О времени и о себе

Александр Бочаров 2
О ВРЕМЕНИ И О СЕБЕ
(Из книги "О людях и для людей")

Глава18.Песни волшебство.               

Начиная свою журналистскую жизнь с должности корреспондента заводской газеты,я с самых первых дней работы в многотиражке,решил сделать её не сугубо заводской,а как бы превратить её поселковую газету? То есть,делать так,чтобы её было интересно читать не только одним заводчанам,не только чтобы она писала  о выполнении производственных планов,передовиках производства и о достижении заводского производственно-технического прогресса.Мне хотелось,чтобы она отражала все стороны жизни посёлка,всех живущих в нём людей, чтобы она стала своеобразной летописью его жизни и истории.Благо,что к этому были предпосылки: она распространялась через местное почтовое отделение,то есть,раскладывалась по почтовым ящикам,разносилась по домам и квартирам,то есть,распространялась по подписке и была доступна всем проживающим на Косой Горе.Цена подписки была чисто символической – всего один рубль на год!
Газета имела в «Сбербанке» свой расчётный счёт и в начале года администрация завода перечисляла на счёт «Дзержинца» 90 процентов денежных средств,согласно утверждаемой ею сметы,и 10 процентов добавляла заводская профсоюзная организация,хотя она редко это перечисляла.А если и баловала рабкоровский актив своим вниманием и материальным поощрением,то больше какими-либо экскурсионными поездками.За время моей работы в газете «Дзержинц» число её подписчиков выросло до полутора тысяч.И от желающих подписаться было очень трудно отбиться,дверь нашей редакции в обычные дни,но особенно в дни подписки,не закрывалась,и тогда слышался,один и тот же,вопрос: «Ну,хоть на один номерок прибавьте,что вам стоит, трудно,что ли допечатать?!». Не все в посёлке даже понимали,что мы в редакции не печатаем газету,а в тульской типографии издательства ЦК КПСС «Лев Толстой»,куда и перечисляли деньги после каждого номера из своей сметы.В смете было заложено всё: и работа издательства, и покупка на год газетную бумагу,и доставка её в издательство,и наша зарплата,и поощрение лучших и самых активных рабкоров газеты ко Дню Печати 5 МАЯ.Вот,потому-то,всем было выгодно,как на заводе,так и нам в редакции,чтобы у газеты был свой расчётный счёт – так повелось ещё с довоенных времён,наверное,ещё с тридцатых годов.Администрация рассуждала так:«В начале года деньги перечислены? Перечислены!Вот и работайте,всё рассчитывайте сами, укладывайтесь в смету!».Было выгодно это и нам,работникам газеты.Имея хоть и небольшую финансовую самостоятельность в течение года,мы находили возможность в День Печати поощрять не только наших лучших рабкоров,но и местных почтальонов, ведь они только лишь из одного поселкового патриотизма и любви к газете разносили её по квартирам.Была у нас такая вот взаимная симпатия.Также по давно сложившейся традиции и привычке централизованно доставлялась газета из типографии в поселковое почтовое отделение,потом уже почтальонами по квартирам.
Так вот,возвращаясь к теме сегодняшнего повествования,хочу сказать,что однажды к нам в заводоуправление,где на втором этаже тогда располагалась редакция, заглянул Александр Харчиков.Были у него здесь какие-то дела.И я у директорских дверей ненароком столкнулся с ним. Нашего бывшего работника доменного цеха, даже в прошлом и комсорга завода,активного в своё время рабкора газеты я уже к этому времени хорошо знал.Да,и кто тогда не знал вышедшего из числа рабкоров «Дзержинца» тульского писателя Александра Харчикова,написавшим книгу о косогорских металлургах, под названием «Лицом к огню»?
– Привет,какими судьбами?!
– Привет.Да,вот нужно с Мартыновым,кое о чём,переговорить.Дела-дела…
– А интервью газете не дашь,как живёшь, и что пишешь?Заскочишь в редакцию?
– Времени,поверь,нет,спешу.В другой раз.А ты лучше о Васе Попове напиши,ведь он опять живёт на Косой Горе!
Вот,с этого мимолётного разговора,на бегу и началось,потом, моё знакомство с композитором и поэтом Василием Поповым.Конечно,о Василии Попове я слышал и раньше,в одном же посёлке живём,но лично не был знаком,так,как он лет на семь моложе меня и ближе по возрасту не мне,а моему младшему брату Виктору.Но тут-то, после слов Харчикова,разгорелось и у меня желание с ним поговорить.И потому я напросился к нему в гости,прямо домой,побеседовать. И та наша первая беседа вскоре была опубликована в «Дзержинце». И вот,с этой-то встречи,и началась наша такая своеобразная дружба,затем она окрепла,и Василий стал участвовать в жизни газеты,а не только лишь давать интервью и рассказывать о своей творческой жизни. Он часто звонил в газету,делился своими мыслями и планами,принимал участие в наших редакционных праздниках.А затем,мы даже стали совместно организовывать  концертные праздничные программы для косогорцев на заводском стадионе.И в течение нескольких лет,в дни празднования Дня металлурга,заводчан приветствовали Владимир Цветаев,Валентина Толкунова,Лев Лещенко и другие известные артисты. Но, вначале,эту инициативу пробить было на заводе очень непросто.Никто из заводских  больших начальников вначале и не воспринимал её всерьёз.И потому мне запомнилось,как после первого такого праздника,бывший в то время председателем профкома Юрий Павлович Казимир на директорской оперативке сказал так:«А ведь Цветаев,и впрямь,неплохой певец!». Как говорится,нет пророков в своём Отечестве!
