А потом сделалось ясно, что жизнь прошла

Петр Катериничев
…А потом  сделалось ясно, что жизнь прошла. И – не состоялась. Была где-то и с кем-то, похожим на меня и  и – уже кончилась… И как это вышло – заметить я не успел… Или - не смог?..
...Как я ненавижу часы! Ведь это они отсчитывают наше время и всегда - в минус... И вянет человечек, вспоминая отлетевшие в бездарь дни - пустые,  как ноябрьское небо! А то вдруг нахлынет, как сейчас, и снова,  и  снова  все та же мысль…
Что становится с нами, когда жизнь проходит? И что становится с жизнью – когда проходим мы?..
…И все твои воспоминания, яркие, как летний закат, неуловимые, тревожащие слезной мукой, всё - прелесть женщин, сияние моря, упругое беспокойство ветра, аромат лесных фиалок, ландышей, дурмана, - всё, что и составляет существо твоей жизни - пропадает в беспамятстве...
…И никто никогда не узнает ни о твоих муках, ни о твоем юном очаровании, ни о твоих победах и страшных ямах запойного забытья, ни о твоих страхах и твоих восторгах, когда страх лежал повержено у твоих стоп, а ты - царил и над постылым, вымерзшим по декабрьской стуже городом, и над кронами сосновых дубрав, и над самим собою - жалким, скрюченным человечишкой! А потом - миг восторга проходит, и наступает время прозрения и презрения, презрения ко всему - к себе, к миру, к человечеству, одержимому эгоизмом, жаждой стяжательства и страхом!
…Куда исчезает наша жизнь после того, как она проходит? Вот вопрос вопросов и вечность вечностей, а вовсе не бессмертие души, пусть и звучит это кощунственно! Впрочем даже кощунство это - только для меня и тех, кто может понять мою жизнь...
…Где мои закаты и рассветы, где смешливые застенчивые и распутные девчонки моей юности, любившие так искренно и так беззаботно! И мне предлагают поверить, что эти злые, загнанные жизнью матёрые тетки - они и есть? Нет! Этого быть не может! Этого просто не может быть!