день осенний
таким лучистым и таким медовым.

Прощальный выдох в затаённом стоне
стечёт слезою в дождевые воды…
ВОЗЬМИ НА РАДОСТЬ ИЗ МОИХ ЛАДОНЕЙ
НЕМНОГО СОЛНЦА И НЕМНОГО МЁДА...
__________________________________

Аппликация на строки  стихотворения О. Мандельштама:

ВОЗЬМИ НА РАДОСТЬ ИЗ МОИХ ЛАДОНЕЙ
НЕМНОГО СОЛНЦА И НЕМНОГО МЕДА,
Как нам велели пчелы Персефоны.

Не отвязать неприкрепленной лодки,
Не услыхать в меха обутой тени,
Не превозмочь в дремучей жизни страха.

Нам остаются только поцелуи,
Мохнатые, как маленькие пчелы,
Что умирают, вылетев из улья.
 .......   
Радует иная, чем у Мандельштама строфа и другие- авторские -мысли при сходном содержании стихов.

4. НИКТО ИЗ ВАС НЕ СТАНЕТ ЛЕЗТЬ ПОД ПУЛИ. ДМИТРИЙ МАЛЬЯНЦ

Никто из вас не станет лезть под пули,
Но до чего ПРЕКРАСЕН НАШ СОЮЗ!
Ковчег разбился, звери утонули,
Айвенго мёртв, а Квентин Дорвард трус.

Отводят взгляды бывшие герои,
Для разговоров нет ни слов, ни тем,
Кто был ещё вчера осиным роем,
Теперь как тараканы в темноте.

Давно малы картонные доспехи
И режусь я об острые края.
Мне так смешны вчерашние успехи,
А рядом жизнь, как будто не моя.

Как эпизод безумного балета,
Как страшный сон с похмелья, как в бреду.
В груди торчит стрела от арбалета,
А я бреду, бреду, бреду, бреду, бреду...
______________________________

Вставка в стихи фразы "прекрасен наш союз", которую автор рассматривает как аппликацию. Но мне показалось, что данный пример цитирования не слишком убедителен: этот короткий и естественный оборот речи можно употребить где угодно,  он совершенно не обязательно относит читателя  именно к  "19 октября" А.С.Пушкина - "Друзья, прекрасен наш союз!"

5. МАРГАРИТА. ИГОРЬ  СЕМЫКИН

Этот тёплый майский вечер
меткой дьявола помечен.
Ты одна в пустой квартире,
у зеркального трюмо.
Грусть и горечь позабыты,
блеск в глазах у Маргариты.
Будет буря в душном мире,
ставшем Мастеру тюрьмой.

Запах трав пьянит на вдохе,
всё сильнее ведьмин хохот,
и волна идёт по коже,
оставляя яркий след.
Волшебство лесного зелья
скрыто в креме Азазелло,
и становится возможным
ТО, ЧЕГО НА СВЕТЕ НЕТ. *

Полночь близится, и скоро
тьма накроет этот город,
и тебя магнитом манит
НЕПОДВИЖНЫЙ ЛИК ЛУНЫ. *
Под её янтарным оком
ходит рябь по стёклам окон,
и пропасть в весеннем мае
вы, вдвоём, обречены.

Над Москвой густеет воздух,
смотрит Аннушка на звёзды.
Кто разлил чернила в небе –
даже чёрт не разберёт.
Но, пока мерцают свечи,
ведьма Мастера излечит.
Над судьбой не властен жребий
и бессилен звездочёт.
____________________________

Аппликация цитаты из стихотворения Николая Заболоцкого «Меркнут знаки Зодиака»:

Меркнут знаки Зодиака
Над просторами полей.
Спит животное Собака,
Дремлет птица Воробей.
Толстозадые русалки
Улетают прямо в небо,
Руки крепкие, как палки,
Груди круглые, как репа.
Ведьма, сев на треугольник,
Превращается в дымок.
С лешачихами покойник
Стройно пляшет кекуок.
Вслед за ними бледным хором
Ловят Муху колдуны,
И стоит над косогором
НЕПОДВИЖНЫЙ ЛИК ЛУНЫ.
...........
Кандидат былых столетий,
Полководец новых лет,
Разум мой! Уродцы эти —
Только вымысел и бред.
Только вымысел, мечтанье,
Сонной мысли колыханье,
Безутешное страданье,-
ТО, ЧЕГО НА СВЕТЕ НЕТ.

Здесь строки Заболоцкого очень удачно вписались в другой сюжет с "чертовщиной" - в роман М.Булгакова "Мастер и Маргарита". Стихи со своим - авторским сюжетом никоим образом не используют сюжет Заболоцкого, а работают как тонкая ирония, отсылающая нас к другому описанию"того, чего на свете нет"! На мой взгляд, очень удачное использование литературной цитаты.

6. СНЕЖНОЕ НЕЖНОЕ. НАТАЛЬЯ СТЕПАНОВА 8

Зима на Севере…  Бескрайние снега,
морозные закаты и рассветы,
и полумесяца янтарная серьга
до самого полудня в небо вдета.

Тайгу баюкают метели. Ждут весны
сверкающие реки подо льдами.         
Зима... И кажется навек обручены
безмолвие природы с холодами.

Тягуче время. В эту пору тишина
сторо;жкая. И странно знать, что где-то
"ДАЛЬ ЗАЛИВНЫХ ЛУГОВ ЛАЗУРНА И ЯСНА";
и море знойным солнцем обогрето...

