Воспитание чувств тонкий возраст...

Моя Любовь
Для юных сердцем

Каштаны...

   В этом году так много каштанов. Они гроздьями свисают с веток или  прячутся маленькими колючими "ежатами" в траве. Первые, самые крупные каштаны уже падают, разбиваясь об асфальт, и  весело прыгают глянцевыми  шоколадными мячиками.

Подростки своим криком и гвалтом привлекают моё внимание. Они подбирают с земли свеженькие каштаны и с силой бросают друг в друга. Смех и вопли восторга заглушают слабые вскрикивания худенького мальчика.
Понимаю, что он – мишень. Все точные броски товарищей направлены именно на него. Он пытается увернуться, но град из каштанов настигает его всюду.
Прохожие, не желая попасть под  такой обстрел, сворачивают с тротуара, слегка изменяя свой маршрут.
Среди молодых, ещё не до конца окрепших «басов», моё чуткое ухо улавливает типично женское попискивание и хихиканье. Да, я не ошиблась, среди джинсово-кроссовочно-бейсбольного многообразия выделяю  футболку-фуксию и малиновые кеды. Вот она та, ради которой они все тут  демонстрируют своё превосходство над собратом, который пока ещё не может постоять за себя. Ей весело, она подзадоривает парня поплечистие и повыше остальных.

 «Мазила! Отстой! Мимо!»  - кричит она уже почти срывающимся голосом.
А тот, небрежно сплёвывая, прицеливается и, наконец, попадает! «Мишень» взвизгивает и присаживается на корточки. Остальные не заставляют себя долго ждать. Каштановый град обрушивается на голову бедняги.

Мне остаётся всего несколько шагов, чтобы поравняться с шумной компанией. На моё счастье у девчонки развязался шнурок,  и она немного отстав от своих, наклонилась, чтобы его завязать.
«Слушай, тебе не жаль того, который там, на траве сидит, за голову держится?»- спокойно спрашиваю я.
Удивлённая моим неожиданным вопросом, она пытается понять, что же я хочу от неё сейчас услышать.
 
 - Знаешь, они тебя считают «своим парнем», а ты ведь хочешь, чтобы они видели в тебе девушку, разве нет? Тогда беги, помоги, защити!

Она легко срывается с места и несётся на всех парах к «поверженному», присаживается рядом на корточки и что-то ему щебечет...

Шум стихает, подростки успокаиваются, замолкают, и, в установившейся тишине, хорошо слышно, как с деревьев, медленно кружась и зависая в воздухе, падают первые пожелтевшие листья…
В город приходит осень...


 Каштаны - некий символический образ: такие же колючие, резвые, прыгающие, собирающиеся в группы подростки...
Но они растут "на дереве" нашей жизни и очень скоро станут взрослыми...

***

Жить... Это не просто.

Пятничный поход за фруктами в супермаркет всё-таки завершается на ближайшем рынке. Недёшево тут, конечно, но зато всё такое свежее и красивое, да и выросло на земле.
Клубничка уже отходит, последняя почему-то всегда самая сладкая, а вот и первые жёлтые сливы и румяные яблочки прямо с дерева... Иду, рассуждаю про себя: часть фруктов пойдёт на мой любимый фруктовый десерт - "тортик-экзотик", вкусно и полезно, да и готовить его совсем не сложно...
Мой "шопер" очень быстро переполнился, контейнер с клубникой завалился на бок. Идти мне, правда, совсем недалеко, если через сквер напрямую, мимо детской площадки, то минут пять-семь, не больше.
 Направляюсь к детской площадке и, вдруг, замечаю на скамеечке девушку, даже скорее девочку, да кто их теперь поймёт... В коротких шортиках, топе, сандалиях, но глазки карандашиком подвела и тушь по лицу размазала, всхлипывает тихонько, глаза на "мокром месте".
Ну, вот как тут пройти мимо? Не могу я, останавливаюсь, делаю вид, что перекладываю свои покупки...

Она заметила меня, отвернула лицо в сторону, уткнулась взглядом в свой телефон.

- Тебя кто-то обидел, милая... Может я чем-то могу помочь тебе?

Она беззвучно замотала головой, а слёзы так и брызнули из широко открытых, удивлённых моим неожиданным вопросом, глаз...

