Моя темная Ванесса Кейт Расселл

Юлия Ви Комарова
Существуют ли в отношениях двоих табу? А если нельзя, но очень хочется?

Когда тебе 15 лет, ты ощущаешь себя такой взрослой и так мало на самом деле знаешь о своём теле и своих желаниях. И так трудно понять, что тебе на самом деле нужно. И что пересилит: страх неизвестного или любопытство? Страсть или боязнь обидеть взрослого человека? А если он ещё и перекладывает на тебя ответственность за всё...

«— Послушай, — сказал он. — У меня нет никаких ожиданий. Я буду счастлив просто посидеть вместе на диване и посмотреть кино. Мы даже не будем держаться за руки, если не захочешь, окей? Важно, чтобы ты никогда не чувствовала давления. Только так я смогу себя простить.
— Я не чувствую давления.
— Точно? Честно?
Я кивнула.
— Хорошо. Это хорошо. — Он потянулся к моим рукам. — Ванесса, ты у нас главная. Ты решаешь, чем мы занимаемся»


Моя темная Ванесса

Автор: Кейт Расселл

Возрастное ограничение:18+

Дата написания:2018

Объем:440 стр. 23 иллюстрации

Переводчик:Любовь Карцивадзе

Правообладатель: Издательство «Синдбад»

Дело началось в 2000 году в частной школе Броувик. А в 2017 на волне борьбы с мужским насилием всплывает старая история Ванессы и её школьного учителя словесности Стрейна. Девушку пытаются вовлечь в борьбу с педофилом. Но Ванесса отказывается. Почему?

Книга "Моя тёмная Ванесса" претендует на славу набоковской "Лолиты", но, безусловно, это не она. Да, Лолиту можно назвать ещё одной героиней истории, так часто и много её цитируют. Но всё же это совсем другая книга. И о другом.

Она не о том, как страшно красива патология, она о том, как трудно понять, где проходит грань между любовью и преступлением. Почему в 18 лет уже можно, а в 15 однозначно нельзя? Почему эти три года так важны и принципиальны?

Ванесса проходит через влюблённость во взрослого мужчину дважды, причём оба раза это учитель, преподаватель, возрастом старше неё, то есть фигура значимая, но в 20 лет девушка справляется со своими чувствами, как бы сильно ей ни хотелось секса и как бы сильно она ни была уверена в его ответных чувствах к ней. А вот в 15 лет ребёнок не может противостоять натиску взрослого мужчины.

Разбуженная сексуальность и игра гормонов – это не повод вовлекать девушку в отношения. И уж тем более не повод манипулировать ею и держать её всю жизнь на коротком поводке. Да, это может быть самая настоящая любовь, но возраст таки имеет значение. С возрастом девушка может научиться себя защищать. Она имеет возможность выбирать и строить свою жизнь независимо. И всё-таки отличать любовь от болезненной зависимости.

Огромный плюс книги в том, что автор рисует историю Ванессы в развитии на протяжении довольно долгого времени - почти 20 лет. За это время мы видим, как героиня на самом деле меняется: как она отстаивает свою свободу любить и пытается переосмыслить то, что с ней случилось в школе. Как она сопротивляется роли жертвы и всё же принимает, наконец, мысль о том, какую тяжелейшую травму она получила.

Честно скажу, что множество вопросов у меня возникает не только по отношению к Стрейну, с которым, в общем-то, всё понятно. Но в этой истории буквально все взрослые в школе ведут себя совершенно странно – директрисса, учителя, родители.

Иногда промолчать и замять дело – это не выход из ситуации. Время чаще всего ничего не лечит, если не лечить: оно просто загоняет болезнь глубже и делает её хронической. Неужели никто этого не понимал?

Я не могу посоветовать роман всем и каждому, но всё же считаю, что такие книги обязательно нужно читать тем, кто сталкивался с подобным в той или иной мере – она написана с огромной любовью и пониманием. К тому же, если вы помните лавину признаний в ФБ, когда чуть ли не каждая девушка вспоминала случаи насилия по отношению к себе, то понятно, что такая книга нужна многим.

Да и сама героиня, кроме всего прочего – талантливая юная поэтесса, а действие построено вокруг изучения литературы, что придаёт особый флёр рассказу. Герои обсуждают стихи Сильвии Плат, Эмили Дикинсон, Уолта Уитмена, Эдны Сент-Винсент Миллей и Роберта Фроста. А набоковская проза не ограничивается «Лoлитой», но включает романы «Бледное пламя» и «Истинную жизнь Себастьяна Найта», а также «Итана Фрома» Эдит Уортон, поэму «Каденус и Ванесса» Джонатана Свифта и пьесы Шекспира.

Ещё один важный плюс романа: он не оставляет в душе опустошения. При всей тяжести темы он лечит и дарит надежду: на свете нет ничего непоправимого. Кроме смерти.

Об авторе. Сама Кейт отрицает, что имеет опыт, подобный описанному ею с таким мастерством и знанием предмета.

Читали? Будете? Обсудим?