13 января. Васильев вечер

Александр Суворый
Васильева коляда на 13 января:

«Рождество кончается, Старый год прощается!
Щедрец-игрец, вовсю угощается!
Угостите нас? Не дадим вам пропасть!».

Пятница, 13 Января 2023 года. Восход Солнца 08:51, Астрономический полдень: 12:44, Заход Солнца: 16:37, Длина дня: 07:46, Длина ночи: 16:14.

13 января (31 декабря по с.с.) отмечается Васильев вечер, или Васильева коляда, или завершение Рождества, Рождественских Святок, или Щедрец, Щедрый вечер, Богатый стол, Мелания Щедруза, а в Васильеву ночь с 13 на 14 января – Старый Новый год. Главное в этот день, вечер и ночь – чем веселее и щедрее проведёшь это время, тем счастливее и благополучнее будет новый год. Щедрость этого события в разнообразии кушаний праздничного застолья, в разнообразии игр, общения, гадания, в разнообразии песен-колядок и в разнообразии новогодних рождественских гостинцев и подарков. Этот праздник отмечался по принципу: «Эй, хозяйка! Всё, что есть в печи, всё на стол мечи (неси)!».

13 января (31 декабря по с.с.) происходит «отдание Рождества» - завершение празднства Рождества Христова, которое началось 2 января (5 дней предпразднства), свершилось 7 января и продолжалось ещё 6 дней попразднства (по 13 января включительно).

Астрономически Рождество в Северном полушарии – это нахождение солнца на небосклоне в зените в то время, когда оно как бы замирает низко над горизонтом, а затем медленно, но каждый день начинает восходить, возрождаться, подниматься к летнему зениту. При этом продолжительность ночи начинает уменьшаться, а световой день – увеличиваться. Поэтому природное значение Рождества – получение всеми субъектами и объектами живой природы больше солнечного света и тепла (солнечного излучения) – энергии жизни на Земле.

Рождество по народному языческому, или традиционному календарю – это время, когда страдания, угроза голода, страх, печаль и тревога непредсказуемой зимней холодной поры сменяется благостью, относительной сытостью, бесстрашием, радостью и спокойствием прогнозируемой морозной поры. Ночной разгул нечистой силы окончательно преодолевается, новая жизнь – начинается.

Религиозное значение Рождества в сохранении и памяти традиций жизнедеятельности, мифологии, веры, суеверий и истории человечества в форме житий – жизнеописания святых, праведников, мучеников и пророков, а самое главное – наивысших нравственных авторитетов, духовных лидеров, героев-демиургов, мессий, среди которых особое место отводится сыну человеческому, возведённому в статус Сына Божьего – Бога, явившегося во плоти человеческой и взявшего на себя грех человека, грехи человечества; своей жертвенной смертью сделавший возможным спасение всех от смерти.

В христианской религии, в Новом Завете предсказанный и избранный пророками человек, Иисус, именуется Христом, или Мессией (;;;;;;;, ;;;;;;;), Сыном (;;;;), Сыном Божиим (;;;; ;;;;), Сыном Человеческим (;;;; ;;;;;;;;), Агнцем (;;;;;, ;;;;;;), Господом (;;;;;;), Отроком Божиим (;;;; ;;;;), Сыном Давидовым (;;;; ;;;;;), Спасителем (;;;;;). При этом ортодоксальный иудаизм не признаёт Иисуса ни пророком, ни Мессией. Ислам также считает Иисуса только одним из посланников Бога Аллаха, принёсшим Инджиль (Евангелие), чудотворцем и Мессией (Масих, араб), но не считает его сыном Бога; соглашается, что Иисус живым вознёсся на небо, но отвергает христианское учение о распятии и воскресении Иисуса Христа.

На самом деле образ умирающего и воскресающего бога Иисуса Христа является глубоко языческим, очень древним, первобытным и связан с Солнцем и Луной, небесными светилами, изначально определявшими и определяющими жизнедеятельность первобытных людей современного человечества (человечеств) во все времена и веси. Предшественниками Бога Иисуса Христа были:
- Митра, персидский бог Солнца;
- Адонис, бог плодородия в древне-финикийской мифологии (соответствует вавилонскому Таммузу);
- Аттис, фригийский бог (тоже соответствует вавилонского Таммузу, Адонису);
- Вакх (Дионис), бог виноградарства и виноделия в греческой мифологии;
- Осирис, египетский бог Солнца;
- Кришна (Христна), сын Высочайшего бога Вишну;
- Коляда, славянский Бог Солнца, сын Даждьбога и Златогорки (Златой матери).

Все они рождались от непорочного зачатия 25 декабря, в день зимнего солнцестояния (Аттис – 24 марта, день весеннего равноденствия). Все они родились в подземных пещерах и в одинаковой череде событий. Все они погибли насильственной жертвенной смертью и все воскресали на третий день. Все они были Учителями, Мессиями и имели по 12 учеников, следовавшими за ними и затем учившими людей их Славе, Вере и Учению. Все они были нравственными лидерами, образцами и примерами праведной высоконравственной жизни. Все они были Спасителями и чудотворцами для всех без исключения людей. Все они проповедовали мудрые истины трёх миров Вселенной – Яви (явного, земного мира, мира людей, того, что есть, настоящего), Нави (неявного мира памяти, традиций, обычаев, предрассудков, прошлого мира предков, духов, божеств) и Прави (реального должного мира истины и правды, правил и установлений, всевышних законов окружающей среды и мира, законов  Вселенной, Природы, высших сил). Наконец все они были живыми человеческими единосущными воплощениями Бога Отца и Святого Духа, триединой Святой Троицей.