...В любые стужи рядом сильное плечо
твоё. И мне важней всего на свете
в глазах любимых отражаться, и ещё...
мечтать о лете.
___________________________

Аппликация строки  из  стихотворения И.Бунина "Один встречаю я":

Один встречаю я дни радостной недели, —
В глуши, на севере… А там у нас весна:
Растаял в поле снег, леса повеселели,
ДАЛЬ ЗАЛИВНЫХ ЛУГОВ ЛАЗУРНА И ЯСНА;

Стыдливо белая берёза зеленеет,
Проходят облака всё выше и нежней,
А ветер сушит сад и мягко в окна веет
Теплом апрельских дней… "

Сюжет стихов автора и стихов И.Бунина примерно тот же: зима на севере и тоска по весне, но если у Бунина чистый 6-стопный ямб, то у автора то 6-и стопный ямб, то 5-и стопный, плюс избыток  многосложных слов с безударными слогами и многочисленные переносы внутри строки, отчего  стихи звучат рвано, с паузами внутри строки. Прием аппликации присутствует, но здесь скорее продолженный сюжет Бунина, подражание ему, чем полностью авторская работа.

8. О КРАСОТЕ. ТАТЬЯНА АСТАФЬЕВА

«КРАСИВОЕ - КРАСИВЕЙ ВО СТО РАЗ
КОГДА КРАСУ ВЕНЧАЕТ БЛАГОРОДСТВО»,
Но даже откровенное уродство
Коль благородно, не пугает глаз.

Оно живёт в глуши, не напоказ.
Тем с истинной красой имеет сходство,
Что гармоничный жизненный баланс
Несёт ему достоинства господство.

Краса пустая – это только фарс.
Неинтересна и скучна для нас,
Хоть краски в ней и ярки, и кричащи,

А благородство красоты иной,
Что излучает счастье и покой,
Забиться сердце заставляет чаще.

__________________________________________

Аппликация двух строк из Сонета 54 У.Шекспира в переводе  Вл. Микушевича:

КРАСИВОЕ — КРАСИВЕЙ ВО СТО РАЗ,
КОГДА КРАСУ ВЕНЧАЕТ БЛАГОРОДСТВО.
Так роза восхитит не только глаз:
Есть в нежном аромате превосходство.
Шиповник с ароматной розой схож,
Когда бутон раскрыт дыханьем лета:
Колючки — те же, так же он хорош,
Порой такого же, как роза, цвета.
Но он красив и — только: пустоту
Красавец после смерти оставляет,
А роза, умирая, красоту
В нежнейшие духи переливает.
И ты, как роза: услаждая слух,
В стих перельется благостный твой дух.

Честно говоря, тут я совсем ничего не поняла в насущности такого цитирования. Взять две строки чужого перевода с английского и к ним дописать свои собственные мысли, сделав перевод еще более вольным? Но ведь это же известный классический сонет - возможна ли такая бесцеремонность по отношению к Шекспиру, (да и к одному из его переводчиков!), не зависимо от того, как бы ни хороша получилась переделка? Мне сама  идея такого заимствования чужих строк не нравится.

9. ПОКРОВ. ЛЮДМИЛА ВЯТКИНА

ЧТО Ж, ЗИМА. БЕЛЫЙ УЛЕЙ РАСПАХНУТ.*
Снежных пчёл мириады – рекой.
Старый Пчельник, одёрнув рубаху,
Помахал на прощанье рукой.

Как всегда – тяжелы расставанья,
Не увидятся вновь, но его
ТАК И ТЯНЕТ ШЕПНУТЬ: «ДО СВИДАНЬЯ».*
Хоть и знает:  питомцы за гранью,
Не дождётся домой никого.
_______________________________________

Аппликация строк из стихотворения С. Гандлевского  «Что ж, зима…»

"ЧТО Ж, ЗИМА. БЕЛЫЙ УЛЕЙ РАСПАХНУТ.
Тихим светом насыщена тьма.
Спозаранок проснутся и ахнут,
И помедлят и молвят: «Зима».
Выпьем чаю за наши писанья,
За призвание весельчака.
Рафинада всплывут очертанья.
ТАК И ТЯНЕТ ШЕПНУТЬ: «ДО СВИДАНЬЯ».
Вечер долог, да жизнь коротка".

Аналогичный случай. Взято стихотворение с тем же числом строк, на близкую тему и, оставив в нем две чужие строки, вписаны 7 других - своих. Зачем? И  какая от этого сотворчества радость С. Гандлевскому, который, к счастью,  сейчас еще жив и здравствует? 

14. РУКОПИСИ НЕ ГОРЯТ. ВИТА ОСЕННЯЯ

Всю жизнь была служанкой у любви,
Не знатной барыней, а лишь рабыней.
Плыла по морю и брела в пустыне,
Пытаясь крошки счастья отловить.

Мне их хватало, но случался бунт.
Я вспомнила, когда в приливе муки
Решилась побывать в стране разлуки,
Собравшись в путь за несколько секунд.

Ушла… Сжигая за собой мосты,
Забыла ржавый ключ от прежней жизни.
Тогда в припадке гнева, зубы стиснув,
ТЫ ПИСЬМА СЖЕЧЬ ХОТЕЛ МОИ… СЖЕЧЬ!.. ТЫ!..      

