О книге Латыниной Иисус. Историческое расследовани

Брущенко Алёна Бруна
Сложное эссе

Посвящается книге Юлии Латыниной «Иисус. Историческое расследование»

Итак, какова была первая мысль, когда я прослушала почти 12-часовой аудио-текст, написанный в лучших традициях криминального журналистского расследования? Дело ясное, что дело тёмное.

И не только потому, что уходит корнями в глубину тёмных веков, где следы истории накладываются один на другой, путаются, меняются местами и частями смысла.
Не только потому, что чем светлее образ, рисуемый тем или иным пророком, чем прекраснее мессия, его высшая идея и торжество божественного слова, тем сильнее и мрачнее тень, отбрасываемая впоследствии от действий ради достижения чудесного в данной конкретной жизни тех или иных людей и их окружения.

Психология – мать наша, соединившая в себе и «псюхе»  – душу, и «логос» – он же слово, он же дух. А вот насколько святой, это уже нужно докапываться. И так уже вытекает из всего изложенного, и того, что осталось в анналах не доцитированных текстов, недосказанных слов, недоприведённых фактов, что психология (точнее психопатология) человека в лице нынешнего человечества спустя 2 тысячи лет от Рождества Христова, и ещё пару-тройку тысяч от рождения человечества, как цивилизационного проекта, ничуть не изменилась.

То есть в лучшую сторону, куда её звали измениться, о чём к ней взывали всевозможными призывами пророков и запугиваниями казней господних.
Однако воз и ныне там. Точнее, человеческая душа – потерянная среди чужих миров, скиталица, которую каждый норовит призвать на свою сторону и оплодотворить своей Книгой ли, землёй обетованной, Словом ли Бога, местом в раю…

И опять, как и в древние века, идут скитальцы за истиной в пустыню. Ищут пророков. Находят новых или хорошо забытых прежних мессий. И снова множится и тиражируется неизменно ветхая, и, увы, почему-то вечно привлекательная идея: правильные радетели за веру всегда правы! И бунт, мятеж, революция, свержение любого миропорядка во имя Бога – это правильно, потому что верно. Ибо наша вера даёт нам право - научить всех неверных быть верными. Кто не с нами – тот против нас. И быть ему ввергнутым в гиену огненную. А правильные праведники на небесах одесную правильного бога будут с садистским наслаждением взирать на мучения грешников, не уверовавших или не совсем так уверовавших.
Увы, тут я ничуть не преувеличиваю, потому что автор книги приводила цитаты из Торы, Нового Завета, а также недавно открытых источников - кумранских свитков, "Толедот Иешу", апокрифических текстов и "славянского Иосифа", и многих других источников, дошедших до наших времен, переведённых и исследованных теологами, философами и библеистами прошлого и современности, разных национальностей и концессий.

Вообще, что меня больше всего поразило, так это огромная и скрупулезная работа над материалами, которые изучены со всем вниманием, проанализированы с дотошностью патологоанатома, изучающего труп, который по остаточным признакам пытается в трудном случае обнаружить следы насильственной смерти.

Автор этого исторического расследования подвергает препарированию самые разноречивые тексты, которые были сопоставлены и предложены читателю для такого же вдумчивого и критического размышления. Самое интересное то, что Латынина, описывая картину жизнедействия тех или иных персонажей с цитатами из канонических пророков Торы и библейских аналогов, так же представляет позицию тех или иных государственных властей, которые в тот момент управляли территорией, на которой происходили те или иные события. Так были представлены римские докладные записки римских наместников своим императорам, переписка тех с другими, например, на тему «четвёртой секты христиан», много упоминаний и цитат Иосифа Флавия – римского историка, живущего в период сразу после распятия Христа (годы жизни 37-100 г. н. э.).