В Рождество заканчивался строгий начальный 40-дневный Рождественский пост (15/28 ноября – 17/30 декабря), или «Малая Четыредесятница», во время которого с праздника Введение во храм Богородицы осуществлялось «пение праздничной рядовой катавасии» «Христос рождается…» и «пение стихир предпразднства вместо Богородичных».

Прошли две особые субботы и недели перед праздником, две недели пред Рождеством Христовым: «неделя святых праотец и неделя святых отец». Эти недели имеют особые богослужения и посвящены прославлению ветхозаветных праведников, которые жили ожиданием Мессии, пророчествовали о Его приходе и (некоторые из них) были Его предками по плоти. Кроме этого, была суббота пред Рождеством Христовым, которая имеет особые добавочные чтения на литургии в церквах.

Прошло Предпразднство Рождества Христова - самое продолжительное предпразднство среди двунадесятых праздников — 5 дней: 20–24 декабря (по новому стилю – 2–6 января), во время которого осуществлялось пение на повечерии канонов, составленных неизвестным автором примерно в X веке по образцу утренних канонов Страстной седмицы.

Прошёл в последний день предпразднства Рождества Христова «Сочельник», традиционно связанный с обычаем есть сочиво или кутью – кашу из цельных зёрен пшеницы, ячменя или риса с добавлением мёда и с сухофруктами, изюмом, орехами. При этом считается, что по традиции в Сочельник нельзя есть «до первой звезды».

Отслужили в церквях и храмах службы: «Всенощное бдение» - великое повечерие с литией, утрени и 1-го часа; «Божественную Литургию» - святителя Иоанна Златоуста или святителя Василия Великого. Отпраздновали шестидневное Попразднство Рождества Христова – службы «Собора Пресвятой Богородицы» (26 декабря/8 января), «Субботы по Рождестве Христовом», «Недели по Рождестве Христовом – святых Богоотец» - царя и пророка Давид, святого Иосиф Обручника и апостола Иакова брата Господнего, а также святых родителей Богородицы – праведных Иоакима и Анны.

Всё это происходило посредством церковных служб, а в реальной народной жизни праздник Рождества праздновался традиционно, с языческим обычаями, обрядами и ритуалами. Сегодня 13 января (31 декабря по с.с.) день памяти святителя Василия Великого (Кесарийского) – известного учёного богослова, который жил в Кесарии Каппадокийской в IV веке.

Родился святитель Василий Великий он в благочестивой христианской семье. Отец его служил адвокатом и преподавал риторику - искусство речи, художественной речи, ораторского искусства, красноречие и словесного выражения мировоззрения.

Василий учился всему у бабушки, которая была общепризнанной высокообразованной и просвещённой христианкой. После смерти отца Василий перебрался в Константинополь, где продолжил обучение, а оттуда – в Афины. Науки давались ему легко: Василий в совершенстве знал математику, физику, астрономию, философию, медицину, владел искусством риторики. Закончив обучение, он вернулся в Кесарию.

Сначала Василий по примеру отца преподавал риторику. Потом был посвящён в сан диакона, а позже стал пресвитером – старейшиной, главой общины, церковным старостой, «старцем, священником, иереем», «совершителем священнодействий: причащения, крещения и благословения, но без права поставить другого священника».

В тяжелые времена гонений на христиан святитель Василий защищал православную веру, не боясь преследований  язычников, открыто выступал с проповедями. Святитель Василий Великий прожил недолго, но оставил после себя богатое наследие богословских трудов, псалмов, аскетических трактатов, речей в защиту учения о Святой Троице, книг о Крещении и многое другое. Многие их этих трудов были известны на Руси, поэтому святитель Василий Великий, наряду со святителем Николаем Чудотворцем, «пользовался непререкаемым авторитетом» и всеобщим почитанием (глубоким уважением).

Этот день и вечер 13 января (31 декабря по с.с.) издревле на Руси был одним из самых хлебосольных, щедрых на угощение, праздничную еду, гуляния и празднование, потому что общепринято считалось – как этот день пройдёт, как Васильев вечер встретишь и как проводишь Старый Новый год (Николая Чудотворца – деда Мороза), таким будет и весь новый год, новая жизнь. В этот день и вечер о святых мучениках помнили, но старались не вспоминать…

В Васильев день наши предки старались щедро «задабривать» будущий посев и урожай. В этот крайний день Рождественских Святок славили возрождённое солнце, начало нового земледельческого года и надеялись на новогоднее волшебство, когда все пожелания и просьбы святителям Николаю Угоднику (деду Морозу) и Василию (Власию) Великому (кстати, замаскированному образу языческого бога Велеса, Волоса – «скотьего бога, имеющего змеевидный вид и являющегося антагонистом языческого бога-громовержца Перуна»; ничего или никого не напоминает? – автор).

