Дуэль Чехова борьба идеологий или странная любовь?

Юлия Ви Комарова
"Odi et amo — ненавижу и люблю — жило в душе Чехова по отношению к этим людям" (А. Горнфельд) Это идеальная характеристика моего впечатления от повести Антона Павловича под названием "Дуэль".

Если вы её ещё не читали, очень советую. Потому что это ярчайшая картина столкновения двух противоположных, но при этом очень русских характеров. Мне кажется, до сих пор это противостояние актуально.

Судите сами: главный герой Лаевский - это концентрация всех самых худших черт русского человека: лени, самооправдания и крайнего эгоизма. Это такая разновидность душки Обломова, в которой нет ни капли сочувствия к окружающим, который эгоистичен насквозь. Его антагонист фон Корен - это Штольц из того же "Обломова", только плюс ещё Базаров и Миклухо-Маклай (простите, конечно, Маклай не художественный образ, но зато все сразу понимают, что речь об одержимом путешествиями, открытиями и наукой)

То есть бездеятельность и паразитизм противопоставлены крайней степени энергичности, направленной исключительно на пользу обществу. Конечно же, конфликт неизбежен. И конечно же, оба героя показаны так, что ни одному, ни другому читатель не может сочувствовать, но при этом страшно заинтригован: кто же победит в этой странной дуэли?

Интересно, что на протяжении всего повествования они не вступают в словесную полемику в открытую, но зато очень подробно и ясно излагают свою философию жизни, свою идеологию в пространных монологах к второстепенным персонажам. Здесь очень важны их взгляды на общество и мораль, особенно христианскую.

Чехова считают писателем вне идеологий. Я думаю, это потому, что во времена Чехова происходил слом всех идеологий, борьба всех мировоззрений.

И вот тут на первый план неожиданно выступает вроде бы второстепенный персонаж - дьякон, который как бы и не собирался афишировать своё присутствие на той самой дуэли, но не смог не вмешаться, когда почувствовал, что всё стало слишком серьёзно и опасно. И тем самым провозгласил торжество именно христианского милосердия.

Самое странное во всей этой истории - конечно, финал. Более непредсказуемого поворота ситуации я просто не могу себе представить. Чехов перевернул всё буквально с ног на голову. Как он смог? Как вообще такое возможно? Ведь нам уж сколько лет внушали: люди не меняются! Правда, это был совсем другой доктор (интересно, вы поймёте, о ком я сейчас говорю?).

Но Чехову я верю больше, чем доктору Хаусу) Перерождение главного героя настолько мощно и ярко, что в это веришь безоговорочно.

Абсолютный и глубокий психологизм, точное проникновение в самые скрытные тайники души - вот что такое эта "Дуэль". Только так мы можем понять и принять то глубокое перерождение, ту грандиозную встряску, которая привела к неловкой, но очень честной финальной сцене.

И, конечно, здесь невозможно обойти молчанием ещё одну сюжетную линию - любовную. Как в "Анне Карениной", молодая симпатичная женщина Надежда Фёдоровна бросила мужа ради Лаевского, и теперь живёт на Кавказе - свободная, эмансипированная. Но счастливая ли?

Чехов удивительно мягко, без тени осуждения рассказывает историю своей героини. Кто виноват в том, что она начинает искать утешения на стороне? Почему она кокетничает со всеми без разбора? Как она может так дико себя вести? Тут ещё очень тонко сделан внутренний монолог героини. Оказывается, на видит себя совсем по-другому, чем выглядит со стороны.

Здесь очень к месту показана единственная в городе "пожилая" женщина, которая принимает отверженную у себя и не боится посещать дом Лаевского - не боится осуждения.

Из того самого милосердия, а вовсе не по глупости, как нам может показаться вначале, она высказывает совершенно реакционные мысли - по сравнению с передовыми идеями того времени. Она говорит о христианских ценностях, о браке, о необходимости соблюдать чистоту и внешнюю, и внутреннюю. Именно она раскрывает глаза героини на то, как её поведение (и её внешний вид) воспринимают окружающие.

И за всей её излишней традиционностью мы неожиданно различаем и самого Чехова.

В отличие от Толстого, который в "Крейцеровой сонате" прямо обвиняет во всех смертных грехах одну лишь женщину, Чехов обходится с нашей сестрой нежно и бережно. Да, сама она себя может обвинить как угодно. Но именно мужчина, раз уж он "выдернул" её из семьи, из привычного уклада жизни и привёз на край российского света, пусть и южный край, но именно мужчина отвечает за последствия.

В который уж раз убедилась, что люблю Чехова, очень понимаю и ценю за эту его ненавязчивую, но стойкую проповедь деятельной любви к людям. За довольно жёсткую критику интеллигентских "штучек".

Почитайте внимательно, и вы увидите, что Чехов не проповедует никакой идеологии, ни чему не присоединяется, у него своё собственное мировоззрение, причём основанное на христианской морали. Но самое приятное: и христианство он показывает не как догму, а как религию любви и правды. В эти великопостные и предпасхальные дни мне особенно приятно это осознавать.

"Плохой хороший человек" - советская экранизация повести, очень хорошая. Даль играет Лаевского, Высоцкий фон Корена. Самойленко - Папанов. Все хороши!


Читали? Любите Чехова? Жду ваших тонких комментариев!