Не смог… Внезапно понял — смысла нет.
В душе фантом любви — не на бумаге.
Разлука иногда бывает благом —
Ведь не понять без тьмы, что значит Свет.

Вновь плен… парадоксальный, без рабов,
Всё поровну — и радости, и беды.
А горечь расставания отведав,
Смогли спастись от бурь и холодов.
_________________________

Аппликация строк  Игоря Северянина «Ее монолог»:

Не может быть! вы лжете мне, мечты!
Ты не сумел забыть меня в разлуке…
Я вспомнила, когда в приливе муки,
ТЫ ПИСЬМА СЖЕЧЬ ХОТЕЛ МОИ… СЖЕЧЬ!.. ТЫ!..

Я знаю, жгут бесценные дары:
Жжет молния надменные вершины,
Поэт — из перлов бурные костры,
И фабрикант — дубравы для машины;
Бесчувственные люди жгут сердца,
Забывшие для них про все на свете;
Разбойник жжет святилище дворца,
Гордящегося пиршеством столетий;

Тот же самый случай: по какой-то причине автор берет известные стихи и пишет свои слова к ним с похожей темой, вставив в виде аппликации одну чужую строку, как цитату. Это тоже подражание: здесь все идет от Северянина, от его стихов, а не наоборот - это не тот случай, когда автор пишет свои стихи и к месту цитирует в них великого поэта, пытаясь напомнить нам о нем или поспорить с его утверждением.

26. РАЗЛУКА. ЕКАТЕРИНА РЫСКОВА 

Ночью в дом ломилась ярая метель –
Выла и стремилась дверь сорвать с петель.
Словно подзастрешный серый воробей,
Стынет и тоскует сердце о тебе.
Вышепчу смиренно у небесных сил,
Чтоб тебя в дороге ангел мой хранил.
Долгая молитва будет горяча –
Изойдёт слезами тонкая свеча.
Выйду на крылечко – нет нигде дорог,
На рябине – шалью – девственный снежок.
Свежий снег искрится, а в глазах – темно...
Прилетели птицы, прямо под окно.
Свиристели жадно ягоды клюют –
Стерегут герани тихий наш уют...
Жду тебя, любимый, прилетай скорей,
Нежными словами сердце мне согрей,
Чтоб оно запело, радостно звеня,
В трепетных объятьях спрячь от вьюг меня.
Снова свищет вьюга, словно свиристель –
У МЕНЯ НА СЕРДЦЕ БЕЗ ТЕБЯ МЕТЕЛЬ...*
______________________________________

 Аппликация строки  Сергея Есенина "Голубая кофта, синие глаза".

Голубая кофта. Синие глаза.
Никакой я правды милой не сказал.
Милая спросила: «Крутит ли метель?
Затопить бы печку, постелить постель».
Я ответил милой: «Нынче с высоты
Кто-то осыпает белые цветы.
Затопи ты печку, постели постель,
У МЕНЯ НА СЕРДЦЕ БЕЗ ТЕБЯ МЕТЕЛЬ».

Здесь и рифмовка и размер - есенинские, и тема взята примерна его же, только написано подробнее, с продолжением, с развитием. Впечатление, что эти стихи тоже идут от формы и замысла Есенина, а не вспоминают его слова к месту в авторском тексте. Их тоже можно отнести к чисто подражательным.

28. И РУСЬ ВСЁ ТАК ЖЕ БУДЕТ ЖИТЬ! АЛЕКСАНДР САВОСТЬЯНОВ 
               
О Русь – былинная страна!
Неспешный, плавный русский говор,
Пословиц мудрых глубина
И запах пряника медовый.

Плывут из-за моря ладьи,
Девицы водят хороводы.
Нет необъятнее земли,
Нет гармоничнее природы!

России верная жена,
Мудра, решительна настолько! –
О чём задумалась она –
Великая княгиня Ольга?

Над храмом месяц золотой,
И звёзды в небе, словно бусы:
Пленит загадочной душой
Берестяное Святорусье.
 
…Громили толпы терема,
Сносили церкви и палаты…
Сгубило горе от ума? –
Лихие русские Пилаты!..

Крепка связующая нить
В иконах Грека и Рублёва:
«И Русь всё так же будет жить», –
Я верю искреннему Слову!
________________________________________

Аппликация  фразы из стихотворения «Устал я жить в родном краю...» Сергея Есенина

Устал я жить в родном краю
В тоске по гречневым просторам,
Покину хижину мою,
Уйду бродягою и вором.
Пойду по белым кудрям дня
Искать убогое жилище.
И друг любимый на меня
Наточит нож за голенище.
Весной и солнцем на лугу
Обвита желтая дорога,
И та, чье имя берегу,
Меня прогонит от порога.
И вновь вернуся в отчий дом,
Чужою радостью утешусь,
В зеленый вечер под окном
На рукаве своем повешусь.
Седые вербы у плетня
Нежнее головы наклонят.
И необмытого меня
Под лай собачий похоронят.
А месяц будет плыть и плыть,
Роняя весла по озерам…
И РУСЬ ВСЕ ТАК ЖЕ БУДЕТ ЖИТЬ,
Плясать и плакать у забора.

Вот здесь полное впечатление, что автор сам задумал свою тему и написал свои стихи, а в концовке процитировал Сергея Есенина, как выражение своего согласия с его известным изречением. Поэтому такая аппликация уместна.