Опять же кстати, имя Василий образовано от титула Базилевс (Басилевс, Василевс, от rex — царь), титула властителя в Древней Греции; в Микенскую эпоху понятие «Басилевс» относится к главе, вождю; в Византии — это был титул императоров; на Востоке Базилевс — это существо с туловищем льва и головой орла, олицетворяющее мудрость и просвещение; в Восточной Европе и на Руси это слово произносят как «Василевс» и имя Василий (царь, царственный). В просторечии это имя Василей. Производные от имени Василий: Васильюшка, Василька, Василёк, Василько, Вася, Васёна, Васюня, Васюра, Сюра, Васюта, Сюта, Васюха, Васюша, Васяй, Васяня, Васята, Васяха, Васяша.

Традиционным обрядовым и ритуальным титульным кушаньем Васильева дня была кутья (укр. кутя, белор. куцця, куця, болг. кутя, церк.-слав. кутья, куция, коуция), также коливо, канун, сочиво — каша из цельных зёрен пшеницы, ячменя, реже пшена или риса с добавлением мёда (сыты, соты) или сахара, иногда с сухофруктами (изюмом), орехами, маком.

Кутья (кутя) – древнейшее многозначное слово-понятие, обозначающее человека, место человека, личность, его жизненную силу, сущность, существование. Например, в башкирском языке слово кут (кот) – это дух, душа; счастье, удача, уют, благополучие, радость, талисман, оберег. Более того, кут – это «душа-«двойник» человека по представлениям тюркских народов, «жизненный эмбрион», даруемый свыше Богом, сгусток энергии, некое семя жизни, счастье, благодать, харизма (слава, имидж) человека». Для древних тюркоязычных народов «обладание верховной властью определялось наличием у кагана дара Тенгри — кут: «По милости Неба и потому, что у меня самого было счастье (кут), я сел (на царство) каганом» (Источник: один из памятников древнетюркской рунической письменности. Интернет).

У киргизов, казахов и башкир КУТ (;ОТ) приносит «счастье тому, кто сможет его взять». Сделать это удается только хорошему и честному человеку. Якуты делят КУТ (;ОТ) на три составляющие:
- Ийэ-кут – это материнская душа, то, что передается от родителей, традиции, культура и т.д.
- Буор-кут – это земленная душа, наше физическое тело.
- Салкын-кут – это воздушная душа, интеллект, разум.
(Источник. Сеть ВК, Башкоторстан. Марат Даутов).

Издревле существует праиндоевропейский (праславянский) корень *kant- («угол»): рус. кут, греч. kanthos, лат. cantus, гэльск. kantem, готск. cant, польск. kant; k;t, лит. Kampas, который входит во множество разных слов с разными значениями, но согласно закону возникновения первых самых кратких слов из односложных знаковых фонем, таковыми в русском языке являются: кут, акут (не кут), якут (я кут, полубог), ткут (трут), кутор (водная землеройка), кутья (обрядовое сладкое кушанье, поминальная каша с изюмом и мёдом), закут (хлев для мелкого скота), кутёж (разгульное праздничное застолье с выпивкой и весельем), куток (отгороженный угол в помещении), кутёнок (щенок собаки).

В русском языке «кут» – это угол, четыре угла избы – это четыре части, четыре покоя избы: передний кут, гостиный кут, спальный кут и стряпной кут, куть, кутник. Каждый в доме имеет право на свой кут – закуток, угол, место, счастье (часть общего). Вот почему «закутаться»  - это значит завернуться во что-либо, хорошо укрываться чем-либо, укрыться в своём уголке, спрятаться. Одновременно русское слово «кутить» - значит гулять, разгуливать, праздно шататься, волочиться, пьянствовать, а с добавлением буквы «р» - крутить, кружить, крутится, закручивать, бушевать, свирепствовать, бесится, неистовствовать как бесовская круговерть.

Ещё в более раннее время существовало пра- пра- слово-понятие «ку», от фонемы-выдоха «ху», означающее дух. «Ку» при этом было не выдохом, а возгласом «Ку!» (как в кинофильме Кин-дза-дза») и обозначало, например. У североамериканских индейцев понятие удачи, духа, отнятого у врага. Слово-понятие «ку!» возникло из ударного возгласа «Ху!» или «Хе!» (Хек!), в то момент, когда смелый юноша-охотник подскакивал к животному или зверю, или врагу, и либо поражал его копьём-дротиком, либо топором-томагавком, либо дубинкой-палицей, либо ритуальной специальной палочкой-жезлом. Это бесстрашное действие означало победу над страхом, мужество, героизм, отъём у жертвы части его личной духовной энергии «кут», то есть храбрости, уверенности, самообладания. Для североамериканских индейцев «ку» было ценнее убитого врага или добытого на охоте животного…

Самое простейшее первобытное кушанье из зёрен злаковых растений и воды – это каша. Для её приготовления брали зёрна, замачивали или промывали их в воде и ставили в глиняном горшке зёрна с водой на огонь. Размягчённое и разбухшее в воде зерно варилось, вываривалось, вода выпаривалась и получалась каша – жидкая, густоватая либо рассыпчатая пища, зерно или крупа вареная на воде или на молоке, блюдо из сваренной крупы или муки (манка).