Итак, в сухом остатке, что бы я выделила из полученного расследования по основным вопросам?
1) Была ли реальная историческая личность Иисус Христос? - Точно да. Точнее было, несколько реальных личностей, собирательный образ которых лёг в основу христианского «христоса», что в переводе на греческий означает «мессия».
2) Были ли христиане миролюбивой сектой, ставшей позднее полнокровной религией? – Христиане (кстати, это название данное римлянами, а не самоназвание) были разные, в том числе, некоторые направление, такие как баптисты, последователи Иоанна Крестителя, ессеи, мальфусаиты, действительнно придерживались неких миролюбиво-настроенных ориентиров жизнедеятельности, однако были и радикально-настроенные зилоты, сикарии и многие другие, история борьбы которых легла в основу Нового Завета, но с очень большими купюрами.
3) Кто и почему писал Тору, как предысторию мессианства и Бого-человека, Сына Божия? Все пророки описывали реальную картину того политического бэкграунда, который окружал их последователей и преследователей, иудеев и народностей земель, на которых иудеи утверждали свой монотеизм личного толка и толкования. И каждый новый пророк «находил» Книгу, в которой оказывались вписаны пророчества той реальности, которую нужно было как-то подправить, чтобы царство божье пришло на землю. Кстати, первоначальная версия – Бог обеспечит своим праведникам землю обетованную здесь и сейчас, на конкретной территории, которая станет божественно-ориентированной. Царство божье было перенесено с земли на Небо в позднейших интерпретациях и преобразованиях. Почему? По вполне объяснимой причине: потому что всё никак не наступало «время блаженства и благодати». А «сыны израилевы, с которыми ангелы божьи встанут и защитят от стрел неверных», наоборот, несли большие потери. И все херамы заканчивались очень плохо для «ревнителей веры и Бога истинного»: как всякий теракт и ультра-насильническое действие всегда заканчивается двойным противодействием.
Кстати, очень ёмкое и яркое словечко – «херам», не находите? И как-то даже знакомое, не так ли? С древнеиудейского «херам» дословно значит «смерть неверным». Причём не метафорически, а вполне себе конкретно «огнем и мечем», побиванием камней и уничтожением рода вместе с младенцами и женщинами. Ну, а как иначе? Не уверовал в бога нашего по-нашенски, - чего с тобой церемониться – прямиком дорога в ад.
4) Как создавались Евангелия, кем, когда и почему? И что было потом? Четыре канонических Евангелия были написаны с 50 по 100 годы нашей эры, возможно, Иоанн – любимый ученик даже писал лично свою версию, Марк, Матфей и Лука – скорее всего писались кем-то приближённым к апостолам, сродни секретарей, записывая с его слов. А вот верно или неверно – тут уже история не только умалчивает, но и много изымает, вымарывает, скрывает, напускает туману в важных моментах, забывает упомянуть ключевые ситуации и события.
5) Как говорят в любом детективном расследовании: ищи кому выгодно? После нескольких веков сумбура в теологической жизни на территории Иудейского царства, смены правителей, засилья многих разветвлений сект и вероисповеданий, христианство к 4 веку нашей эры вычленило и оставило только четыре евангелия, которые включают в себя только и исключительно то, что отцам церкви и римской власти, которая к тому времени заключила пакт о единой религии – христианстве на всей территории тогдашней Римской Империи, было легитимно, выгодно и приемлемо.
То есть, как в любой пропагандистской системе: чем проще и понятнее, чем меньше противоречий, тем сподручнее… что делать? Само собой, управлять паствой и держать локус контроля в единовластии.

У меня остался только один вопрос: почему, несмотря на то, что из многих текстов вычленили все упоминания об агрессивности и убийствах во имя Бога, все слова Христа типа «не мир я вам принёс, но меч» внятно разъяснили, как иносказательные, все неприятные факты удалили, оставив только мир, святость, чудеса и любовь, так ничего из вышепеерчисленного не привилось в душе человеческой и не прижилось?

Почему человек не стал ни добрее, ни чище, ни божественнее, не говоря уже о том, чтобы стать хотя бы человечнее к себе подобным, таким же человекам?
Мой вывод будет, пожалуй, нелицеприятен: человек как не понимал, так и продолжает пребывать в том же невежественном мороке инстинктов, круто замешанных на фанатизме, неважно какого высшего идеала. Трансцендентность Божественного не воспринимается ни оком, ни сердцем, не поселяется в сердце, чтобы прорасти натурой, привычкой, взрасти действием и поступком и стать судьбой.

И вот что подумалось мне: пока в мире не родится и не станет единой религия саморазвития человечества с такими базовыми ценностями, как творчество, интерес к совершенствованию себя в мире и мира в себе, любви, как  внутреннего божества, с самоощущением света, радости, счастья, стремящихся вовне, как живой и животворящий поток, до этого времени будет повторяться страшный сценарий апокалипсиса, четыре версии которого тоже ярко представлены в книге Юлии Латыниной.

Человечество будет топтаться по граблям своего ужасающего невежества и плодить только его, насаждая свою версию «светлого будущего» в виде коммунизма или какого-то нового утопического теократизма, устраивая очередные войны и теракты, голодоморы, Гулаги, Освенцимы, Хиросимы, словом, ад внутри и вокруг по образу своему и подобию.

Вместо послесловия или отсебятина от Бруны
Перестала ли я верить в Бога и Богу после этой книги? - Нет
Перестала ли я верить в людей и людям? - Нет, потому что и раньше знала о человеческой сущности (я это называю "сучность").
Что же делать, если вранье лежит в основе мира, в котором мы пребываем? - Для меня ответ очевиден: постоянно задаваться внутренними вопросами, невзирая на то, что вокруг ломают, а не строят, убивают, а не создают творения, страдают, а не радуются, ненавидят, а не любят. 


По ссылке можно прослушать книгу в чудесном чтении:
https://www.youtube.com/watch?v=izIhi4Lt0qI&t=3s&ab