30. ПАМЯТИ БУЛАТА ОКУДЖАВЫ. АЛЕКСАНДР БЕЛИЦКИЙ

Отрывной календарь разбросал пожелтевшие листья,
И на каждом листке чья-то радость и чья-то печаль.
Словно клавиши дней под дрожащей рукой пианиста
Промелькнули они и умчались в далекую даль.

Подберу я листки. Осторожно и нежно разглажу,
Загляну в чью-то жизнь, не продавши её за пятак.
Так рождаются стихотворения, песни и даже
Вечность в миге рождается, думаю, именно так.

В партитуре минорных обид и мажорных прощений
Молоточки судьбы ударяют по струнам души,
И седой дирижер без волнения и без сомнений
Взмахом  палочки всеми забытый мотив завершит.

И когда отзвучит прошлой жизни последняя нота,
ВСЕХ ДРУЗЕЙ И ВРАГОВ ЗА ТОРЖЕСТВЕННЫЙ СТОЛ ПОЗОВУ
И отдам все долги до последнего самого счета,
А ИНАЧЕ ЗАЧЕМ НА ЗЕМЛЕ ЭТОЙ ВЕЧНОЙ ЖИВУ?
______________________________________________

Аппликации строк и части строк  Б. Окуджава "Грузинская песня".

Виноградную косточку в тёплую землю зарою,
И лозу поцелую, и спелые гроздья сорву,
И ДРУЗЕЙ СОЗОВУ, на любовь своё сердце настрою.
А ИНАЧЕ, ЗАЧЕМ НА ЗЕМЛЕ ЭТОЙ ВЕЧНОЙ ЖИВУ.

Собирайтесь-ка, гости мои, на моё угощенье,
Говорите мне прямо в лицо, кем пред вами слыву.
Царь небесный пошлёт мне прощение за прегрешенья.
А ИНАЧЕ, ЗАЧЕМ НА ЗЕМЛЕ ЭТОЙ ВЕЧНОЙ ЖИВУ.

В тёмно-красном своём будет петь для меня моя дали,
В чёрно-белом своём преклоню перед нею главу,
И заслушаюсь я, и умру от любви и печали.
А ИНАЧЕ, ЗАЧЕМ НА ЗЕМЛЕ ЭТОЙ ВЕЧНОЙ ЖИВУ.

И когда заклубится закат, по углам залетая,
Пусть опять и опять предо мной проплывут наяву
Белый буйвол, и синий орел, и форель золотая.
А ИНАЧЕ, ЗАЧЕМ НА ЗЕМЛЕ ЭТОЙ ВЕЧНОЙ ЖИВУ.

Автор в буквальном смысле написал свои слова к известной песне, но, к счастью - с другим  содержанием. Соединяет оба источника аппликация в концовке и общий формат строфы.


А вот и первое важное наблюдение: очень часто прием аппликации мы обнаруживаем внутри другого приема - реминисценции. Самое время обсудить особенности последнего.

4. Реминисценция

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ - это намеренное или невольное воспроизведение поэтом знакомой фразовой или образной конструкции из другого художественного произведения.

Считается, что реминисценция – это результат несознательного заимствования автором чужого образа, стилистического приёма, сюжета, ритма и т.д.. Термин был введён для того, чтобы разграничивать намеренное подражание и невольное заимствование. В последнее время этот приём вполне сознательно применяется как художественное средство, рассчитанное на узнавание читателем и соответствующее ассоциативное восприятие произведения. В отличие от аллюзии, которая требует однозначного прочтения, реминисценция  может восприниматься в нескольких смыслах.

Сначала, мой пример:

НО В МАЙСКОМ ЛАНДЫШЕВОМ ПОЛЕ... АЛКОРА

ВЧЕРАШНИЙ СОН… Увы, вчерашний,
и что всего больнее, - сон…
- Ты помнишь перебранки наши -
блеск острословья с двух сторон?

Обоим было равно скучно
в мирах, где ласково журчит
Слов «КОЛОКОЛЬЧИК ОДНОЗВУЧНЫЙ»,
что так советуют врачи:
Всегда быть сдержанным и милым
 и вторить в такт, и строить лад…
Наверно, мы другими были, -
честней и чище во сто крат…

Ругались, спорили… любили
 всё то, чего касался ум,
Еще - друг друга… пусть и "били"
за формализм и праздный шум,
Не позволяя жить рутиной
 и в полнакала - тускло жить,
Нам все фальшивое претило -
любовь не принимала лжи…

ВЧЕРАШНИЙ СОН ПОД ЛАСКОЙ ПЛЕДА…
Так, сколько ж позади?… кошмар…
«КТО ПОБЕЖДЁН И ЧЬЯ ПОБЕДА», -
ответа так и не нашла,
Но в майском ландышевом поле,
в траве угадывая след,
Вновь понимаю: ты был солью
моих отнюдь не пресных лет….
________________________________________

Реминисценция стихов Цветаевой «Под лаской плюшевого пледа» :

                «Под лаской плюшевого ПЛЕДА
                ВЧЕРАШНИЙ вызываю СОН.
                Что это было? - ЧЬЯ ПОБЕДА? -
                КТО ПОБЕЖДЕН?
                ............
                И все-таки - что ж это было?
                Чего так хочется и жаль?
                Так и не знаю: ПОБЕДИЛА ЛЬ?
                ПОБЕЖДЕНА ЛЬ?»,
               
где мною повторена ее ритмика и сделаны несколько аппликаций ее фраз. Здесь же  дополнительно использована аллюзия на "Зимняя дорога" А.С Пушкина - "Колокольчик однозвучный"

А теперь давайте познакомимся с реминисценциями наших участников (хотя многие примеры из раздела 3 "Аппликации" можно с чистой совестью сразу отнести к реминисценциям - подражаниям стилю других поэтов).