Каша – одно из первичных основных блюд русской кухни (уступает только щам), главная еда крестьян, охотников, особенно на Севере Евразии. Каша повсеместно имеет обрядовое значение в свадебном и предсвадебном деле, ухаживании за роженицами и повитухами (повивальными бабками), при крестинах, при поминовении усопших предков, родных и близких, при праздновании особых праздников. Какша была наиболее питательной, простой и полезной пищей во все времена для воинов, охотников, старателей, походников. Каши - неотъемлемая часть детского питания.

Кашу стараются не варить маленькими порциями (кроме детских смесей), потому что так она быстро пригорает, за ней трудно уследить. Большие порции каши хорошо варятся, увариваются, томятся и её легко делить на порции каждому, одаривая каждого в своём закутке (углу) стола частью общей каши, одаривая каждого счастьем. Кашу удобно за столом брать своей ложкой из общей миски или чугунка, так как она густая и не капает на стол, как, например, жидкие щи. Вот почему каша была самой популярной, необходимой и желанной пищей всех народов, времён и весей. «Щи да каша – пища наша», «Каша – мать наша, а хлеб – кормилец», «Хороша кашка, да мала чашка» - говорили в древности, да и сейчас.

Специальная обрядовая каша или кутья издревле является славянским блюдом, которое готовят на похороны, поминки и Родительскую субботу. Южные славяне готовят кашу-кутью на День святой Варвары и день покровителя рода (болг. — светец, серб. — слава). Восточные и западные славяне готовят кашу-кутью в Рождественский сочельник, в канун Нового года и Крещенский вечер. Зерно, из которого варят кашу-кутью, тоже является кутом, потому что в нём (в семени) «закутана» жизнь, будущее растение, хлебный колос, дерево и плоды.

Вот почему 13 января (31 декабря по с.с.) крестьянские дети рассыпали по закуткам избы зёрна пшеницы, приговаривая: «Уроди, Боже, хороший урожай хлеба!». Затем хозяйка собирала это зерно с пола и прятала его в сокровенном месте до посева весной. Затем традиционно готовили особую обрядовую кашу – кутью. Эта новогодняя кутья должна была быть как можно более щедрой, богатой, вкусной, сладкой; её варили с добавлением молочных продуктов, обязательно щедро заправляли животным жиром («Кашу маслом не испортишь»), а также клали в кутью мак, изюм, молотые орехи, сахар.

Весь Васильев день готовились к Васильеву вечеру (новогодней ночи проводов Рождества и Старого Нового года), праздновали, гуляли, кутили, а ровно в полночь с 13-го на 14-е января самая старшая женщина (баба, бабушка) в доме (семье, роду) приносила из амбара или доставала из укромного места зерно или крупу, а самый старший из мужчин приносил из сокровенного места заранее заготовленную воду из колодца или родника.

Крупу замачивали в чистой воде и оставляли на время, пока затапливается печь. Никто посторонний в этот священный ритуал приготовления каши-кутьи не вмешивался, чтобы не отпугнуть удачу и счастье. Однако вся семьи участвовала в сопутствующих работах по обеспечению ритуала приготовления каши-кутьи: кололи дрова, носили воду, затапливали печь, накрывали на стол, разбирали ложки, ждали свою часть каши-кутьи, своё счастье…

Вся семья садилась за стол и смотрела, как старшая женщина (бабка, бабушка), промывая и размешивая крупу в воде, произносила ритуальные приговоры: «Сеяли, растили гречу всё лето; уродилась наша греча и крупна, и румяна, будет славная каша на радость всем». После этого все за столом вставали и с поклонами провожали старшую женщину (бабку, бабушку), сопровождаемую (охраняемую) старшим мужчиной (дедкой, дедушкой) к печи, куда она с поклоном и приговором (ей только одной ведомым) ставила горшок или чугунок с кашей в печь.

Сколько зерна или крупы, сколько воды и сколько времени варить кашу в печи определяла старшая женщина (бабка, бабушка) под контролем старшего мужчины (дедки, дедушки). Ошибиться тут было нельзя, потому что готовую кашу доставали из печи и внимательно рассматривали. Если каша вылезала за пределы горшка – быть беде; если горшок с кашей получался полным до краёв, значит, новый год будет наполненным, счастливым; если горшок с кашей лопнул – это к несчастью; если каша получилась румяная, разваренная и наваристая, значит, всё будет хорошо, счастливо, радостно и благополучно; если же каша получалась недоваренная, бледная, клейкая – это к горю и болезням. Вот почему кашу всегда «правили», делали её «правильной», то есть кутьёй – произведением личного поварского искусства и мастерства.

Кашу-кутью готовили из гречихи, пшеницы, реже из ячменя, пшена, риса. Зёрна предварительно перебирали, удаляя из них сор и камешки, толкли в ступке, но не дробили их, а только снимали с них шелуху. Все ингредиенты каши-кутьи имеют символическое (магическое, волшебное) значение. Зерно (семена) – символ воскрешения, новой жизни, достатка, плодовитости, здоровья и силы. Вода – символ текучести жизни, переменчивости, неожиданности, но в то же время не сжимаемости, сохранения самой себя, своей сути, а также возвратимости, возрождения и проистекания из первоисточника, то есть стихийной первичности бессмертности. Огонь – символ жара и кипения жизни, пламенной страсти, любви, борьбы, в которой зерно и вода превращаются в первичную пищу человеко-богов, пищу предков, духов, богов или богочеловека, в кашу-кутью.

