Мавзолей Турахана

Сергей Карпеев 3
Авторская статья,  написанная по башкирским легендам и преданиям
********** ********** *********** ********* *** ********** *****************
 

Одно из священных для мусульман мест на Южном Урале и в Башкирии – это памятник истории средневековья - мавзолей Турахана. Расположен он недалеко от поселка Чишмы в Чишминском районе РБ (недалеко от других святынь башкирского народа – кладбище Акзират и захоронение Хусейн-бека).   
 
До сих пор между археологами и историками ведется спор о времени строительства этого мавзолея. Обычно считается, что сооружение построили во времена Золотой орды – в 14-ом веке, но есть сведенья, что мавзолей построен гораздо раньше: в 12-ом или 13-ом веке, то есть либо в домонгольскую эпоху, либо в самом начале монгольского нашествия.
Древние племена башкир в 12-13 веках были в основном язычниками, они придерживались тенгрианства по имени бога небе – Тенгре, и не воспринимали идей монотеизма. В пантеоне древних тюркских племен было множество богов, полубогов и духов, часто даже моление обычным духам заслоняли веру в бога неба Тенгре. Но для язычества такая практика была обычным делом, ибо считалось, что человека больше услышит тот дух или бог, который близко от него, хотя и не такой высокий по рангу.
Но уже с 10-го и 11-го века (после принятия Поволжской Булгарией ислама) и в башкирском краю появились проповедники ислама – одним из них был легендарный Турахан.
 
Биография и жизнь Турахана окружена тайнами и загадками, народная молва считает, что он был прямым потомком Чингисхана (чингизид), и с детства имел особую религиозную одаренность. Потом уже в зрелом возрасте Турахан побывал в Бухаре, где принял ислам, и стал проповедником мусульманства. Несколько лет он кочевал вдоль Иртыша в Сибирском ханстве (около Тобольска), но уже не смог ужиться со своими родственниками по причине того, что основная масса их была язычниками.
С небольшим отрядом близких родственников и друзей он откочевал в башкирские земли, где занялся проповедью Корана.
Согласно другому мнению ученного  А.—З. Валиди:  Тура-хан происходил из рода  Махмудек-хана  (монгольская династия Шейбанидов).
По третьей версии,  Тура-хан был братом могущественного хана Басмана, власть которого распространялась на оба склона Южного Урала и часть Западной Сибири (в те времена башкиры кочевали и в Азии). Впоследствие легендарный Тура-хан был убит в междоусобной войне, что во времена средневековья было не редкостью.
Ученный П. И. Рычков писал, что до прихода русских и основания города Уфы на его месте  -  был приличных размеров город. Тура-хан жил там зимой. Это т. н. Чертово городище около санатория «Зелена роща» на берегу реки Караидель. А летом Тура-хан перебирался в район деревень Термы, где, собственно, и находится его мавзолей и могила.
После смерти Турахана он бы захоронен в этом месте, потом над его могилой был возведен мавзолей, и это захоронение всегда почиталось среди башкирского народа. Местные жители помнят многие легенды и предания, связанные с его именем. Многие паломники считают, что тут расположено своеобразное «место силы», где можно получить помощь или исцеление от болезней.
В советское время культ почитания могилы Турахана практически исчез, но в настоящее время сюда снова едут путешественники и паломники.
 
Основная часть историков считает, что мавзолей построен в 14-15 веках.
Мавзолей Тура-хана возведен из грубо обработанных каменных блоков известняка. Основу мавзолея  составляет обычный куб формой 6,6х6 метров. На высоте 1,8 метра каменные стены переходят в восьмигранную пирамиду и заканчиваются сферическим куполом (каменный свод). У мавзолея есть небольшой прямоугольный пристрой, служивший входом. Толщина стен — более 1 метра, а высота до купола примерно  до 7,5 м.
В настоящее время Мавзолей Турахана является памятником истории, сооружение сейчас огорожено решетками, а на  воротах висит замок.
Историки также считают, что в древности мавзолей выполнял функции «Дома суда», где судили преступников и выносили им приговор.
В прошлом веке в мавзолее проводились археологические раскопки, в центре сооружения было обнаружено захоронение человека в деревянном гробу, у боковой стены было обнаружено другое захоронение. В могилах были найдены остатки богатой одежды и украшений с орнаментами.