Приманкой ласковых речей!..

Евгений Бор-Абрамович
Приманкой ласковых речей
Вам не лишить меня рассудка!
Конечно, многих вы милей,
Но вас любить – плохая шутка!

Вам не нужна любовь моя,
Не слишком заняты вы мною,
Не нежность – прихоть вашу я
Признаньем страстным успокою.

Вам дорог я, твердите вы,
Но лишний пленник вам дороже.
Вам очень мил я, но, увы!
Вам и другие милы тоже.

С толпой соперников моих
Я состязаться не дерзаю
И превосходной силе их
Без битвы поле уступаю.


   (январь — февраль 1821)


       * * * * * * * * * * * * * * *



       Это стихотворение поэт Баратынский посвятил Софье Пономарёвой.


              История создания.

     Баратынский в момент написания стихотворения был в Финляндии. Но он не отдыхал в этой стране с величественной природой. Евгений Абрамович служил. Он отдавал Родине долг.
     Но не всё складывалось так гладко, как бы хотелось поэту. Проблема заключалась в том, что он не мог устроить свою личную жизнь. Разочарование в любви тяготило сильно поэта.
     Он не хотел быть несчастным, но грусть звучала в сердце, а уже затем в стихах. Любовь к девушке очевидна, однако герой не желает бегать за той, у которой много поклонников. Так следует из контекста произведения...


       * * * * * * * * * * * * * * *


       Софья Дмитриевна Пономарёва (1794 - 1824)


     «Женщина – мотылёк», женщина - ребёнок, образ которой создала, взлелеяла и трагически рано вобрала в себя давно и прочно ушедшая от нас, романтическая «пушкинская эпоха» - почти сказочное, мифическое, легендарное Небытие...»

     Вот описание её портрета одного из современников Пономаревой:
«Эта молоденькая, плотненькая дама, небольшого росту, обладала необыкновенным искусством нравиться. Где она получила свое образование – не знаю, но воспитание её было самое блистательное: бойко говорила она на четырёх европейских языках и владела превосходно русским, что было тогда редкостью; иностранная литература и наша домашняя были ей вполне знакомы. Она умела завлечь в свою гостиную всех тогдашних литераторов, декламировала перед ними их стихотворения и восхищала своей игрой на фортепьяно и приятным пением».

     В Софии Пономаревой, действительно было что то от ребёнка и от мадонны одновременно: огромные влажные глаза, смотревшие на мир с обворожительною непосредственностью и лукавством истинного ребёнка, непринуждённость и грация порывов и восхищающая всех жажда жизни. Но Софья Дмитриевна умерла на 30 году жизни...