Такая милая... внешне она напомнила мне Настеньку из фильма-сказки "Морозко",-  огромные  в пол-лица глаза, тоненькая, хрупкая фигурка, да и голос оказался таким же вкрадчивым, тихим, слабым...

- Никто меня не обидел, просто я никому не нужна...

Скажу честно, я не ожидала услышать такой ответ. Поэтому присела рядышком, придвинулась поближе.
Господи, какие нужно слова подобрать, чтобы успокоить её и ободрить, ведь человек плачет от того, что ощущает себя никому ненужным в этом мире...

- Ты с парнем поссорилась, случайно не беременна?

Я включаю "опытного психолога" и просто не даю ей опомниться своими прямолинейными вопросами.

Она отрицательно покачивает своей маленькой головкой, но слёзы льются из её прекрасных глаз уже непрерывным потоком

  - Получается, что это твои родители не хотят понять твои проблемы... резюмирую я и попадаю прямо в "точку".

Она с надеждой смотрит мне в глаза и рассказывает всё, что давно лежит тяжёлым грузом на её маленьком, совсем юном сердечке...

Её родители развелись, она сама захотела жить с отцом, а у мамы новый муж, но мама и его не любит, так просто по расчёту вышла за него...

Папа хороший, хотя по характеру он очень закрытый, нелюдимый, работает на дому, никуда не выходит, с ней почти совсем не общается. Бабушка, мать отца, злая женщина, иногда скажет такое, что жить не хочется...

- Я вот устроилась на лето поработать, раздавать рекламные листовки... деньги, конечно, небольшие, но ведь я же для себя, чтобы себе самой доказать, что я тоже могу рано вставать, нужно же ехать в другой район, а потом ещё вечером есть работа на пару часов...

Никто из близких не похвалил, а на жалобу "я сегодня устала" мама вспылила "я устала ещё больше, чем ты"...

Ну а папа просто удалился в свою комнату... "Кому нужна эта твоя работа..."

Я смотрю на рыдающую девочку и делаю робкую попытку переломить ситуацию.

- Скажи мне, как тебя зовут?

Она называет мне своё имя, а я предлагаю ей в качестве эксперимента стать в семье самой взрослой.

- Как это?

Но ведь если родители ведут себя как маленькие дети, значит она может попробовать вести себя как взрослая.
Пусть они почувствуют её новое взрослое начало. Когда они будут раздражаться и кричать, она будет сдержанной и предупредительной.
Зайдёт к папе в комнату, обнимет и скажет: "Хочешь пойдём вместе немного погуляем, ты давно не выходил из дома"
А бабушке, которая постоянно повторяет, что внучка как-то совсем не похожа на своего отца, скажет, улыбнувшись, что, наверное, похожа на неё в молодости...

Я спрашиваю, есть ли у неё компьютер, а она удивляется "у кого сейчас нет компа"?

Знаешь, у некоторых детей нет... а некоторые только мечтают о родителях, о доме...
Вообще, нелегко быть ребёнком, но и хорошим родителем стать непросто...
А ещё сложнее стать настоящим человеком. Она соглашается, кивает мне в ответ и открывает свою самую большую тайну.
Она очень любит рисовать и мечтает после школы поступать в художественное училище... Но родители твердят, что этим на жизнь не заработаешь, кому это нужно...

Она тихонько всхлипывает и вытирает платочком нос.

- Завтра у меня день рождения... 16 лет...

- Послушай! А ты завтра накрой стол, позови своих родителей, бабушку, скажи им, что любишь их всем сердцем, что они тебе очень дороги...

- Прямо так и сказать... Они удивятся, очень сильно...

-  Так удиви их, покажи им, что ты уже совсем взрослая, даже  работаешь, вот и мечта у тебя есть...
   А спросят, что тебе подарить, скажи напрямую - мольберт! Пусть понимают, что у тебя серьёзные намерения...

Она  улыбается, но глаза ещё грустные. Потом записывает  в телефон  рецепт простого салата и моего любимого фруктового десерта, завтра успеет приготовить, я знаю...

Мы немного смущённо благодарим друг друга за внимание и прощаемся.
 
