Образ А. А. Лембке в романе Достоевского Бесы

Александр Железняк 2
"Образ Андрея Антоновича Лембке в романе Достоевского "Бесы"
как одна из сторон толпоэлитаризма".



Прочитал очередной роман так называемого "Великого Пятикнижия Достоевского" - Бесы. Хотя как заметил, даже в читающей среде не все люди, знакомые или незнакомые с творчеством Достоевского слышали о таком термине, поэтому считаю нужным пояснить, что Великое пятикнижие Достоевского в порядке очередности составляют:
*Преступление и наказание;
*Идиот;
*Бесы;
*Подросток;
*Братья Карамазовы.
Где и когда родился этот термин я не выяснял, но многие литературные деятели считают что все эти романы автор связал некой одной смысловой нитью, единым замыслом. Впрочем об этом будем судить после прочтения всех пяти книг, а пока я прочитал лишь четыре (правда прочитал я их не в указанной выше очерёдности) и последним прочитанным романом у меня получился роман Бесы. Хочу сказать, что пока этот роман мне понравился больше всех предыдущих, хотя и предыдущие тоже понравились, но а впереди у меня роман который был написан на пике кульминации творчества писателя, и к тому же, очень от многих известных и неизвестных широкой публике людей, я слышал очень много лестных слов о романе Братья Карамазовы. Многие называют этот роман лучшим произведением вообще.

***

По сложившейся у меня традиции после прочтения того или иного романа, люблю иногда послушать в Ютубе анализ этого произведения в авторстве какого-нибудь блогера или литературного деятеля.
Также поступил и после прочтения "Бесов". Посмотрел несколько роликов с анализом романа от различных блогеров, несколько роликов в авторстве философов, писателей и литературных деятелей.
Что-то интересное конечно же подчеркивал для себя в этих роликах, с некоторыми вещами оставался не согласным.
Особенно запомнилась передача посвященная роману Бесы, на телеканале Культура.
В качестве гостей программы были приглашены:
*Историк литературы Сараскина Людмила Ивановна;
*Философ и писатель Владимир Кантор;
*Филолог Дмитрий Баг;
*Режиссёр поставивший спектакль "Бесы" Сергей Голомазов.
В целом беседа получилась интересная, но для меня осталось непонятным - почему группу лиц в романе пытающихся затеять революцию - отождествляют с большевиками, назвав при этом сюжетную линию с готовящейся революцией в романе - пророческой для России начала 20-го века?
У большевиков была светлая идея - идея всеобщего равенства, справедливости и построения общества где все будет во благо всех, а не во благо узкой группы лиц. И когда эти идеи были провозглашены в обществе - общество, измученное старым режимом, охотно и всем сердцем приняло эти идеи.
Персонажи же из романа готовившие революцию, готовили ее не неся никакой идеи, и по сути своей это больше смахивало на явление которое получило название "психологический троцкизм".
Ну и самое главное, при просмотре всех передач по анализу романа Бесы, я заметил что такой персонаж как Андрей Антонович Лембке остался вне дискуссии, вне поля зрения. Лишь указанный мною выше режиссер театра Голомазов вскользь упомянул что это был некий шуточный, безобидный персонаж Достоевского.

***

Мне же, увиделось то, что Достоевский этим персонажем показал суть одной из главных причин бедственности жизни людей, а именно одну из сторон толпоэлитпризма.
В нескольких словах поясню суть этого термина.
На протяжении всего глобального, исторического процесса наше общество (как впрочем и общество любого другого государства на планете) является толпоэлитарным. Для лёгкости понимания лучше это изобразить графически.
Представьте в воображении треугольную пирамиду - самый нижний, самый широкий слой это обычный народ, толпа. В.Г. Белинский дал определение ТОЛПЫ как общность людей, живущих по ПРЕДАНИЮ и рассуждающих по АВТОРИТЕТУ.
Далее идёт пласт чиновников всех уровней, государственных деятелей, крупных бизнесменов, олигархов. Это т.н. "элита", но слово элита я взял в кавычки, потому как если бы эти люди были бы настоящей элитой, мы с вами жили бы совсем по другому.
И самая вершина это над'государсвенные, над'элитарные, теневые прослойки, это люди публично никому не известные, но которые являются "композиторами" и "дирижёрами" всех происходящих событий на нашей планете, это люди осуществляющие реальное управление бесструктурным способом.

***

Одной из плохих сторон толпоэлирарности является то, что дети рожденные в этих "элитных" семьях, во все времена обязательно пристраивались в лучшие учебные заведения, а после окончания этих престижных "ВУЗов" пристраивались в самые "теплые" и высокооплачиваемые рабочие места.
И все бы ничего, если бы в "элитных" семьях всегда б рождались гении, но это было отнюдь далеко не так. В одной из книг была приведена статистика, что из 10 рождённых детей в "элитных" семьях, только 2 человек могли без проблем усваивать учебный материал в средних школах.
Остальные 8 человек оказывались бездарями. Но, как вы сами понимаете, ни один губернатор или министр не отдаст своего сына в пастухи или дворники. Всем этим деткам от рождения уже уготованы крупные руководящие посты.
А приходя на эти посты эти люди оказываются абсолютно некомпетентными, отсюда вытекают страдания людей, коррупция, беззаконие.

***

А теперь в контексте вышеизложенного давайте вспомним как Достоевский показывает нам Андрея Антоновича фон Лембке?
Появляется этот персонаж не сразу, а лишь к середине книги, в части 2-ой, главе 4-ой, подглаве 3-ей.
Ниже вставлю отрывок из романа где появляется этот персонаж.