Изначально древнейшую ритуальную кашу-кутью заправляли только мёдом или сытой (сотовым медом, разведённым мёдом) – самым древним охотничьим первобытным сладким деликатесом и целительным средством. Затем в древние времена земледельчества и скотоводства кашу-кутью начали заправлять мёдом, маслом (растительным или сливочным) и молоком (сливками). В Средневековье (V-XV вв.) кашу кутью стали «править», добавляя в неё: масло, мёд, мак, «маковое молочко» (запаренный и растёртый в ступке мак), изюм, измельчённые орехи.

Мёд издревле не только символизировал, но и обеспечивал здоровье, бодрость, радость, буквально – «сладкую жизнь». Масло – символ праздности, расслабленности, мягкости, но в то же время – света, огня, страстной плодовитой силы, сытости, красоты и здоровья. Молоко (сливки) – символ пищи богов, эликсира жизни, возрождения, бессмертия, доброты, заботы, сочувствия, изобилия, насыщенности. Мак - символ плодородия, богатства, праздности, воображения, мечтаний и забвения. Орехи – символ жизни, плодородия; любви, мужской силы и плодовитости, брака и деторождения, справедливости и твёрдого знания. Естественно, считалось, если кутья приготовлена с большим количеством и разнообразием редких ингредиентов, то богаче и разнообразнее будет будущий урожай, а жизнь лучше, краше, сытнее.

Вот современный рецепт каши-кутьи из риса с изюмом, миндалём, маком и мёдом:

1 стакан риса
100 г миндаля
100 г изюма (кишмиш)
50 г мака
100 г меда

Стакан промытого риса залить полутора стаканами кипятка, плотно накрыть кастрюлю крышкой и варить 3 минуты на сильном огне, 6 минут – на среднем огне, и опять 3 минуты – на слабом огне. После этого рис снять с огня, ещё 15 минут не открывать крышку, давая рису настояться на пару. Пока рис остывает, ошпарить ядра миндаля, очистить от шелухи и мелко порубить. Изюм (без косточек, кишмиш) залить кипятком на 5 минут и слить воду. Мак запарить в чашке (ступке) немногим количеством кипятка, прикрыв блюдцем. После того, как мак полностью остынет и разбухнет, перетереть мак в ступке до состояния кашицы. Затем снять крышку с горшка, чугунка или кастрюли с готовым рисом, проверить его готовность (мягкость, рассыпчатость, насыщенность влагой, сухость и т.д.), после чего перемешать рис с «маковым молочком», изюмом, дроблёными орехами и заправить жидким (подогретым на водяной бане) мёдом. Всё хорошенько перемешать и попробовать настоящую божественную кашу-кутью.

Каша-кутья была обязательным блюдом в ночь проводов Старого Нового года и рано утром на следующий день – Васильев день. Поистине это было щедрое на угощение время и на праздничном новогоднем столе обязательно должны были красоваться разнообразные блюда и кушанья. Днём домочадцы и гости должны были отведать, например, такие блюда и кушанья:

- блины разных видов;
- запечённая свиная голова и жареный поросёнок, фаршированный гречневой кашей с яйцами («Свинку да боровка – для Васильева вечерка»);
- жареный гусь, фаршированный сухофруктами и яблоками;
- студень;
- домашние колбасы из свинины с салом;
- сало варёное, копчёное, свежее с чесноком;
- мясные «нарезки» и салаты: с жареной свининой, свиным сердцем и свиным языком;
- домашние соленья и моченья;
- выпечка с начинками из мяса и субпродуктов;
- пирог со свининой;
- пирожки с печёнкой;
- шанежки с рубленой свининой;
- вареники «с сюрпризом», имеющим символическое значение:
-- вишня или изюм без косточек – к радостной удаче;
-- горох размоченный – к доброму миру в доме;
-- мёд – на здоровье;
-- грибы – к долгой и счастливой жизни;
-- красный перец — к неожиданной страстной любви;
-- курага – к радости;
-- сахар – к лёгкой благодатной жизнь (году);
-- чешуя рыбы или икра – к пополнению в семье;
-- кусочек ржаного сухаря – к богатому урожаю и сытой жизни (году);
-- кусок яблока – к заслуженной награде.
- рулеты с начинкой из мака, орехов:
- пироги с мёдом;
- медовые пряники;
- ягодный кисель – обязательное завершение русской новогодней трапезы в Васильев вечер;
- крепкие алкогольные напитки (самогон), наливки и настойки (рябиновка);
- компот из сухофруктов, травные и цветочные чаи, лимонные и мятные настойки.

В Васильев вечер обязательно пелись обрядовые и застольные песни, частушки, припевки, рассказывались весёлые и забавные истории, бывальщины и небывальщины, исполнялись колядки и игрались разные шуточные сценки и розыгрыши. Всё это называлось «щедривки», которыми щедро разнообразили праздничное застолье. Среди этих «щедривок» особое место занимают песни-колядки, которые в этот день и вечер повсеместно распевали колядовщики – «весёлые ватаги ряженых, которые обходили дома, славили Христа, величали хозяев, исполняли благопожелательные куплеты и приговоры, и получали от них щедрые подарки в Рождественские праздники». Вот некоторые из них…

Колядую, колядую
Я зайду в избу любую.
Попрошу хозяйку
Сладостей давай-ка.
И печенья, и конфет,
И с орехами шербет,
И халву, и шоколад,
Пастилу и мармелад,
Вкусное пирожное,
Сладкое мороженое!
Мы и сами будем есть
И друг друга угощать
А хозяйку, а хозяйку
Добрым словом поминать!

