О посте и молитвах, о душе и плоти

Владимир Пащенко 1
Святые отцы о посте:

Четыредесятницей не пренебрегайте, она составляет подражание жительству Христа.
св. Игнатий Богоносец

Пост есть учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения.
св. Астерий Амасийский

Пользу поста не ограничивай одним воздержанием в еде, потому что истинный пост есть устранение от злых дел… Прости ближнему оскорбление, прости ему долги. Ты не ешь мяса, но обижаешь брата… Истинный пост есть удаление зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи и клятвопреступления. Воздержание от сего есть истинный пост.
свят. Василий Великий

Не пища имеет значение, а заповедь, Адам изгнан из рая не за объедение, а за вкушение только запрещенного.
преп. Амвросий Оптинский

Мы должны быть, по учению святых отцов, не телоубийцами, но страстоубийцами, то есть истреблять в себе страсти.
преп. Макарий Оптинский

Кроме воздержания от пищи есть много путей, могущих отворять нам двери дерзновения перед Богом. Кто вкушает пищу и не может поститься, тот пусть подает обильнейшую милостыню, пусть творит усердные молитвы, пусть оказывает напряженную ревность к слушанию слова Божия, – здесь нисколько не препятствует нам телесная слабость, – пусть примиряется с врагами, пусть изгоняет из души своей всякое памятозлобие. Если он будет исполнять это, то совершит истинный пост, такой, какого именно и требует от нас Господь. Ведь и само воздержание от пищи Он заповедует для того, чтобы мы, обуздывая вожделения плоти, делали ее послушной в исполнении заповедей.
свят. Иоанн Златоуст

Апостол Павел сказал: если кто из неверных позовет вас и вы захотите пойти, то все предлагаемое вам ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести (1 Кор. 10, 27) – ради того человека, который вас радушно встретил.
Нерассудительные люди ревнуют посту и трудам святых с неправильным разумением и намерением и думают, что они проходят добродетель. Диавол же, стерегущий их как свою добычу, ввергает в них семя радостного мнения о себе, от которого зарождается и воспитывается внутренний фарисей и предает таковых совершенной гордыне.
свят. Тихон, патриарх Московский

Кто постится по тщеславию или, считая, что он совершает добродетель, тот постится неразумно и потому начинает после укорять брата своего, считая себя кем-то значительным. А кто разумно постится, тот не думает, что он разумно совершает доброе дело, и не хочет, чтобы его хвалили, как постника.
авва Дорофей

К самоубийцам должно причислить того, кто не изменяет строгих правил воздержания и тогда, когда нужно подкрепить ослабевшие силы принятием пищи.
преп. Иоанн Кассиан Римлянин

Источник: Блог протоиерея Владимира Вигилянского

Пост обращает в бегство демонов, разрушает власть диавола, особенно если пост имеет союзницей своей и молитву.
   Иоанн Златоуст

Святой пост употребим на брань с диаволом, потому что без поста и молитвы никто не может победить лукавого.
   Ефрем Сирин

Пост мало-помалу утончает греховный покров, лежащий на душе, и рассеивает мысленный мрак ее, как солнце рассеивает туман.
   Симеон Новый Богослов

Молитва бессильна, если не основана на посте, и пост бесплоден, если на нем не создана молитва.
   Игнатий Брянчанинов

С постом всегда должна быть соединена молитва (Мы.17:21; Деян.14:23; Кор.7:5).
   Иоанн Златоуст


   В связи с замечанием читателя об отсутствии в тексте авторского сопровождения,  для тех, кто мало знаком с моим творчеством, к этим вразумительным и душеполезным изречениям святых отцов церкви добавлю свои скромные познания из личного опыта:
   Соблюдая посты, человек освобождает свою душу от уз плотского плена и настраивает её на откровенные взаимоотношения с Богом через общение в молитвах.

Плотский плен и несостоятельность души

Коварна и жестока плоть людская,
Когда душа в затмении живёт...
Смердя, поганя воздух и блуждая,
Плоть нечистоты жадно соберёт...

И, в скрежете зубов своих скрывая,
Ничтожество бессильное своё,
Плоть лицемерно ужас надмевая,
Выискивает страха бытиё...

Найдя себе подобных и бездушных,
И слабых духом силясь побеждать,
Плоть обретает глупых и послушных,
Желаньям грязным чтобы угождать...

В глумленье низком, скотском, обречённом,
Она жирует немощью души,
И, как червяк во царствии говённом,
Свой мерзкий путь во прахе завершит.

Но жаль души, погубленной напрасно -
Даров Небесных не взошла рассада...
И на Суде Всевышнем беспристрастном
Её не ждёт блаженство и отрада.