18. УТКНУЛАСЬ НЕ В ТВОЁ ПЛЕЧО...  НАТАЛЬЯ ЧАПЛЫГИНА   

Уткнулась не в твоё плечо
За миг навек осиротелая.
И видела я, как легко
Бежала прочь поземка белая.

И лаской нежеланных рук
Была согрета, как бездомница,
И сердца стук, мой сердца стук
Не выдавал, что я нескромница.

Хотелось быть, хотелось выть,
Перекрывая вьюги посвисты,
И навсегда тебя забыть,
И в саван превратить те простыни,

Которые хранили всё
Той страсти, что во мне разведана
И торжество, то торжество,
С которым я тобою предана.

Летящий блюз холодных вьюг,
Как реквием по ложной нежности,
И сердца стук, мой сердца стук
От взлёта... и до безнадежности.
_________________________

Реминисценция стихотворения М. Цветаевой "Вчера ещё в глаза глядел":

Вчера ещё в глаза глядел,
А нынче — всё косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел, —
Всё жаворонки нынче — вороны!
Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О, вопль женщин всех времен:
«Мой милый, что тебе я сделала?!»
И слезы ей — вода, и кровь —
Вода, — в крови, в слезах умылася!
Не мать, а мачеха — Любовь:
Не ждите ни суда, ни милости.
Увозят милых корабли,
Уводит их дорога белая…
И стон стоит вдоль всей земли:
«Мой милый, что тебе я сделала?»
Вчера еще — в ногах лежал!
Равнял с Китайскою державою!
Враз обе рученьки разжал, —
Жизнь выпала — копейкой ржавою!
Детоубийцей на суду
Стою — немилая, несмелая.
Я и в аду тебе скажу:
«Мой милый, что тебе я сделала?»
Спрошу я стул, спрошу кровать:
«За что, за что терплю и бедствую?»
«Отцеловал — колесовать:
Другую целовать», — ответствуют.
Жить приучил в самом огне,
Сам бросил — в степь заледенелую!
Вот что ты, милый, сделал мне!
Мой милый, что тебе — я сделала?
Всё ведаю — не прекословь!
Вновь зрячая — уж не любовница!
Где отступается Любовь,
Там подступает Смерть-садовница.
Самo — что дерево трясти! —
В срок яблоко спадает спелое…
— За всё, за всё меня прости,
Мой милый, — что тебе я сделала!

Здесь тот самый удивительный пример, когда в отличной реминисценции - при умелом копировании мелодии, стиля речи и настроения стихотворения Цветаевой, в стихах  нет аппликаций из ее текста. А источник все равно узнаваем, стихи очень близки цветаевскому письму. Хорошая работа!

15. В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОГО. ТАТЬЯНА ШАДУЯ 

Прохожий, выгуливающий таксу: "Вы здесь что-то  потеряли?" Женщина, оглядывающаяся по сторонам: "Потеряла… озеро".    (Из разговора)

В поисках потерянного озера
По холмам, по тропочке иду.
Здесь перелопатили бульдозеры
Грунт ещё в двухтысячном году.

Неприступным валом возвышается
Окружная, гул стоит окрест,
Под мостом бензин с водой сражаются,
Речка Утка дополняет квест.

Кто поверит? Сказочные небыли –
Мы купались там, у ивняка.
Заросли опасные, их не было,
Мощные стволы борщевика.

Ни одной приметы, всё потеряно.
Тщетные усилия – мне жаль.
В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОГО ВРЕМЕНИ… (с)
Где хранится памяти скрижаль?

Тянутся высотки, солнце двигают,
Арматурой протыкают высь,
Я бреду, в кармане пальцы фигою,
И колдую – озеро, найдись.
__________________________________

В этих стихах название  романа-эпопеи Марселя Пруста "В поисках утраченного времени" вставлено в качестве аппликации. Но целиком эти стихи работают как парафраз (передача содержания другими средствами) сюжета данного романа, в котором герой постоянно мысленно возвращается к детству, ощущениям детства, местам детства, как к состоянию радости и счастья. ЛГ стихотворения тоже ищет не только озеро, но и хочет ощутить свою юность, к которой нет возврата. И поэтому стихи можно считать в какой-то степени реминисценцией замысла романа Пруста.

25. О ПОЭЗИИ. НИКОЛАЙ МАКСИКОВ 

Стоит ли в мире прозы
ради одной планеты
жечь понапрасну звёзды
с Тютчевым или Фетом?

Или под Маяковским
от буржуазных слизней
чистить по-философски
души свои для жизни?

Если забыт Гораций,
в мире земном жестоком,
разве для флейт сгодятся
трубы от водостоков?

Если валюте снова
быть родовее Блока,
то и до Пугачева,
в общем-то, недалёко.

Если лишь пулям время
снова по стенкам тенькать,
вновь, позабытый всеми,
вспыхнет поэмой Стенька.