Господин, господа,
Господинова жена!
Двери отворите
И нас одарите!
Пирогом, калачом
Или сладеньким вином!

Сеем, веем, посеваем,
С Новым годом поздравляем!
Хоть и «старый» Новый Год -
Все равно добро несёт!
Мы желаем по старинке:
Плодовитости - скотинке,
Тёплой будки - собачонку,
Блюдца молока - котёнку,
Горсть пшеницы - петушку,
Девку красную – дружку.
Деток малых - папе с мамой,
Бабушке - внучаток малых!
Сеем, веем, посеваем,
С Новым годом поздравляем!
Открывайте сундучок,
Да давайте пятачок!

Новый год пришёл,
Старый удрал,
Себя показал!
Выходи, народ!
Выходи из ворот!
Солнышко встречать –
Мороз прогонять!

Мы споём для вас колядки,
Чтобы было всё в порядке.
Чтоб семейный огонёк
Ваш очаг всегда берёг.
Деткам – роста и ума,
Взрослым – счастья и добра,
Да здоровья старикам,
Да достатка в доме вам!

В этот вечер колядуем,
Открывайте дверь входную!
Весело, с душой встречайте
И скорее угощайте!
Колбасой и пирогами,
Салом, творогом, блинами!
Напоследок шоколадку
И грамм 100 так, для порядку!

Здравствуйте, хозяин с хозяйкой!
С Новым Старым годом вас!
Открывайте сундучки,
Доставайте пятачки.
Если нету пятака,
Подавайте пирога.
Не дадите пирога,
Мы корову за рога,
Поведём на торжок,
Продадим за пирожок.

В этот щедрый вечерок
Замечательный предлог –
На минутку забежать
И здоровья пожелать!
Пусть наполнится ваш дом
Счастьем, светом и добром!
Это всё здесь есть, похоже…
Ну, тогда вам приумножить!
А теперь нас угощайте
Да всего побольше дайте –
Пироги, конфеты, кашку,
Сыра, колбасы и… бражку!

Колядуем, колядуем,
От семьи к семье кочуем.
Мы расскажем вам стишки,
Вы нам дайте пирожки,
Ну, а лучше бы монет:
Сами купим мы конфет.
А еще орехов горстку
И вина возьмём напёрсток!

Коледа – моледа,
Белая ты борода,
Нос – плошкой,
Голова – лукошком,
Руки – сабельками,
Ноги – грабельками.
Приходи под Новый год,
Величать честной народ!

А дай Бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа,
Пшеницу добра!
Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна – пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьём, и бытьём,
И богатством!

Открывай, хозяин, двери,
Мы не пили и не ели,
Ждали в этот щедрый вечер
В добром доме тёплой встречи.
За весёлые колядки
Дай детишкам шоколадки,
Взрослым чарочку налей.
Счастья всей родне твоей!
А коль дашь деньжат чуток
Или сладкий пирожок,
Будет славным этот год,
Принесет тебе приплод!

Коляда, коляда,
Открывайте ворота,
Открывайте сундучки,
Подавайте пирожки.
Кто не даст пирожков,
Подавайте пятачков.

Старый добрый Новый год
Счастье пусть в ваш дом несёт!
Дайте ряженым конфетку,
Дайте звонкую монетку,
Не скупитесь на гроши,
Угостите от души!
И за щедрость вам воздастся,
Будет радость и богатство!

Пришла коляда, весёлая коляда,
С пышками, с лепешками,
Со свиными ножками.
Коляда, коляда,
Отворяй ворота, подавай пирога!
Подавай, не ломай, а по целому давай.

Коляда, коляда,
Приходи издалека,
Один раз в годок,
Полюбуемся часок.
С морозом трескучим,
Со стужей колючей,
Со снегами белыми,
С вьюгами-метелями.
Самокаты-сани
Покатили сами –
От села до села,
Коляда весела.

Ты, хозяин иль хозяйка,
На пороге нас встречай-ка,
В Старый Новый год колядки
Пропоём мы в ушки гладко.
Угощенья и деньжат
Дайте столько, сколь не жаль,
А не будете скупиться,
Так воздастся вам сторицей.

В преддверии Старого Нового года, вечером 13 января (31 декабря по с.с.) следующие колядки-щедровки исполняют девочки и девки-девушки.

Щедровочка щедровала,
Под оконцем ночевала,
Чи баран, чи овца,
Подавайте мне блинца,
Не кусайте, не ломайте,
А по целому давайте.
Щедрый вечер, добрый вечер!

Щедрик-Петрик,
Дай вареник!
Ложечку нам кашки,
А наверх колбаски.
Этого нам мало,
Дай кусочек сала.
Выноси скорей,
Не морозь детей!

В этот щедрый вечерочек,
Пощедрим с тобой чуточек!
Пожелаем счастья горы,
Света и добра просторы!
А за щедрость пожеланий
Дайте нам без колебаний
Сала и блинов в дорогу!
И конфет ещё немного!

