Не верю!

Олег Стоеросов
"...Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного?
Или, лучше сказать, можете ли вы не любить театра больше всего на свете, кроме блага и истины? Не есть ли он исключительно самовластный властелин наших чувств, готовый во всякое время и при всяких обстоятельствах возбуждать и волновать их, как воздымает ураган песчаные метели в безбрежных степях Аравии? Что же такое, спрашиваю вас, этот театр?
О, это истинный храм искусства, при входе в который вы мгновенно отделяетесь от земли, освобождаетесь от житейских отношений! Вы здесь живете не своею жизнию, страдаете не своими скорбями, радуетесь не своим блаженством, трепещете не за свою опасность; здесь ваше холодное я исчезает в пламенном эфире любви.
Но возможно ли описать все очарования театра, всю его магическую силу над душою человеческою?
О, ступайте, ступайте в театр, живите и умрите в нем, если можете!"
(Виссарион Белинский)

...не паравда ли пылко и пафосно сказано?!
Но в нынешнем российском театре, зрителю нет никакой надобности умирать, ибо сам театр, этот "храм искусства", по выражению классика, уже давно умер.

В 1984 году, в одном из последних своих интервью, ВЕЛИКАЯ актриса Фаина Григорьевна Раневская, на вопрос о том, что происходит в современном театре, ответила так (не ручаюсь за абсолютную точность, но очень близко к тексту по смыслу): "Сегодня из театра постепенно уходят лицедейство, волшебство и трепет, подменяя их на суету, акробатику и манерность". Заметьте, это было сказано в эпоху активной деятельности таких великих режиссёров, как Любимов и Гончаров, Ефремов и Владимиров, Волчек и Товстоногов, Эфрос и Захаров, Плучек и Акимов, которые пришли на смену таким театральным грандам, как Станиславский и Немирович-Данченко, Охлопков и Мейерхольд, Таиров и Михоэлс.
 Ефремов был "мобилизован и призван " спасать детище Станиславского, наскоро "состругав из суррогатных подпорок" пиеску "Сталевары", в БДТ шла скучнейшая пьеса "Дачники" по Горькому, в театре на Таганке -"Деревянные кони" по Абрамову, и проч. Репертуар лучших театров того времени формировался из хорошо отцензурированных партийно-идеологических, зачастую никчемных, по гамбургскому счёту, пьес. Сегодня перекосы иного рода, шараханья и эксперименты в иных театрально-эстетических пределах. Динамика жизни и переменчивость современных реалий , диктуют иную эстетику, формы и стилистику театральных ипостасей.

Примерно в это же время (в 1984-1985 годах, см. ссылку на интервью с Фаиной Раневской), в одной из бесед с Константином Райкиным , который уже режиссировал в собственном театре, было заявлено следующее: "Я очень уважаю классические устои в театре, отдаю должное таланту старых мастеров, но простите меня за дерзость, весь их актёрский багаж - это уже вчерашний отживший день, они ведь статичны, они спят на сцене, а у меня любой из молодых актёров может в любую секунду взорваться и сотворить каскад из нескольких тройных сальто на сцене по ходу спектакля!!!"

Театр меняется, меняется стремительно и необратимо, непривычно и дерзко, в лихорадочных поисках новых форм самовыражения, порой эпатажных, шокирующих и проч.

Всё это (сказанное мною ранее) - есть лишь размышления об изменении театральных форм, но то, что происходит в театральной индустрии сегодня, это есть грубое вмешательство чиновников высшего ранга в театральный процесс и речь идёт не только чиновников ведомства департаментов культуры (???), а таких персоналий, как глава следственного комитета Росcии Бастрыкина, да и, собственно, всей идеолого-пропагандистской российской машины.
Сам Бастрыкин созвал собрание труппы театра им. Маяковского и выступил с краткой, но жёсткой речью о том, что в создавшихся условиях, страна и её народ ТРЕБУЮТ от коллектива театра чётких и идеологически выверенных постановок в духе патриотизма и прославления героев отечества и вся труппа сидела молча, уныло потупив очи, как обосранная.
В театре, которым руководил блистательный новатор Роман Виктюк, вообще устроили призывной пункт мобилизованных.
Ещё один российский режиссёр Сергей Безруков, уже в роли мэтра, заявил, что в нынешнее время негоже сеять со сцены смуту в умах и душах зрителей, а следует проявить патриотизм и верность родине (разумеется путинской родине).
Режиссёр театра им. Ермоловой Олег Меньшиков, подписал обязательство не допускать со сцены во время спектаклей никакой крамолы или сомнительных эзоповых перверсий, касательно текущего момента, а всецело способствовать единству и консолидации всех патриотических сил вокруг своего российского руководства.

В этом же документальном репортаже, было представлено интервью ещё с одним московским режиссёром (фамилию я не запомнил), который пытался разыгрывать театральные сценки в...подземных переходах Москвы, но доблестные силы росгвардии это безобразие пресекли и теперь, чтобы не подвергать риску актёров своей труппы, он сам читает различные монологи из спектаклей в вагонах метро, то и дело пересаживаясь с одной поездной ветки на другую...

И это только те конкретные примеры, которые основаны на фактах (я всё это лично видел и слышал сам).
Но я уверен, что вся эта кампания по закручиванию гаек носит глобальный и повсеместный характер.

И если ничего не случится, то столичные (в первую голову) театры окончательно потеряют не только своё лицо, но и вообще прекратят своё существование, как живые и развивающиеся детища театрального искусства и превратятся в унылые, убогие и безликие эрзацы под эгидой ФСБ, Росгвардии и Следственного комитета.