Только мы всё же сдюжим
тень отвести Голгофы.
Просто кому-то нужно
звёздные строить строфы.
_______________________________

Использован приём реминисценция - подражание стилю письма В.В.Маяковского, где воспроизводится его ритмика, особенности языка. В тексте сделаны аллюзии на произведения «Послушайте», «Владимир Ильич Ленин», «А вы могли бы», «Вызов», «Радоваться рано».

31. КРАЙ ЛЮБВИ. ЕКАТЕРИНА ЧАУСОВА

Пал сумрак и разъял гармоний звуки   
на "до" и "дальше": свет, а после – боль.
Дух ночи испускала каприфоль,            
заламывая страстно плети-руки…   

ВДОЛЬ ПО КАМНЯМ ВЛАЧА КРОВАВЫЙ СЛЕД,
Закатный луч блуждал в надежде выжить.
Но бездна бесновалась – ближе-ближе...
И зло сбивалось с фальши на фальцет.

С ДРЕВКОМ В БОКУ, ОТ БОЛИ ДОЛГО ВОЯ,
Любовь моя, что горше всех утрат! –
Ты НА РУКАХ ПОЛЗЛА ОТ МЕСТА БОЯ:

Блестел во взгляде киновари  яд.
И, ЗАСТОНАВ, КАК РАНЕНАЯ ЛЬВИЦА,
Со скал срывалась скифская водица…
________________________________________

Реминисценция  с аппликациями из текста цикла стихов   М.Волошина «Киммерийские сумерки»:
               
Сочилась желчь шафранного тумана.
Был стоптан стыд, притуплена любовь…
Стихала боль. Дрожала зыбко бровь.
Плыл горизонт. Глаз видел четко, пьяно.

Был в свитках туч на небе явлен вновь
Грозящий стих закатного Корана…
И был наш день – одна большая рана,
И вечер стал – запекшаяся кровь.

В тупой тоске мы отвратили лица.
В пустых сердцах звучало глухо: «Нет!»
И, ЗАСТОНАВ, КАК РАНЕНАЯ ЛЬВИЦА,

ВДОЛЬ ПО КАМНЯМ ВЛАЧА КРОВАВЫЙ СЛЕД,
Ты НА РУКАХ ПОЛЗЛА ОТ МЕСТА БОЯ,
С ДРЕВКОМ В БОКУ, ОТ БОЛИ ДОЛГО ВОЯ...»

Реминисценция красивая, вот только зачем было за нее браться? Нужно ли это Волошину? )))

16. ПОЭТ-НЕ МОЛЧИ! ВАЛЕНТИНА ВЕСЕЛОВА

Поэт, откройся, не таи
И чувства, и мечты свои -
ПУСКАЙ В ДУШЕВНОЙ ГЛУБИНЕ,
Подобно яростной звезде,
Воспламенит твой дух в ночи,-
ТВОРИ, ДЕРЗАЙ, НО НЕ МОЛЧИ!

Есть целый мир в душе твоей,
Сберечь в толпе его сумей;
Назойливый, житейский шум
Пусть не разгонит твоих дум,-
Вбирай волшебные лучи,
ВНИМАЙ ИХ ПЕНЬЮ,- НЕ МОЛЧИ!

Дай сердцу высказать себя
Другому, чтоб понять тебя;
Пиши, как дышишь, чем живешь,-
МЫСЛЬ ИЗРЕЧЁННАЯ-НЕ ЛОЖЬ!*
Взрывай истоки и ключи,
Неси свой крест,- но не молчи!

Реминисценция стихотворения  Ф.И.Тютчева "Молчание", в которое вкраплено несколько аппликаций его строк:

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои-
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, —
Любуйся ими — и молчи.

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
МЫСЛЬ ИЗРЕЧЁННАЯ ЕСТЬ ЛОЖЬ.
Взрывая, возмутишь ключи,
Питайся ими — и молчи...

Лишь жить в себе самом умей-
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, —
Внимай их пенью — и молчи!..

Обратите внимание, что здесь хотя бы обозначена цель реминисценции -  автор не столько повторяет тему Тютчева, сколько оппонирует к ней, предлагает свое  понимание: молчать не нужно, а изреченная мысль - это не ложь.


4. Несколько видов цитирования в одном произведении, что в какой-то степени превращает стихи в интертекст

Интертекст - соотношение одного текста с другим, диалогическое взаимодействие текстов, обеспечивающее превращение смысла в заданный автором.

Частный случай интертекста - центоны. Центоны. - это литературе произведения, составленные из отдельных стихов, заимствованных из чужих произведений (от слова Cento — плащ, сделанный из лоскутьев). В эпоху упадка поэтического творчества компиляция центонов служила или предметом забавы. В качестве примера могу дать ссылку на  мои центоны, созданные совместно с Леонидом Андреановым -  http://stihi.ru/2010/12/29/3117

Рассмотрим интертексты участников конкурса:

22. ВЕСЬ МИР - ДОРОГА, ПЫЛЬ ВЕКОВ КЛУБИТСЯ. ИРИНА ГУБАНОВА 

Весь мир - дорога, ПЫЛЬ ВЕКОВ клубится.
Как прежде сердце жаждет перемены,
А  зло висит дамокловым мечом.
Но вдруг добро блеснёт своим лучом?
Пусть мчится тройка! Мы покинем стены,
Вглядимся вдаль. ЗНАКОМЫЕ ВСЁ ЛИЦА!

