Генерал-директор тяги

Александр Сильва
Железная дорога городская –
Трудяга, сделанная на века.
Звалась и «Малое кольцо», и «Окружная».
Сегодня это просто МЦК.*

И поезд «Ласточка» промчится, словно птица,
Четыре раза над Москвой-рекой.
Люблю Москву! Здесь повезло родиться.
Москва – столица. И Москва – Герой!

К «Серебряному Бору» подкатили.
Когда-то станция считалась грузовой.
И это здесь торжественно открыли
Движение по «Московской Окружной».

Закапал дождик, тени пробежались
По тополям на лесополосе…
Когда-то здесь солдаты выгружались
И шли к Волоколамскому шоссе.

***
Враг у Москвы.
                А жизнь-то продолжалась.
Давно сердечко у неё под сердцем билось.
Но до последнего на службе оставалась.
Да без неё же тут бы всё остановилось.
В эвакуацию уехать отказалась,
Декретный отпуск тоже не брала.
Девятый месяц. Время родов приближалось.
Пора на службу – передать дела.
По телефону вызвала машину –
Диспетчер что-то в сторону сказал,
Мол, договаривайся сам, мне не по чину?
Но всё-таки автомобиль прислал.
Шинель надела, но уже не застегнула –
Большой животик, откровенно говоря!
И из квартиры выходя, она взглянула
На календарь – шестнадцатое октября.

***
Да, это день запомнился надолго:
Объявлена эвакуация столицы!
Правительство – все в Куйбышев, на Волгу.
Враг у ворот. У москвичей бледнеют лица.
Все учреждения, посольства, наркоматы –
Людей не видно, здания пустеют.
НКВД – и то исчезли все куда-то.
А жители? Спасайся, кто успеет?
Да, говорили: не сдадим Москвы!
Но к худшему готовились, ведь верно?
Шоссе минировали и мосты,
Взорвали радиоантенну «Коминтерна»**.
И вдруг – замолкло Совинформбюро.
И транспорта не видно городского.
В тот день в столице не работало метро!
Ни до, ни после не было такого.

А паникёры слухи раздували:
Спасаться надо! Из Москвы бежать!
Тогда у многих – очень многих! – нервы сдали.
Людей напуганных не стоит осуждать.
Эвакуировались?! В панике бежали,
Бросая всё, что нажито трудом!
И этот день ещё и после вспоминали
Кто с ужасом, а кто и со стыдом.
Все разбегались – и начальство, и вахтёры.
Уже не город, а себя спасать!
А по квартирам опустевшим – мародёры.
Такое было, что уже скрывать.
И транспорта, понятно, не хватало.
Вот так и шли, не поднимая головы,
Пешком, с детьми, с вещами на вокзалы.
А как ещё уехать из Москвы?

***
– Петровна! Помоги семью отправить!
Я умоляю!! Третьи сутки за рулём.
Ну, не могу я их теперь в Москве оставить!
– Сажай в машину! И на Курский отвезём.
Там формируется состав. А отправление
Примерно через час. Должны успеть.
А это что за светопреставление?!
А ну-ка разойдись! Назад!! Не сметь!!!

Колёса с юзом кое-как затормозили.
А по дороге подбежали к ней,
И тут же всю машину окружили
Полсотни злых и обезумевших людей!
Бьют по капоту, как по барабану:
– Бегут начальники!
                А нам тут пропадать?!!
Тогда «ТТ» свой выхватила из кармана,
Поняв, что их словами не унять!
И из машины выскочила мигом:
– Ну, уж такого я не потерплю!
Два раза в воздух выстрелила с криком:
– Освободи дорогу! Застрелю!!
Толпа отпрянула и люди присмирели.
Не столько пистолет их напугал,
Как вид беременной в распахнутой шинели,
А на петлицах знаки – генерал!
И отшатнулись от её стального взгляда,
И кто-то удивлённо произнёс:
«Так это ж Троицкая! Помните, с плаката?
Ну, там, где «Женщина на паровоз!»

***
На паровоз? В стране советской всё возможно!
Профессия? Да что тут выбирать –
Её отец был железнодорожник,
На Сортировочной работала и мать.
И с детства девочка в депо – у паровозов,
Угля, железа, гаечных ключей.
И на учёбу поступила – без вопросов –
На курсы железнодорожных слесарей.
Пусть даже времени на всё едва хватало –
Работы много? Ей не привыкать!
Старалась. Машинистам помогала.
Сама мечтала машинистом стать.
Но долго по инстанциям ходила,
Никто не принимал её всерьёз.
Да, женщина на трактор – это было.
Но, чтобы баба – и на паровоз?!!
Никто не верил, даже кто знакомый.
В локомотивную бригаду? Нет, не брать!
Дошла уже до самого наркома –
Тот дал команду: «Экзаменовать!»
Экзамен выдержан. Что ж, девушка, дерзай!
Пока – на маневровый отправляйся.
Мечтала? Вот, как говорится, получай.
Теперь уже не ной! Теперь справляйся.
И ничего! Справлялась. День-деньской.
Но это ей не в тягость – в радость было.
А через год уже до Куровской***
Составы большегрузные водила.

