Предания о Сибирском тракте в Вятском краю

Сергей Карпеев 3
Авторская статья, написанная по местным преданиям и легендам
****** ******* ******* ******* *********** ********** ******** ******** *********
 
    
На многие тысячи верст протянулась самая длинная дорога в России, да и не только в России, считается, что это самый большой путь во всем мире. И на всем его протяжении за много веков накопилось огромное количество историй, легенд и преданий про несчастных ссыльных, про беглых солдат и крепостных, про страшных лесных разбойников и про спрятанные ими клады. Истории такие бытовали и около Вятки - в окрестностях уездного города Малмыж, тут в селе Гоньба была известная переправа через реку на Большом Сибирском тракте.
 
Вообще в Вятском краю разбойничий промысел был весьма популярен, это происходило по причине скудности местной земли и плохих урожаев, а также из-за того, что в этом глухом лесном уголке Поволжья часто скрывались беглые крепостные и каторжники из центральной и южной России. В стародавние времена на самой Вятке различали разбойников речных (или луговых) и разбойников лесных. С лесными -  все понятно, а вот луговые разбойники так назывались потому, что они нападали и грабили речные суда с низовой, то есть с луговой стороны Вятки. Так как именно в пойменной части береговой линии были густые заросли, протоки, старицы, ерики – там было удобно прятаться небольшим ватагам.
Но самое большое внимание всех «лихих людей» привлекала Сибирская торговая дорога, именно тут постоянно проходили торговые караваны, путешествовали богатые помещики и купцы, следовали почтовые тройки. Их чаще всего караулили либо на узких мостах, либо в глухих лощинах (оврагах), где лес и холмы подступали к тракту с обеих сторон, и не было возможности куда-либо свернуть, или убежать.
 
Одно такое разбойное место было вблизи Малмыжа – на Косинке – почти у окраин населенного пункта, где располагалось городское кладбище. Именно около кладбищенского оврага было старинное поселение – Адашевская слобода, которая пользовалась у малмыжцев дурной репутацией. Из покон веков тут собирались разные беглые и воровские люди, им запрещали селиться в самом Малмыже, вот они и промышляли на проезжем тракте. Потом долгое время прозвище «адашевцы» в этих краях было синонимом вора и бандита. В те времена место там было глухое и с обоих сторон поросшее густым ельником и соснами, дорога по оврагу вела на подъем, из-за чего караваны замедляли ход, а с двух сторон на них с жутким свистом  нападали разбойники.
 
За Малмыжем, в сторону Вятки (переправа была у села Гоньба), тоже было неспокойно. К реке сплошной стеной подступали леса, и при выходе Сибирского тракта к устью реки Шошма было весьма опасное место. Там, посреди густого чапыжника было провалище-яма, где по рассказам местных жителей таился разбойный люд. При приближении торгового обоза или одиночной повозки, разбойники выскакивали, как из-под земли, и набрасывались на несчастных людей. Местом обитания этих воровских людей был Черный лог (находился он между Савальской горой и Гоньбинским лесом). В те стародавние годы это был настоящий притон, тут было мрачно и жутко даже в летний солнечный день. Склоны лога поросли высокой тайгой, а по дну оврагов стелились огромные папоротники, внизу которых пробивался родник. Тут и было логово лесных разбойников, даже местные крестьяне боялись посещать Черный лог и этот лес, так как запросто можно было нарваться на «беглого». Уже потом, много лет спустя, тут сохранялись пещерки и осыпавшиеся землянки – разбойничьи логова, где прятался всякий бродячий люд. По местным преданиям тут был скол камня, где долгое время виднелась надпись: «Иванъ Хомякъ». А однажды местные охотники нашли в такой пещерке человеческий скелет и старый кинжал.
Местная молва приписывает этому месту многочисленные клады, якобы разбойники не могли все потратить, и часть обязательно закопали, и понятно, что в Черном логу. При этом известно, что местный археолог С.К. Кузнецов проводил тут раскопки, и обнаружил целый чугунок старинных монет, в основном медные. Но и эта находка подбивала некоторых людей проводить поиски в этом заброшенном месте.         
   
Еще одним «нечистым» местом народная молва считала овраги между Ирюцкой горою и селом Гоньба (где Сибирский тракт пересекал Вятку). На верху Ирюцкой горы – по левую руку от Сибирской дороги  было раньше селение, где также было много беглого люда. Тут также часты были случаи, когда нападали на купцов и почтовые тройки. Многие жители этой деревни были потом сосланы в Сибирь, а само селение переселили выше по Вятке – подальше от Сибирского тракта. На самой Ирюцкой горе была построена часовня одной купеческой вдовой – в память об убитом муже в этих местах.
По преданию – в лесной чаще под Ирюцкой горой в давние времена был похоронен разбойник (около местного источника), якобы «нечистое место», куда ходить никому не рекомендовалось, особенно ночью. Считается, что тот разбойник в виде призрака бродит среди ночного леса, а так как похоронен он без покаяния и исповеди – то душа его не может упокоиться, ибо много на ней злодеяний, убийства и воровства. По другим легендам этот покойник стережет заклятый клад, и в тот час, когда клад открывается, то зловещий призрак пугает любого искателя, кто пытается к нему добраться.
   