Неладно скроен, но хозяин хваткий,
Прижимист плут и выжмет без остатка
Любого, ненасытный шкуродёр,
Такие типы  живы до сих пор.
БЕЗУМСТВУ ХРАБРЫХ ПЕСЕН ПЕТЬ не станут-
Дороже им БАРАНИЙ БОК и НЯНЯ.

Ещё  один образчик из копилки:
Он вечно бит, но всё же жив Курилка,
Сойдёшься с ним и не успеешь ахнуть,
Ославит, опозорит на весь мир,
Хвастун, обманщик, пьяный дебошир.
Разгульный ДУХ - привычно РУСЬЮ ПАХНЕТ.

Знакомо вам слепое подражанье
Европе чужеродной, фальшь и лень,
Слащавость фраз, бесплодные мечтанья
Маниловых? Коль "НИЩИХ ДЕРЕВЕНЬ
НЕ СЧЕСТЬ, НЕ СМЕРИТЬ ОКОМ", кто виновен?
Хозяин, что абсурдом сим доволен.
 
КОГДА Б ВЫ ЗНАЛИ ИЗ КАКОГО СОРА
РАСТЁТ богатство этого сеньора,
СТЫДА НЕ ВЕДАЕТ скупец. И скрягу
Сатирик переносит на бумагу,
Бездушным крохоборам тут урок -
Писатель судит зло, клеймит порок.

Паденье в грязь - дорожная напасть,
Куда страшней, когда паденье - страсть
Порока, пепел грёз сожжённых горек.
Звенит унывно песнь дорожных троек
О счастье зыбком. Может и случится...
Весь мир - дорога, ПЫЛЬ ВЕКОВ клубится.

"ПЫЛЬ ВЕКОВ КЛУБИТСЯ" - аллюзия, отсылка к "пыль веков", словам летописца Пимена из "Бориса Годунова" А.С.Пушкина, иносказательно это знаки прошлого. Эта аллюзия рефреном обрамляет все стихотворение.

"висит ДАМОКЛОВЫМ МЕЧОМ" - это все же фразеологизм, а не аллюзия, отсылка к древнегреческому преданию о Дамокле, обозначает предчувствие беды.

"ЗНАКОМЫЕ ВСЁ ЛИЦА!" - аппликация, цитата "Знакомые всё лица" из комедии «Горе от ума» А. С Грибоедова.

"БЕЗУМСТВУ ХРАБРЫХ ПЕСЕН ПЕТЬ НЕ СТАНУТ"- аллюзия. Отсылка к цитате "Безумству храбрых поём мы песню"(Горький "Песня о Соколе")

"Дороже им БАРАНИЙ БОК И НЯНЯ"- аллюзия, отсылка к поэме "Мёртвые души" Н.В.Гоголя. ("бараний бок" и "няня - блюда на обеде у Собакевича)

"Разгульный ДУХ, знакомо РУСЬЮ ПАХНЕТ" - аллюзия, отсылка к цитате "Там русский дух... здесь Русью пахнет" из"поэмы А.С.Пушкина "Руслан и Людмила".

"Коль "НИЩИХ ДЕРЕВЕНЬ НЕ СЧЕСТЬ, НЕ СМЕРИТЬ ОКОМ", кто виновен?" - аппликация, использование цитаты "И низких нищих деревень не счесть, не смерить оком."  из А.Блока "Осенний день".

КОГДА Б ВЫ ЗНАЛИ, ИЗ КАКОГО СОРА РАСТЁТ богатство этого сеньора, СТЫДА НЕ ВЕДАЕТ скупец" - аппликация строки А.Ахматовой "Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда".

Интересно написано произведение, наполненное множеством литературных цитат из разных источников, что вызывает ощущение игровой формы - интертекста. Еще одна его особенность в построении: шесть строф шестистрочного пятистопного трёхрифменного ямба имеют шесть различных вариантов рифмовок. 

10. МУДРЫЕ СОВЕТЫ. ОЛЬГА АЛЬТОВСКАЯ

«НО МУДРЫЕ ПРИМИ СОВЕТЫ»
Я не любви твоей прошу.
Она теперь в надежном месте.
Поверь, что я твоей невесте
Ревнивых писем не пишу.
Но мудрые прими советы:
Дай ей читать мои стихи»
                А.Ахматова

Ты не стеснялся в выраженьях,
Несправедлив и обездолен…
За что? Причины отчужденья
Различны С НАШИХ КОЛОКОЛЕН.

Казались крепкими основы,
Вполне созвучными – дуэты…
Живи теперь с другой и новой,
НО МУДРЫЕ ПРИМИ СОВЕТЫ (с).

Когда досадным антиподом
Тебе покажется другая,
Семь раз отмерь, подуй на воду,
ПРОВЕДАЙ БРОД, МОСТЫ СЖИГАЯ.

Когда поймёшь, что – инородец,
И с ней не спеться, не ужиться, –
Уйди, смирясь. Не плюй в колодец.
Авось придёт нужда напиться.

Когда, остыв, из дальней дали
Домой вернёшься, как из рейса,
И вдруг поймёшь: тебя не ждали, –
НЕ ПЛАЧЬ, НЕ ТРЕБУЙ, НЕ НАДЕЙСЯ.

В ночной тиши, в мороке быта
Свой фарт исчерпаешь до донца,
Сумеешь  склеить, что разбито,
Но звук хрустальный не вернётся.

