противопожарный хлеб

Никоф
Агафья Коровница

Бросить кусок хлеба всегда считалось на святой Руси оскорбительным проступком. Раньше за столом за это можно было и деревянной ложкой от деда или бабушки в лоб схлопотать. Да что там! - даже в школьной столовой в мои пионерские годы за такое сразу запись в дневник с вызовом родителей. Помню, позже, когда я проходил педпрактику вожатым в пионерском лагере, в столовке шалопаи из моего отряда вдруг начали на завтраке круглыми булочками кидаться. Я рявкнул на них так, что многие ложки выронили. А после объявил, что купание на сегодня отменяю, а вместо него все по очереди будут читать вслух и с выражением детскую книжку "Как хлеб на стол пришел" (у нас в вожатской был небольшой набор "воспитательной" литературы). Так они весь помятый хлеб до крошек в большой кулёк собрали со словами: "Мы всё поняли и осознали, больше такого не повторится, а эти кусочки, чтоб не выбрасывать, мы за кухней птичкам покрошим".
"Берегите хлеб - наше богатство" - написано было на плакатах советской поры, даже советы мудрые в стихах давались:
"Хлеб для обеда в меру бери:
Хлеб - это ценность, его береги!"
Крестьянские дети, не только видевшие и знавшие, как хлеб растёт, но и сами помогавшие взрослым в хлеборобских делах, больше городских понимали цену хлебу. Но был день, когда вековая заповедь не бросать хлеб, нарушалась "на законных основаниях". И день этот был в память о христианской мученице Агафии.
Когда-то при извержении вулкана в Сицилии жители остановили поток лавы молитвой над мощами святой Агафии. С тех пор её стали почитать как защитницу от пожаров. Но нам на Руси без святых мощей (не в Сицилии же!) для надёжи одной молитвы мало: хозяйки пекли хлеб и освящали его в храме в день Агафии (Агафьи). Вот он-то - каравай этот освящённый и считался в те времена отсутствия современных средств пожаротушения средством борьбы с "красным петухом". При пожаре кто-то бросался с вёдрами за водой, кто - за баграми, но обязательно был человек, который отломив кусок освящённого каравая, бежал за деревню. Нужно было кинуть хлеб далеко в противоположную от жилья сторону, чтобы смертоносный пожар... ушёл за хлебным куском.
Но пожары, слава Богу, всё же не каждый день. А вот корову кормить, доить и обиходить надо каждый. И тут святой Агафье тоже оказывалось особое крестьянское доверие: на неё возлагалось высокое покровительство над домашним скотом, в первую очередь, над коровами. На крестьянской Руси коровы были в самых дальних и глухих деревнях. И в селе моего детства. Где святую в её "именной день" особо усердно и почтительно просили: "Агафья Коровница, береги коров"...
"Противопожарного" хлеба я не видывал, но перед глазами ясно встаёт другая картина: бабушка Лиза на специальную льняную скатерть выкладывает горячие после печи свежие караваи и бережно прикрывает их чистыми полотенцами. Нам - ребятне запрещалось отщипывать кусочки, пока хлебушек не остынет и бабушка не нарежет его большими ломтями под наши просьбы наперебой: "Мне горбушечку!"
Довелось в прежние советские годы поесть кроме домашнего и бесплатный совхозный хлебушек - на выпасе и на сенокосе. И парное коровье молоко из эмалированой кружки в моей памяти неразрывно с ломтём свежего ржаного хлеба...

На всё хватало в детстве сил:
с восторгом, а не ноя,
коров в лугах я пастушил,
коней водил в ночное.

А друг поддразнивал слегка
подначкою весёлой:
"Ты хвост крутил ли у быка -
а то он что-то квёлый?!"

На это я ему лепил
в ответ не без сноровки:
"Ты что ли молочка попил
от бешеной коровки?!"

Был после дойки перекус:
горбушка хлеба с солью
и молока парного вкус,
как апогей застолью...

Ещё гульнём, как бугаи! -
но это будет после.
Воспоминания мои
пастушьи - сенокосьи...

Сегодня память детских лет -
лишь повод для помина:
и стада нет,
и друга нет,
и хлеб из магазина...