 Ближе к реке Вятка «промышляли» речные или луговые разбойники. Левый берег реки был пойменный и пологий, тут было необъятное пространство заливных лугов, ериков, затонов, стариц, разных проток, где легко было спрятаться с лодкой. На левой стороне, за Вяткой, располагались непроходимые чапыжники, лесные гривы, болота и пойменные чащи, тут тоже часто прятались беглые арестанты и крепостные крестьяне. А нападения на речные суда в этой стороне было с самых незапамятных времен, можно сказать, это был настоящий «вятский промысел». До 19-го века по Вятке массово ходили барки, полубарки, коломенки, каюки, шитики и расшивы – основная часть товаров в те века перемещалась именно по речным дорогам. А Малмыж многие века был пересечением торговых путей, ибо тут сходились водные пути по Вятке на Каму и Волгу, и Большой Сибирский тракт. По реке в разные стороны перевозили лес, зерно, шерсть, мочало, щепной товар, шкуры, смолу, пеньку, лубье. И, конечно, лихие люди в разных местах нападали на речные суда. По Вятке в этих краях известны были разбойные места под Черемисским Малмыжем (ныне Мари-Малмыж) и  рядом с селом Гоньба.
Как указывали архивы: «Въ 1786 году исправникъ Россихинъ доносилъ губернатору, что воровская партія, вооруженная ружьями, пистолетами, саблями и ножами производила разбои на Вятк;, разъ;зжая на двухъ косныхъ лодкахъ, по 20 челов;къ въ каждой, и скрывалась въ заливахъ около села Гоньбы; разбои происходили также и въ посл;дующіе годы, начинаясь обыкновенно со вскрытіемъ р;къ и оканчиваясь осенью». (источник информации: «Стол;тіе Вятской губернии»).
 
Чуть выше по Вятке от села Гоньба на правом берегу расположена Чикина гора, по народным преданиям тут действовал атаман Чика со своей шайкой, а этот высокий утес служил как бы наблюдательным пунктом для того, чтобы следить за судами на Вятке. Эти края также хранят много историй про скрытые клады и сокровища, так, напротив пристани «Горки» - на левом берегу реки – был найден клад старинных монет, поскольку примерно тут был разбойничий стан, то народная молва приписывает клад именно разбойникам.
Другой клад (по преданию сороковик серебром) спрятан около Армянской пристани (это устье реки Шабанки), и про это даже имеется некая «кладовая запись». Эта запись якобы указывало на приметы, где схоронено сокровище, ориентируясь на него один местный крестьянин перекопал все береговые склоны в том месте, но так ничего не обнаружил. Вполне может быть, что для поиска клада нужна своя ворожба.
 
Немного ниже по Вятке от Черемисского Малмыжа (ныне: Мари-Малмыж) на правом берегу существует древнее городище «Атамановы Кости» (про это место есть статья на нашем сайте). На этом городище долгое время располагалась разбойничья ватага, они часто брали в полон богатого купца или судовладельца, а потом закрывали его в подземной клети, где не было окон. Несчастного узника морили голодом и заставляли за свободу выплатить большой выкуп, мол, даже писались письма богатым родственникам. Как-то раз в этой ватаге умер (или погиб) атаман, и его похоронили около самого городища в полном боевом снаряжении, в дорогой одежде, и с его долей сокровищ, что было награблено за многие годы. Оттого это место и стало называться в народе - «Атамановы Кости». Чуть позже разбойники выбрали себе нового атамана, но «ладно будто, да все не по-прежнему... удачи стало мало». Разбойники решили покинуть насиженное место – и подались выше по Вятке. Часть ватаги осталась в Черемисском Малмыже – там до сих пор есть фамилия Атамановы (потомки тех разбойников). В память об этих событиях в деревне даже бытовали две песни: одна про выбор атамана, вторая - про выбор нового места и дележе сокровищ.
Вот отрывок из историй про разбойников на Вятке:
Преданіями объ «Атамановыхъ Костяхъ»  - он; были записаны С.К. Кузнецовымъ въ 1877 году.  О д;ятельности разбойниковъ даетъ н;которое представленіе одно изъ семейныхъ преданій (Брюхачевыхъ), слышанныхъ нами въ Малмыж;. Разбойники напали на плывшее по р;к; судно и скомандовали «Сарынь на кичку!» Этотъ крикъ означалъ приказаніе вс;мъ ложиться на дно или палубу лицомъ внизъ. Одинъ изъ купцовъ вм;сто этого спрыгнулъ въ воду и сталъ держаться руками за бортъ судна. Разбойники зам;тили его хитрость, и немедленно отрубили выставлявшіяся изъ воды руки. Безсильное т;ло поплыло внизъ по волнамъ... Конецъ р;чному разбойничеству положило лишь пароходство, которое обезвредило сначала волжскихъ, а зат;мъ и прочихъ разбойниковъ.
Из реальных архивных данных, например, известен такой случай:
В августе 1787 года в окрестностях города Малмыжа шайка в 17 человек приняла бой с воинской командой, при которой находились и местные жители. Четверо солдат было ранено, крестьянин из местных убит. А у разбойников подстрелили одного-единственного.
(источник: ЦГАКО, ф. 583, оп. 600, д. 98, л. 51–53об., 67. Худяков М.Г. Предания о разбойниках в г. Малмыже // Труды Вятской ученой архивной комиссии. 1916. Вып. 1–2. Отд. 3. С. 61–64).