Разбор моего стихотворения Поэзия

Валерия Салтанова
В рубрике «Секреты поэтического мастерства» – разговор о фонетических тонкостях стихосложения на примере моего стихотворения «Поэзия». Автор материала – музыковед, поэтесса, прекрасный литературный аналитик из Тулы Любовь Зимина.
http://stihi.ru/avtor/lubava65

ПОЭЗИЯ

В сплошном бесстыдстве злобы и обмана,
Где затерялись истины следы,
Поэзия – ты формула тумана,
Ты имя неродившейся звезды.

Мы – путники, убогие калики,
Былинными мотивами полны,
И луны освещают наши лики,
И руны отражают наши сны...

Но там, где не хватает слов у Бога,
В аду и торжестве мирской глуши,
Поэзия – ты вечная дорога
К вершинам духа в глубине души.
----------------------------

ЗАРИСОВКА 5. ФОРМУЛА ТУМАНА

В сплошном бесстыдстве злобы и обмана,
Где затерялись истины следы,
Поэзия – ты формула тумана,
Ты имя неродившейся звезды... (В. Салтанова)

Вслушаемся в эти замечательные строки Валерии Салтановой: ПОЭЗИЯ – ТЫ ФОРМУЛА ТУМАНА...

Да, поэзия туманна и возвышенна, но в то же время, несмотря на всю свою полетность и эфемерность, на уровне архитектоники имеет строгие формулы ритма, размера, метра, рифмы.

Однако есть в поэзии одна «туманная» область, которая находясь вне зоны жестких ритмоформул, создает особую образную «атмосферу» и оказывает огромное эмоциональное воздействие на читателя.

Речь идет о ФОНЕТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СТИХА или его звуко-буквенной «инструментовке».

Фонетика, или «сонорный» аспект, действует на читателя не только на уровне текста, но и на гораздо более тонком плане психического восприятия – на уровне подтекста.

Поэтому, на следующим этапе саморедактирования мы должны оценить силу и смысловое значение различных фонем в нашем стихотворении.

Поэт Генрих Николаевич Ужегов в статье «Слог и буква. Значение буквы» пишет: «Слог состоит из гласных и согласных. Гласные создают черно-белый набросок, контуры на холсте стихотворения, согласные раскрашивают этот набросок красками. Можно отказаться от рифмы, но от работы над буквами и слогами отказываться нельзя. Правильно подобранные буквы и слоги задают настроение и гармонию любому стиху». Человек, не владеющий данной техникой, не может называться поэтом, произведения, в которых царит звуковой хаос, нельзя называть стихами».

Музыканты-вокалисты, дикторы, мастера художественного слова знают, что каждый из основных шести гласных звуков русского языка (А, О, У, Э, Ы, И) имеет, исходя из физиологических особенностей их произнесения, свой условный регистр (низкий, средний, высокий), свой условный диапазон звуковысотности, которая на шкале от самого низкого звука к самому высокому звуку выглядит так:

У – О – А – Э – И – Ы
(звуки Е, Я, Ё, Ю – звучат как Й-Э, Й-А, Й-О, Й-У)

Смотрите на эту тему видеоурок диктора Сергея Вострецова

https://www.youtube.com/watch?v=sTqnj7y-PbI »Развитие звуковысотного диапазона»

Мы видим, что самым низким на шкале звуковысотности будет звук «У», а самым высоким звук «Ы».
Вспомним в этой связи: «Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя...» или «Утро туманное, утро седое...» И в противовес этим мрачным образам, в которых настроение нагнетается благодаря низкому и тяжелому звуку «У», вспомним возглас «Иже Херувимы...» – какая вспышка ослепительного неземного Света высоких гласных «И», «Ы»!

Остановимся на смысловом и количественном значении гласных букв в драматургии стихотворения «Поэзия». С первого взгляда видно, что в стихотворении очень много гласных «И», «Ы». «Э». Случайно ли это? Конечно же нет! Для наглядности выделим в тексте букву «Ы», звучащую, как мы знаем, в самом высоком регистре:

В сплошном бесстЫдстве злобЫ и обмана,
Где затерялись истинЫ следЫ,
Поэзия – тЫ формула тумана,
ТЫ имя неродившейся звездЫ.

МЫ – путники, убогие калики,
БЫлиннЫми мотивами полнЫ,
И лунЫ освещают наши(Ы) лики,
И рунЫ отражают наши(Ы) снЫ...

Но там, где не хватает слов у Бога,
В аду и торжестве мирской глуши(Ы,
Поэзия – тЫ вечная дорога
К верши(Ы)нам духа в глубине души(Ы).

В первой строфе звук «Ы» встречается 7 раз, во второй – 9 раз, в третьей – 4 раза. Если проанализировать несколько любых других стихотворений, то мы увидим, что обычно этот звук встречается в строфе 2, 3 раза, а здесь количественная величина этого звука во второй строфе вообще зашкаливает и равна 9!

Именно благодаря обилию высоких гласных букв в этом стихотворении фонетическая звукопись на скрытом, «туманном» уровне драматургии второго плана переносит нас в Горний мир Поэзии. Торжественная просветленность общего колорита достигается звучанием именно этих невесомых и заоблачных гласных Э, И, Ы в ударных и безударных позициях!

Послушайте, как чутко и тонко мастер художественного слова Владимир Алешин в своей интерпретации передал эту горнюю неотмирность стихотворения «Поэзия»:

https://www.youtube.com/watch?v=UitWVHPQboc