Почин поддержан. Женские бригады
Включают в железнодорожный штат.
И орден Ленина, высокая награда!
Её портрет – теперь агитплакат.
На всю страну! Но нет, не загордилась.
Очередной освоила маршрут;
Упорно и настойчиво училась –
В заочный поступила институт.
Работала спокойно, деловито.
Всегда старалась что-то новое внедрить.
Ну, всё уже умеешь, Зинаида!
Пора тебе людьми руководить.
Характер, знания – открыты все пути!
Хотя суровы времена и строги –
Впервые женщину, неполных тридцати,
Назначили начальником дороги.
Вручили должностные знаки.
И не смотри на то, что молода –
Теперь ты генерал-директор тяги!
Так называлась эта должность в те года.

***
Шум, крик и страх! А в кабинетах тихо.
Есть кто-нибудь? Хоть кто-то?! Не найти.
На Курском – полная неразбериха.
Толпа людей, с вещами – не пройти!
Ещё тут только давки не хватало!
Да что за день такой, в конце концов?!
Начальник где? Дежурный по вокзалу?
Уже сбежали со своих постов?!
Такие трусы всё сдадут и опозорят!
Как дезертиры! Кабинет и пуст, и чист.
А на платформе пассажирской громко спорят
Начальник поезда и паровозный машинист.
Начальник поезда – весь красный – обернулся,
Увидел женщину, и… положение её,
И поначалу даже как бы отмахнулся:
Мол, что ты лезешь в дело не своё?!
Но, разглядев петлицы генерала,
Он, подтянувшись, чётко доложил:
– Стрелковый полк, мы прибыли с Урала.
Нас машинист от паровоза отцепил.
– Всё правильно. Приказ. Он доставляет
В Москву, на обозначенный вокзал.
А здесь московский эшелон цепляет,
И с ним, немедленно – обратно на Урал.
– Но, нам как быть? Там немцы наступают,
А нам весь день через Москву пешком идти?!
Когда уже не дни – часы решают!
– Всё ясно! Будет паровоз. Куда везти?
Начальник поезда замялся, мол, пока
Сказать нельзя, поскольку сведения эти…
У командира дислокация полка,
В секретном запечатанном пакете.
Секрет? Она и так прекрасно знала –
Волоколамское им нужно направление.
Другого просто нет. И приказала:
– Все по вагонам! Ждите отправления!

И под парами паровоз, горит прожектор –
Но некому вести, пустует цех.
Решай, товарищ генерал-директор!
Теперь ты тут одна. Одна за всех.
Где кочегары? Машинисты? Разбежались…
Есть паровоз, а машинистов – никого.
Похоже, тоже панике поддались?!
Пошла искать шофёра своего.
– Чернов! Семью успел отправить?
– Спасибо. Да, уехала семья.
– Тогда пойдёшь на паровозе кочегарить.
– А машинист?
                – А машинистом буду я!
Руководитель в чине генерала –
Не разучилась паровоз водить.
И лишь подумалось:
             «Вот только не хватало
Мне тут, на паровозе, и родить!»
Не без труда, конечно, в будку поднялась,
Но улыбнулась, дав гудок на переезде:
Она сама-то ведь – в депо и родилась,
У мамы прямо на рабочем месте!
Судьба её с рожденья необычна!
Ну, хватит уж, воспоминания долой.
Она вела состав путём привычным –
На северный участок Окружной.
Да, там хотя бы рельсы целы были.
Заранее успела разузнать:
Участок южный «Юнкерсы» бомбили,
Но северный – им было не достать.
А стрелочников и не видно было.
Попрятались? Сбежали? Ладно, пусть.
Сама же стрелки и переводила –
Свою дорогу знала наизусть.
Хоть трудновато было выходить,
И неуклюже снова подниматься.
Опять подумала: «Ох, как бы не родить.
А то потом с дитём – куда деваться?»
Вот старый виадук во всей красе.
Подъехали к Серебряному Бору.
Машина стоп!
                – Волоколамское шоссе.
А дальше вам туда – на мост и в гору.

Пока солдаты из вагонов выгружались,
Пошла на станцию. Быть может, кто-то есть?
Четыре девушки там, в зале, оказались –
На курсах машинистов были здесь.
– Вы хоть скажите, что там происходит?!
Нас вовремя забыли увезти.
А тут кричат, что враг уже подходит.
И мы не знаем – что? Куда идти?
Напуганы, конечно, со слезами.
Она ответила, спокойно и тепло:
– Вас не забыли. Я приехала за вами.
Идите к паровозу. И в депо!
Ещё кого-то по дороге подбирала,
На специальности не глядя, всех подряд.
В депо работу организовала
Ремонтных и погрузочных бригад.
Кто есть? Сориентировалась быстро:
Взять в кочегары тех, кто посильней.
Допущенных к работе – в машинисты.
А на промывку паровозов – слесарей.
Кладовщиков и грузчиков со склада
Отправила чинить разбитый путь.
Им дополнительного транспорта не надо,
Дрезинами доедут как-нибудь.
Сама на линию бригады отправляла.
Всю ночь в депо, до самого утра.
И отдыхать себе не позволяла.
Но вдруг почувствовала: всё! Уже пора.