Так,к чему же я веду этот разговор? Да,к тому,что однажды разговорившись с Василием Поповым,в одной из бесед у него дома,мы затронули и такую больную тему: спящей и недостаточно активной культурной жизни в посёлке.И даже прозвучала и такая мысль,что ВОТ такие талантливые музыканты и композиторы,как Владимир Иванович Сергеев и Сергей Дмитриевич Соловьёв,не проявляют сегодня должной творческой активности,репертуар используют старый,концерты у них состоят из одних и тех же песен,и они не вносят ничего нового в культурную жизнь посёлка.
И тут мы заспорили. «Хочешь,– сказал я тогда, – чуть-чуть их расшевелю?». «Ну, как ты их расшевелишь? Да и возраст-то у них почтенный?». «Увидишь!» – ответил я ему тогда.
И вот,к 50-летию Великой Победы,то есть к празднику 9 Мая,я пишу для детского образцового хора «Солнышко»,который является,как известно,детищем Владимира Ивановича Сергеева,сразу две песни:«Россия» и «Сорок первый,сорок пятый». Приношу ему в Дом культуры,где была по его инициативе специально оборудованная для репетиций  комната,приношу слова новых песен.И он уже дня через два или три звонит мне в редакцию и говорит:«Приходи, послушай!». И это была «Россия», исполненная чистыми,звонкими детскими голосами. Не проходит и недели,как вновь звонок:«Приходи,послушай!». И звучит песня «Сорок первый,сорок пятый»,которая  вскоре прозвучала в большом праздничном концерте,что был дан в Туле на Московском вокзале во время встречи ветеранского «Эшелона Победы»,шедшего маршрутом по всем городам-героям Советского Союза – от крепости Брест до Москвы. В том числе,эшелон имел остановку и в нашем городе-герое,в Туле. С этой нашей песни и начался тот большой праздничный концерт,посвящённый солдатам Великой Отечественной войны и всем жителям Тулы.
Параллельно,я стал писать песни и для другого косогорского композитора Сергея Дмитриевича Соловьёва.Первой песня появилась к юбилею школы,и получила  название «У школьного порога». Помню,как это всё начиналось,как я пришёл в бывшую мою школу,ныне № 65,где я,в своё время, учился и где, Сергей Дмитриевич,в то время, вёл уроки музыки.Я вызвал его с урока в коридор и передал написанные мною,на листочке бумаги,слова новой песни. А потом, она зазвучала на юбилейном  празднике школы.
Следующая была у нас с ним песня,написанная уже по просьбе самого Сергея Дмитриевича Соловьёва. И была она посвящена женскому дню 8 Марта.Теперь-то мы уже встречались с ним не в школе,а у него дома.Интересной личностью был Сергей Дмитриевич. Очень большое влияние,он лично,своим талантом музыканта и организатора,оказал на развитие самодеятельного творчества у нас на Косой Горе. Многое хранила его память.И я рад,что всё то,что мне довелось от него услышать, было опубликовано в газете ещё при его жизни.Кроме того,я видел в его руках чёрные диски грампластинок,записанные ещё на фабрике грамзаписи «Мелодия». И это тоже незабываемо.Мне даже удалось их послушать.Это были его замечательные песни, написанные им в дни его учёбы в Ленинграде.Одна из песен об этом городе на Неве звучала на фестивале молодёжи и студентов в Москве в 1957 году.И я помню ещё, как она часто в те дни звучала по Всесоюзному радио.В зале его квартиры стояло пианино,а манера работы над песней была у него такая,в отличие от Владимира Ивановича Сергеева. Он не просто писал музыку с рукописного текста,а просил автора вслух прочитать его.А когда музыка была готова,то он тоже звонил мне и проигрывал дома на пианино.Владимир Иванович Сергеев тоже всегда спешил поделиться радостью рождения новой песни.И только проигрывал мелодию не на пианино,а на баяне,и редко приглашал домой,а чаще приглашал в зал для репетиций хора,где детский хор и исполнял для меня уже разученную им новую песню.
Несколько хороших песен были написаны мною и в соавторстве с ещё одним местным композитором Валерием Кобицким. Все они неплохо прозвучали в организованном,по инициативе,Советом ветеранов Косогорского металлургического завода,большом концерте,который состоялся,и при моём непосредственном участии.Это был праздник песни местных композиторов,поэтов,певцов и музыкантов под названием:«Пою тебе, моя Россия!».Звучали наши соавторские песни и в личных наших творческих вечерах. Так,что я своё слово сдержал – старая добрая заводская самодеятельность возродилась и напомнила о себе,о том, что она ещё жива!
А.Бочаров.
2017.