Валун Хмелевой

Сергей Карпеев 3
Авторская статья, написанная на основе легенд и преданий  Нижегородской области 
*********** **** ****** ********** ***** ****** ************ ******* ********* **********
   
 
В долине реки Лапшанга Варнавинского района Нижегородской области стоит среди векового леса древний валун, принесенный сюда скандинавским ледником много тысяч лет назад. По расположенной недалеко деревне Хмелевая – он назван Валун Хмелевой (или Хмелёвский).
 
Геологам известно, что в Четвертичном периоде Кайнозойской эры на территории Евразии было несколько волн обледенения. Последняя волна наступления ледника называется - Валдайское оледенение, оно закончилось примерно 15-20 тысяч лет назад. Тогда огромные массивы ледников с севера дошли до Валдайской возвышенности, до современного русла Волги и Поветлужья. Медленно двигаясь, ледник тащил за собой гигантскую массу мореных осадочных пород: пески, глины, мергель, гравий и валуны. После таянья ледника большое количество таких валунов осталось на территории Верхнего Поволжья и Поветлужья.
 
Древние народы по определенным причинам использовали эти камни и мегалиты, как святилища и каменные алтари, а также в качестве сакральных объектов для культовых обрядов. Поскольку движение ледников происходило по северным краям нынешней России, которую в древние времена населяли финно-угорские народы, то именно финские народы почитали камни и мегалиты как одухотворенные вместилища богов и духов. То есть, говоря нашим языком, сакральными объектами с определенной «силой» или энергией.
К таким ледниковым камням относится Валун Хмелевой, в свое время он считался самым крупным ледниковым камнем в Нижегородской области. Со стороны он походит либо на перевернутый вверх днищем чёлн, либо на огромного лесного медведя, а некоторые исследователи видят в валуне змеиную голову.
По памятникам археологии известно, что боле двух тысяч лет назад в этих краях обитали пермские племена азелинской и дьяконовской культуры. Именно они были предками летописной мери, древних удмуртов и марийских племен. Меря оставила свои следы на территории верхнего Поволжья во второй половине 1-го тысячелетия нашей эры. Примерно в это же время тут появились и древние марийцы. И те, и другие племена широко использовали в своих святилищах валуны и огромные мегалиты.
 
Некоторые исследователи считают, что этот валун был принесен сюда людьми – в центральное место языческого святилища - для культовых целей.
Недалеко от деревни Хмелевая также было обнаружено другое марийское святилище с многочисленными камнями-алтарями – это Хмелевая роща. Там также проводились моления языческим богам и духам.
Под давлением славянского и русского переселения – марийские племена постепенно уходили на восток – в сторону Пижмы, Большой Кокшаги и Вятки, и оставили эти валуны, как свидетелей древних культов в Поветлужье.
 
Про этот легендарный валун сложено много легенд и преданий: якобы тут было пристанище лесных разбойников, которые закопали награбленное золото и серебро под этим самым камнем, наложив на него длительное заклятье. По другим преданиям с камнем можно разговаривать, можно приходить сюда и изливать перед ним свои беды, нужды и печали. Поэтому второе его название «Камень Печали», мол, следует излить перед ним свою тяжкую думу и тут же на сердце станет легче и спокойнее.
А еще старики рассказывают, что после дождей этот камень от солнечных лучей как бы сверкает и светится всеми цветами радуги – от красного до желтого, от голубого до фиолетового, и в это время, якобы, валун имеет волшебную силу, исполняя человеческие желания.
А еще валун обладает целебными свойствами: сверху на нем есть маленькая впадина-ямка, где собирается дождевая вода или роса, по местным поверьям эта влага имеет лечебные свойства и особую силу. Этой водой промывали глаза, избавляясь от болезней, также натирали язвы и разные болячки, ушибленные места на теле человека. Также камень мог снимать головные боли.
Считалось, что надо было на самой заре прийти к валуну, прочитать молитвы и выпить эту воду с поверхности камня, а потом обязательно залить в эту лобжинку принесенную с собой родниковую воду, чтобы она тоже набирала «силу». Тогда камень отдает свою силу тому человеку.
 
Надо отметить, что по местным преданиям, не каждому человеку будет полезен этот камень, кто-то почувствует около него улучшение своего состояния, а кому-то станет плохо или тревожно. Не всех приходящих к себе Хмелевой валун встречает «по-ласковому», кое-кто из посетителей даже подойти к нему не сможет. Было много случаев, когда путешественники пытались найти к нему дорогу, целый день искали его в глухом лесу, да всё так и не могли найти. Местные сразу говорят, что Камень к себе не пускает, видно что-то у человека на душе не чисто, не готов еще он увидеть этот волшебный валун. Только дети и чистые сердцем могут сразу найти этот камень.
В более позднее время поверья и обряды у камня приобрели «православную окраску», так, во время засухи и бездождия местные жители собирались большой толпой и, взяв иконы, шли к этому валуну. Там они соборно молились и просили у камня дождей, чтобы спасти урожай, часто по их просьбе проливался настоящий ливень.
Почитали этот мегалит даже после революции, когда власти старались искоренить все верования и предрассудки в простом народе. К этому валуну всегда была протоптана через лес приметная тропинка, и народ сюда часто ходил, особенно молодежь любила тут собираться. Люди чувствовали, что камень как бы дает им силы после длинного трудового дня.
Одна жительница деревни рассказывала такую историю, мол, жил в деревне один гармонист, и так девки любили игру и песни этого парня, что на специальных носилках несли его по очереди в это место. А это было версты две от деревни Хмелевой – что не так мало. Пока его несли четыре девки – он играл им на гармошке, у камня он тоже играл, порой до полуночи. А как начинало светлеть на небе, говорил девчонкам, что сил больше нет, мол, тащите меня обратно домой, уже спать хочу. Вот в таком почете были раньше деревенские гармонисты.