По древней традиции уже утром 14 января (1 января по с.с.) в Васильев день, после проводов Старого Нового года, в День памяти святого Василия Великого, мальчики, парни и молодые мужики исполняли «посевалки» – мужские колядки. При этом они рассыпали в доме зерно с пожеланиями здоровья, богатства, изобилия и хорошего урожая в наступившем году. Зерно они рассыпали зерно так же, как сеяли его в поле. Затем зерном посыпались головы и плечи хозяев, бросали зерно в каждый угол, каут и закуток избы, особенно в Красный угол (где иконы и лампада). Зерно доставали не из лукошка, а из рукавиц: из одной рассеивали зерно, а в другую собирали гостинцы и подарки хозяев.

Сеем, сеем, посеваем,
С Новым Старым годом поздравляем.
Ты, хозяин-мужичок,
Доставай-ка пятачок
Нам на орешки,
Тебе на потешки.

Сеем, веем снежок
На шелковый положок.
Снежок устилается,
Метель разыграется!
Дай тебе, хозяин,
В Старый Новый год
На поле приплод,
На гумне примолот.
Ты нам будешь дарить –
Мы тя будем хвалить,
А не будешь нам дарить –
Мы тя будем бранить.

Сеем, веем, посеваем,
С Новым годом поздравляем!
Хоть и Старый Новый Год –
Всё равно добро несёт!
Мы желаем по старинке
Плодовитости – скотинке,
Тёплой будки – собачонке,
Блюдце молока – котёнку,
Горсть пшеницы – петушку,
Девку красную – дружку,
Деток малых – папе с мамой,
Бабушке – внучаток славных!
Сеем, веем, посеваем,
С Новым годом поздравляем!
Открывайте сундучок,
Доставайте пятачок!
Чтобы в работе всё горело
И в кармане шелестело!
Чтобы, как цветы, вы были
И сто лет ещё прожили!

Добрый вечер вам,
Ищё добрым людям!
Мы не сами идём,
мы козу ведём.
Где коза походит,
там и жито родит,
Где коза хвостом,
там и жито кустом.

А вот ещё одна крайняя потешка-щедровка на Старый Новый год…

Вот так встреча, в щедрый вечер!
Счастье упадёт на плечи,
С ним придет любовь, здоровье,
И шикарное застолье!

(Источник цитатных потешек, колядок и щедровок: сайт «Детские колядки», страница «Педсовет, 2019», Свидетельство о публикации №119011307492).

День Васильева вечера, день проводов Рождества и Старого Нового года был больше языческий православный, нежели христианско-православный, поэтому в этот день больше всего событий, мероприятий и колядований было языческих, игровых, разгульных.

Однако, по традиции, в день Васильева вечера православные христиане ходили в церковь семьями, брали с собой детей, стариков, молились Василию Великому, поминали предков и прародителей, просили у святых и праведников защиты от бед, от нечисти и злых людей. По устойчивому общему мнению святитель Василий Великий помогал «изгнать бесов из разума и тела, обрести душевный покой» и благостное понимание происходящего вокруг разгульного празднества. Кроме этого святитель Василий Великий считался покровителем всех учащихся.

Вернувшись из церкви, семья православных христиан выставляла в Красном углу хаты дидух. Дидух – это обрядовый сноп колосьев прошлого урожая, языческий идол, символ Велеса (Волоса), Старого Нового года, потому что старые сухие стебли-колосья похожи на седые бороды святителей Николая Угодника Чудотворца и Василия Великого, и сказочного Деда Мороза. Потом накрывали на стол, выставляла праздничные кушанья. Дидух (дух дида-деда Мороза, Старого Нового года) оберегал и защищал от сглаза, порчи, неустройства, непорядка в этот день Васильево вечера. После проводов Старого Нового года этот сноп-дидух полагалось сжечь во дворе или в общем праздничном костре при встрече солнышка. Таким образом, проводы Старого Нового года и Рождества заканчивались, начинался поистине новый год.

Васильев вечер завершался бесстрашными гуляниями, колядованием, хороводами, играми с ряжеными, колядками, пением частушек, обрядовых и народных песен «со значением», потому что парни и девчата в этот Васильев вечер красовались друг перед другом, «задирали» друг друга, играли в «танцы, мансы, зажимансы», кидались снежками, брали снежные «крепости» и «крепостили» друг друга. При этом «выкупом» из «крепости» были жаркие объятия и поцелуи в губы. Веселились от души и безудержно. Считалось, чем громче звучали песни, смех, шутки и прибаутки, тем счастливее и успешнее будет новый год: «Как вы Старый Новый год проводите, так вы новый год и проживёте». Поэтому гулять-гуляли, но с оглядкой…