Не представляйся страстотерпцем.
Слезами душу очищая,
Благодари. И с чистым сердцем
Прощай, как я тебя прощаю.
_______________________________________

Аллюзии на поговорки, которые автор изменяет и соединяет по новому:
«Различны С НАШИХ КОЛОКОЛЕН», «ПРОВЕДАЙ БРОД, МОСТЫ СЖИГАЯ».
Здесь же аллюзия «НЕ ПЛАЧЬ, НЕ ТРЕБУЙ, НЕ НАДЕЙСЯ» как намек на совет Воланда из "Мастер и Маргарита"  -" Не верь, не бойся, не проси!"
Здесь же аппликация "НО МУДРЫЕ ПРИМИ СОВЕТЫ" - из стихотворения А.Ахматовой, взятого в качестве эпиграфа к стихам.
Данные стихи еще не интертекст в полном его понимании, но уже произведение с намеренно большим числом разных литературных цитат. Хорошо это или нет - не знаю. Подобные техники часто воспринимаются как авторская шутка, приглашение к игре.

2. ПЕРЕКЛИЧКА С ПРОШЛЫМ. АЛЕКСЕЙ БЕКОРЮКОВ 

Ажуры кружев и плетений,
«Шанели» стойкий аромат,
На веждах – сумрачные тени,
Под ними – томно-пылкий взгляд…
ПЛЫВЁТ, ЧТО ЛЕБЕДЬ – ГРАЦИОЗНО,
Взирает холодно и грозно,
Пленяя красками очей;
СТРОЙНА, ИЗЯЩНА – ВСЕМ НА ДИВО,
Хотя НАДМЕННА И СТРОПТИВА,
И нет на свете горячей.

Алеет огненный румянец
Слегка припудренных ланит:
Обворожительных избранниц
Она в момент остепенит.
Скорбит душа от наваждений
В калейдоскопе ТЕХ МГНОВЕНИЙ,
ЧТО БЫЛИ НЕКОГДА ЧУДНЫ’;       (у Пушкина -чУдны, а это другой смысл!!)
Но где то выспреннее слово,
Что чисто выразить готово
КРАСО’ТЫ МИЛОЙ СТАРИНЫ?
 
К чему печалиться напрасно?
Ведь сердце падко на обман,
Коль дышит суетно и страстно:
Его прельщает тонкий стан…
А век сударынь, как святыня,
Ласкает душу и поныне –
ОНА ТОСКОЙ УДРУЧЕНА,
Но всё же светится в надежде,
Что будут ценны, как и прежде,
Любовь… и милая жена!

Ажуры кружев и плетений,
«Шанели» стойкий аромат,
На веждах – сумрачные тени,
Под ними – томно-пылкий взгляд…
ПЛЫВЁТ, ЧТО ЛЕБЕДЬ – ГРАЦиозно,
Взирает холодно и грозно,
Пленяя красками очей;
СТРОЙНА, ИЗЯЩНА – ВСЕМ НА ДИВО,
ХОТЯ НАДМЕННА И СТРОПТИВА,
И нет на свете горячей.

Алеет огненный румянец
Слегка припудренных ланит:
Обворожительных избранниц
Она в момент остепенит.
СКОРБИТ ДУША ОТ НАВАЖДЕНИЙ
В калейдоскопе ТЕХ МГНОВЕНИЙ,
ЧТО БЫЛИ НЕКОГДА ЧУДНЫ’;*
Но где то выспреннее слово,
Что чисто выразить готово
Красо’ты МИЛОЙ СТАРИНЫ?**
 
К чему печалиться напрасно?
Ведь сердце падко на обман,
Коль дышит суетно и страстно:
Его прельщает тонкий стан…
А век сударынь, как святыня,
Ласкает душу и поныне –
Она ТОСКОЙ УДРУЧЕНА,***
Но всё же светится в надежде,
Что будут ценны, как и прежде,
Любовь… и милая жена!

Типичный интертекст, сознательно построенный на множестве аппликаций из известной русской поэзии и использующий множественные аллюзии на тему "Я помню чудное мгновенье" и "Евгений Онегин" А.С.Пушкина и на тему басни И.А. Крылова "Стрекоза и муравей".

Кстати, интертекст - это основной вид и способ построения художественного текста в искусстве модернизма и постмодернизма, состоящий в том, что весь текст стихотворения строится из цитат и реминисценций к другим текстам. Хорош этот прием или плох в наше время? На большого любителя. Игровые формы - это умная забава и полезное для тренировки памяти развлечение, улыбка автора. Они прекрасны, если рассматривать их отдельно от поэзии, а не в ней. Интертексты лучше писать и подавать не на конкурсы поэзии, а на специальные соревнования игровых форм, где они будут иначе рассматриваться и иначе оцениваться судьями.

************************************
На этом всё. Надеюсь, что конкурс вам понравился, а его разбор навел вас на полезные, а для кого-то неожиданные  размышления о данном приеме. Спасибо всем, кто участвовал: и тем, кто правильно определил вид цитирования, и тем, кто ошибся. Все участники(за исчезающем исключением тех, кто совсем не захотел разобраться) награждены специальными грамотами ТМА и поощрительными призами за предоставление на конкурс материала, без которого наше обсуждение не состоялось бы. Спасибо и работавшим членам Жюри - им в этом судействе пришлось не сладко!
С уважением, Ваша Алкора. 10.03.23.