***

Андрей Антонович фон Лембке принадлежал к тому фаворизованному (природой) племени, которого в России числится по календарю несколько сот тысяч и которое, может, и само не знает, что составляет в ней всею своею массой один строго организованный союз. И, уж разумеется, союз не предумышленный и не выдуманный, а существующий в целом племени сам по себе, без слов и без договору, как нечто нравственно обязательное, и состоящий во взаимной поддержке всех членов этого племени одного другим всегда, везде и при каких бы то ни было обстоятельствах. Андрей Антонович имел честь воспитываться в одном из тех высших русских учебных заведений, которые наполняются юношеством из более одаренных связями или богатством семейств. Воспитанники этого заведения почти тотчас же по окончании курса назначались к занятию довольно значительных должностей по одному отделу государственной службы. Андрей Антонович имел одного дядю инженер-подполковника, а другого булочника; но в высшую школу протерся и встретил в ней довольно подобных соплеменников. Был он товарищ веселый; учился довольно тупо, но его все полюбили. И когда, уже в высших классах, многие из юношей, преимущественно русских, научились толковать о весьма высоких современных вопросах, и с таким видом, что вот только дождаться выпуска, и они порешат все дела, — Андрей Антонович всё еще продолжал заниматься самыми невинными школьничествами. Он всех смешил, правда выходками весьма нехитрыми, разве лишь циническими, но поставил это себе целью. То как-нибудь удивительно высморкается, когда преподаватель на лекции обратится к нему с вопросом, — чем рассмешит и товарищей и преподавателя; то в дортуаре изобразит из себя какую-нибудь циническую живую картину, при всеобщих рукоплесканиях; то сыграет, единственно на своем носу (и довольно искусно), увертюру из «Фра-Диаволо». Отличался тоже умышленным неряшеством, находя это почему-то остроумным. В самый последний год он стал пописывать русские стишки. Свой собственный племенной язык знал он весьма неграмматически, как и многие в России этого племени. 

***

(Далее в этой же подглаве:)
Прошли годы, и карьера его устроилась. Он всё служил по видным местам, и всё под начальством единоплеменников, и дослужился наконец до весьма значительного, сравнительно с его летами, чина. Давно уже он желал жениться и давно уже осторожно высматривал. Втихомолку от начальства послал было повесть в редакцию одного журнала, но ее не напечатали. Зато склеил целый поезд железной дороги, и опять вышла преудачная вещица: публика выходила из вокзала, с чемоданами и саками, с детьми и собачками, и входила в вагоны. Кондукторы и служителя расхаживали, звенел колокольчик, давался сигнал, и поезд трогался в путь. Над этою хитрою штукой он просидел целый год. Но все-таки надо было жениться. Круг знакомств его был довольно обширен, всё больше в немецком мире; но он вращался и в русских сферах, разумеется по начальству. Наконец, когда уже стукнуло ему тридцать восемь лет, он получил и наследство. Умер его дядя, булочник, и оставил ему тринадцать тысяч по завещанию. Дело стало за местом. Господин фон Лембке, несмотря на довольно высокий пошиб своей служебной сферы, был человек очень скромный. Он очень бы удовольствовался каким-нибудь самостоятельным казенным местечком, с зависящим от его распоряжений приемом казенных дров, или чем-нибудь сладеньким в этом роде, и так бы на всю жизнь. Но тут, вместо какой-нибудь ожидаемой Минны или Эрнестины, подвернулась вдруг Юлия Михайловна. Карьера его разом поднялась степенью виднее. Скромный и аккуратный фон Лембке почувствовал, что и он может быть самолюбивым.

***

Далее по роману Лембке женится на этой Юлии Михайловне и его ставят (благодаря этой женитьбе) на пост губернатора. Затем Достоевский показывает нам этого персонажа как очень слабого в морально - волевом смысле человека. Он злится на шутки и подковырки Петра Степановича Верховенского, и в этих словесных дуэлях не может противопоставить ему ничего остроумного. Он начинает ревновать свою жену к Петру Степановичу. Он не ведёт себя по мужски со своей женой и очень ярко его ничтожность показана в романе тогда, когда он после ссоры уезжает подавленный в поля, а после когда ему сообщают о бунте и недовольствах рабочих на предприятии, он в подавленном состоянии является к рабочим и вместо того, чтоб как губернатор разрешить все проблемы - избивает пощечинами одного из рабочих.
Ну и далее, во время тушения пожара в жилом секторе, губернатор фон Лембке предстает перед нами во всей своей красе - он с испуганным, безумным лицом бегает, растерянно кричит и махая тряпкой пытается потушить огромный пожар (да уж - "уровень губернатора" ничего не скажешь).

***

Ну а теперь поразмыслите сами - сколько таких "фон Лембке" было и есть сейчас на престижных управленческих местах.
Очень часто, где-нибудь в чатах если заходит разговор о том, как сделать нашу жизнь лучше, я слышу - "надо начать с себя, надо начать с себя"...
Так то оно так, с этим не поспоришь, но и от людей которые занимают крупные посты, и которые принимают системные, масштабные решения, влияющие на жизнь всего общества - много зависит. Бездействие или некомпетентность высокопоставленных лиц, тоже очень сказывается на качестве нашей жизни.
Через образ Андрея Лембке Достоевский показал одну из проблем бедственной жизни простых людей в нашем обществе, и это по сути один из ярких и маститых бесов романа, который почему-то оказался вне дискуссий литературных критиков.