Но в последний момент я всё-таки успеваю сказать ей самое важное: "Знаешь, если человека никто не любит, и он никому не нужен, он должен помнить, что его любит Бог..."


С Днём рождения, девочка!
Знаешь, жить... это совсем не просто...

***
Чайка

   Она пришла к нам в  класс из другой школы. Её мама преподавала математику в старших классах  и просто перевела дочку к себе поближе. Да и школа у нас была большая, и класс лучший в параллели.
Она была очень скромная, застенчивая, воспитанная девочка с тихим голосом и немного виноватой улыбкой. Если говорить о внешних ассоциациях, то она напоминала мне нахохлившегося воробышка. Она носила очки и всегда сидела за первой партой.
То что она будет прилежной ученицей, не вызывало ни у кого сомнений, и у неё была строгая мама, которая точно знала, что в школу приходят учиться, а не «валять дурака».
Мне всегда были интересны новые люди. Я любила наблюдать, как они осваиваются, становятся смелее в общении, раскрывают постепенно свои способности и таланты.
Я заметила, что на совсем уж скучных уроках, она что-то рисовала в альбоме карандашом. Я, обычно, на таких уроках делала заметки в свой дневник наблюдений, если, конечно, поэтическое вдохновение не воодушевляло на большее…
На переменах она очень редко выходила из класса. Доставала свой альбомчик и карандаш и рисовала, рисовала. Проходя мимо её парты, я краем глаза  подмечала точёные фигурки принца и принцессы в прекрасных нарядах на королевском балу. Они как будто оживали и грациозно двигались в танце. Моё воображение подсказывало мне, что они были влюблены…
Когда мы познакомились поближе, она  позволила мне наблюдать за  процессом  рождения рисунка. Так я  получила первые в своей жизни настоящие уроки рисования. Теперь я смело могла изобразить балерину в пачке и на пуантах. Точно знала, как должны выглядеть на бумаге Золушка и Принц, скачущая лошадка или осеннее дерево.
Я не читала ей свои стихи, тогда я  была не готова к таким откровениям. Но в знак благодарности за её замечательные уроки рисования я смешила её до слёз. Я рассказывала истории, которые придумывала сама, иногда на ходу, но все они были весёлые и необычные.
Она смеялась от души, прикрывая рот рукой, чтобы не было так громко,  прыскала со смеху так, что запотевали стёкла её очков, и она, продолжая заливаться колокольчиком, протирала их краем передника.
Когда было тепло, мы втроём прогуливались на переменках вокруг школы: я, она и её соседка по парте, с которой  потом мы часто возвращались из школы домой вместе, нам было просто по пути.
Теперь у меня было уже две слушательницы-хохотушки. Подозреваю, что они и на уроках вспоминали мои весёлые истории и смеялись, тихонько переговариваясь и оглядываясь на меня.
К концу десятого класса в моём дневнике «наблюдений» появилась одна странная запись:
«Воробышек превратился в Чайку».
Прошло очень много лет с тех пор. Мы больше никогда не виделись. Она вместе с соседкой по парте уехала поступать в Ленинград, я - в Москву.
Недавно, в каком-то своём старинном школьном альбоме я вдруг обнаружила один замечательный рисунок. На обратной стороне его красивыми буквами было написано:
«На долгую память. Лариса».
Так всё и вышло! Оказалось, что имя Лариса означает «чайка». А память о ней осталась долгая и добрая, как наше замечательное школьное детство…

Послесловие.

Это стихотворение о поколении моих замечательных одноклассников, образы которых навсегда останутся в моем сердце...

***

Чёрно-белые фоточки...

Маечки-в трусики, кофточки…
Чёрно-белые фоточки.
Панамочки, сарафанчики
С камушками в карманчике…

Сумочки-ридикюльчики,
Ириски тянучие, ключики…
Носочки белые-белые.
Мальчишки весёлые, смелые…

С пистонами, пистолетами,
Пилотками и кастетами.
Голуби, голубятники…
Зонтики, пыльники, бантики.

Счёты и подстаканники.
Жулики и карманники.
Зелёные лампы настольные...
Песни простые, застольные.

Крестики на верёвочках,
На красных звёздочках Вовочка…
Лучшее, без сомнения,
После войны поколение…