***
Москве – как будто небо помогло.
Пошли дожди, сплошные, обложные.
Вокруг всё тучами заволокло –
И ливни льют, холодные и злые.
Три дня дождей. Дороги развезло.
Фашисты приостановили наступление.
Потом их генералы скажут: как назло
Вмешались русские природные явления!
Но, под прикрытием погоды грозовой,
Шли на позиции уральские солдаты.
А в это время на дороге Окружной
Работали ремонтные бригады.
Работали без отдыха, в три смены,
Восстановили все разбитые пути.
И сразу, рядом – рельсы на замену,
Чтобы потом уже их не везти.
И не забыть места предусмотреть
Разгрузочных площадок и дорожек.
Дожди? Ну, это можно потерпеть.
Зато спокойно – ни обстрелов, ни бомбёжек.
И люди видели – уже к исходу дня –
Как шлейфы дыма распуская над домами,
Трудолюбиво трубами дымя,
Шли паровозы по мостам за Лужниками.
И москвичам уверенность внушая,
Смогли своим примером показать:
Работает дорога Окружная!
Жизнь продолжается и незачем бежать.

На фронт пошли вагоны вереницей,
Шли ополченцы из соседних деревень.
И заработало опять метро в столице,
Причём, уже на следующий день.
Неразбериху жёстко прекратили –
Такого больше не допустят никогда.
Всё! Зубы стиснули, к работе приступили!
А мародёров, паникёров – без суда!

Усилилась столица, укрепилась
За эти несколько дождливых дней.
Москва сама как будто устыдилась
Тогдашней паники и слабости своей.
Оперативно стали возводиться
Оборонительные рубежи.
Вдоль Окружной – московская граница! –
Противотанковые ставились «ежи».
Москва сумела защититься, устояла.
И все поверили: столицу не сдадим!

У Зинаиды дочка родилась. Назвали Алла.
Жизнь продолжалась! Значит, победим.

***
Была, как фронтовая, Окружная.
Теперь врага на западе громят,
Дорога снова стала тыловая.
И в сорок третьем переводят в наркомат.
Теперь в заботы новые впрягайся:
Везде нужны локомотивы позарез!
На ней всё паровозное хозяйство.
Она – инспектор-ревизор НКПС.****
Немалое по службе повышение.
Награда – орден «Красная Звезда».
Ходили слухи: даже было представление
На звание Героя! Было, да.
Немало было награждений в ту войну.
Заслуги железнодорожников бесспорны.
Но почему-то лишь её одну
Из списка вычеркнул тогда Верховный.
Конечно, звания достойна, вообще-то.
И панику умело пресекла.
Но если награждать её за это –
Признать придётся то, что паника была.
А это идеологически неверно.
Сейчас, когда мы стали побеждать,
О том, как в сорок первом было скверно,
Не надо – даже так – напоминать.

***
И тридцать лет потом на метрополитене,
Ответственный руководящий пост.
Не удивляйтесь этой перемене –
И должностной, и инженерный рост.
Подземку год за годом удлиняя,
Тоннели новые переплетаются хитро.
При ней построена была и Кольцевая –
«Коричневая» линия метро.
Да, Кольцевая – это грандиозно!
Подземные дворцы – ни дать, ни взять.
Но выступила с критикой серьёзной:
Что всё же надо себестоимость снижать!
Тогда прислушались к её авторитету:
Снижать затраты! Просчитать до мелочей.
Метро не роскошь! Главное – что это
Доступный транспорт для Москвы и москвичей.

И ведь не только о строительстве радея
Тоннелей, станций, кабельных сетей;
Музей московского метро – её идея.
Я, кстати, был там. Интереснейший музей!

Жизнь, как по рельсам, быстро пронесётся.
Всё то, о чём мечталось, всё сбылось.
Уходят люди – память остаётся.
Ей в двадцать первом веке довелось
По магистрали мчаться. Просигналить –
Во славу тех, кто воплотил свою мечту!
Уже не машинистом. А как память.
Как имя – у электровоза на борту.*****

***
Махну я «Ласточке» рукой с платформы узкой.
Удобно ехать москвичам домой!
Мне на «зелёную», потом до «Белорусской»,
И далее уже по Кольцевой…

И что ещё нам, собственно, осталось?
Не забывать – в комфорте и уюте –
Тех, чьим трудом всё это создавалось.
Какие были удивительные люди!

_____________________________________________
*         МЦК, Московское Центральное кольцо –
           городская пассажирская железная дорога,
           относится к Московскому метрополитену.
**       «Радиостанция имени Коминтерна». Во время
           эвакуации Москвы высотная мачта-антенна
           радиостанции была взорвана, а оборудование
           перевезено в Уфу.
***      Куровская – узловая станция Ленинской
           (ныне Казанской) железной дороги.
****    Народный комиссариат путей сообщения.
*****  Магистральному электровозу ЭП20-050
            присвоено имя «Зинаида Троицкая».