День Васильева вечера – день окончания всех и всяких расчётов, «рядений», споров и конфликтов, день примирения. В этот день категорически запрещалось:
- считать мелочь, быть скупым, утаивать денежку, не быть щедрым, иначе весь год будет мучить жадность и скупость;
- давать в долг деньги – только дарить, иначе покинет надежда на богатство и денежное благополучие;
- садиться за праздничный стол или гулять в будничной, старой,  потрёпанной, неряшливой и грязной одежде и обуви, иначе прослывешь недотёпой-лопухом, потому что «По одёжке встречают по уму провожают».
- женщинам (девочкам, молодицам, девушкам, девкам и бабам) носить весь день и вечер одну и ту же одежду и обувь (следовало их менять), иначе старая нечисть пристанет, не очистишься;
- мужчинам (мальчикам, отрокам, юношам, парням, мужикам) ходить в одной и той же рубахе или без пояса (неподпоясанным), иначе можно распоясаться без удержу (разойтись с умом и разумом);
- махать беспечно руками на всё, не примечать, не замечать, не прислушиваться к приметам, звукам и погодным явлениям, иначе нечисть закружит, заворожит, «обведёт вокруг пальца»;
- изменять в чём либо, хоть бы в шутку или намёком, супругу или супруге, иначе в новом году супружеского счастья не будет, потому что «в каждой шутке только доля шутки», а неловкая шутка тут же подхватывается нечистью и превращается в наговор, слух, навет, клевету.

Приметы в Васильев вечер: если была оттепель, значит, лето будет тёплым; если на деревьях лежал иней, значит, летом будет много мёда и зерна; если домашние животные засыпали на полу, раскинув лапы, значит, оттепель будет длительной.

Васильев вечер не зря называли Щедрым или Щедрец. Колядовщики веселили народ щедровками, ряженые показывали как ослабевает власть Корочуна, как умирает Старый Новый год и нарождается Новый год-Солнышко, а народ отвечал колядовщикам и ряженым весёлым настроением Больших зимних святок или Больших Велесовых святок, которые продолжались 12 дней — с 26 декабря по 6 января по старому стилю. Этот день Святок завершал Щедрый (Васильев) вечер или Щедрец. Гууляя и общаясь, люди говорили друг другу: «Щедрый вечер! Добрый вечер!».

В отличие от колядования в начале Рождества, в этот день колядовщики начинали «коляду томить», то есть, настойчиво выпрашивать у хозяев гостинцы, жалуясь на то, что они «шли издалека», что «у козы ноги болят», а «медведь проголодался» и они за него «не ручаются». Хозявам полагалось шутливо отнекиваться, сопротивляться, отвечать тоже частушками, потешками, колядками, тоже выпрашивать у колядовщиков благих пожелание, гостинцев и подарков.

Если «договориться» не удавалось, то ряженые колядовщики приступали к пению колядок-щедровок, щедро сулили пожелания хозяевам, добавляя в них шуточные угрозы. После недолгой «пикировки» хозяева обязательно угощали колядовщиков гостинцами и подарками, потому что иное ощепринято считалось тяжким грехом, за который неминуемо будет расплата.
Если всё же хозяева отпускали ряженых и колядовщиков без подарков и гостинцев, то они честно, законно и справедливо «одаривали» неприветливых, скупых и жадных хозяев «проклятьицем», например, таким:

Уж ты дай им, Свароже, по спине и по роже.
Разрази их громом и молнией, Перун-батюшка!
Пустой им мешок, дырявый горшок!
Что б ни дна им, ни покрышки,
Пустой кубышки, тяжкой отдышки,
Чесотки в подмышки, вертухая на вышке,
Работать без передышки, ледышки вместо пышки,
Невестки-худышки, жениха-коротышке,
Не жизни, а житьишке,
Не деньги, а мелочишке!

Эти «проклятьица» ряженых-колядовщиков были неспроста, потому что Васильев вечер был подходящим для ворожбы, гадания, предсказания, планирования дел и свершений в новом году. Верили - всё «нагаданное» в этот день, вечер и ночь непременно сбудется. Вот почему ровно в полночь (с 13-го на 14- января) с фруктовых деревьев стряхивали снег или иней, чтобы яблоки и другие плоды уродились в новом году. При этом пушистый снег и иней на ветках деревьев предвещал хороший медосбор в новом году.

В Васильев вечер именины отмечают: Мелания, Михаил, Пётр. Эти люди считаются непростыми, особенными. Они не любят, когда к ним лезут в душу, проникают в их личное пространство, заглядывают к ним в их кут, закуток, угол. Они не любят распространяться о себе, привлекать к себе внимание. Друзей они выбирают с осторожностью, но никогда не подводят тех, кого считают своими друзьями. Они почитают традиции и предков, уважают родителей и стариков, заботятся о своих «половинках», любят своих детей, не изменяют никому и ничему. Эти люди, как правило, не скупы, но и не щедры до опустошения.

Можно было бы продолжить ведать о Васильевом вечере, о Щедром вечере или Щедреце, но пора и честь знать. В окончание этой новеллы стихотворение Анатолия Кузнецова-Маянского «Колядки» (© Copyright: Анатолий Кузнецов-Маянский, 2023. Свидетельство о публикации №123011001363) в редакции автора данной новеллы:

Вон, - пропахший кадильным дымом,
Для сторонних почти – Юрод,
На подходе из церкви – Старый,
Тем не менее – Новый год.
Пусть одет он не очень пышно:
Ну, фуфаечка, ну, пимы, штаны…
Да и рылом он не очень-то вышел...
Что ж, Святые всегда скромны.
Со Святого и взятки гладки,
Лишь откуда-то изнутри
Он отменно поёт Колядки –
Византийские тропари.
А пока уловляет он в сети
Древнерусские города, –
Что на Том! Вот на этом Свете
Продолжается Коляда!