ВишнЕвская и Пашаев. Зигзаги Жизни. 68-а

Серж Фико
      {{{{{* Галина ВишнЕвская *}}}}}
   Советская оперная певица, актриса,
     театральный режиссёр, педагог,
народная артистка СССР. Кавалер ордена Ленина
и полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством»!
Рождена 25 октября 1926 г., Санкт-Петербург, СССР.
Рост 161 см. Умерла 11 декабря 2012 г. 86 лет, Россия.
   1-й партнёр: Марк Ильич Рубин 1944-1955 гг.
Супружество с РостропОвичем,- отдельными главами !!!!
Илья Рубин, сын от Марка Рубина умер в млденчестве..
      Дети от Мстислава Ростроповича:
Ростропович Ольга Мстиславовна, Елена Ростропович.
     Награды: Зал славы премии «Грэмми».
           \\хххххххххххххх//
         Александр Мелик-Пашаев
Советский дирижёр, композитор, пианист, педагог.
        Народный артист СССР.
  Рождён 23 октября 1905 г., Шаумяни;
почил 18 июня 1964, 58 лет, Москва, СССР.
  В браке с: Минна Соломоновна Шмелькина
 Дети: Александр Александрович Мелик-Пашаев
Вспоминаем выдающего дирижера Большого театра
Александра Шамильевича Мелик-Пашаева 1905-1964.
  Начиная от дома в Москве,
где он жил, заканчивая его самыми
  запоминающимися выступлениями
  на сцене Большого Театра !!
На Тверской, между Мамоновским
  и Благовещенским переулками..
 На месте правой половины здания
раньше была церковь Благовещения
    Пресвятой Богородицы,
  дАвшая имя соседнему переулку.
    На месте левой половины
   располагалась усадьба,
   выстроенная в 1773 году
архитектором Матвеем Казаковым;
   построен замечательный дом —
    массивный, восьмиэтажный,
состоящий как будто из двух половин.
 Но это в итоге, а в начале жизни
  Мелика,- его семья жила скромно
и все копейки тратились лишь на него !
 Музыка, сын и внук Мелик,- это всё !!

   Помимо «Фиделио» и «Аиды»,
   Галина Вишневская - Вишня
пела с Александром Шамильевичем*
    (она пела, он дирижировал)
 «Фальстафа»* и «Реквием»* Верди,
  «Пиковую даму», «Войну и мир»,
«Баттерфляй», «Онегина», участвовала
 в его симфонических концертах.

В 1952 году в СССР ещё при власти Сталина,
  когда  Вишня поступила в Большой театр,
Александру Шамильевичу было только 47 лет,
   среднего роста, холёный, импозантный,
(за ним и вокруг него бегала его бабшка !!);
      он любил быть хорошо одетым.
(бабушка его тщательно осматривала
по вызоду из дОма, перед концертом
   и, не-естественно,- после концерта..);
 всегда сдержан, невероятно деликатен
и вежлив до меркантильности со всеми !!

 По национальности армянин,
  он начинал свою карьеру
в Тбилисском оперном театре,
поступив туда в шестнадцать лет
 концертмейстером-пианистом
 без всякого  ещё звания,
но с видимым всем призванием !!
Конечно-же, он никогда-бы
 не получил такого роста
 и повышения, как армянин
   в Азербайджане…

Несмотря на столь юный возраст,
(напомню,- 16 лет парню всего !!)
он знал уже тридцать пять опер
(как и Вишневская в свои 5 лет
под грамм-пластинки  в набор весь
  тогдашних ‘опер в СССР !!)
и проходил партии с ведущими
      певцами театра,
а через два года в том же театре,-
    ну да,- в 18 лет !!!!,-
 встал за дирижерский пульт
с подобными дирижёрами старшими,
  но как с ними на равных !!!!!

   Александру Мелику - Пашаеву
было лишь 26 лет, когда он в 1931 году
с триумфом с Мега-Аншлагом дебютировал
  в Большом  Государственном Театре
оперой «Аида» и уже в первый месяц
  работы в нём,-  успешно дирижировал
      шестью мировыми операми
«Тоска»*, «Аида», «Кармен»*, «Фауст»*,
«Риголетто»*, «Мадам Баттерфляй»* !!

    А ещё через пять месяцев,- 
осуществил свою первую постановку
  в Большом Театре,-  «Отелло»*.

  Он никогда не был «начинающим»
    или «подающим надежды»
 молодым дирижером, но ДАРОВАНИЕМ !!

С первых-же дней работы в прославленном
придворном его величества императорском
           Большом  Театре**
с его знаменитым великолепным оркестром,
    Мелик-Пашаев уверенно встал
 в один ряд с выдающимися дирижерами:
Суком, Головановым, Пазовским, Самосудом,
которые теперь в Ай-ти-мире бряцающем
   своими именами ничего не знчат..,
  а вот тогда,- в 19 и 20 веках,-
это были звёзды МИРового класса !!!!

 И с тех пор,- в течение 33 лет 
    и до самой своей смерти
18 июня 1964 года — он работал
 только в Большом театре Энергией
все-отдающей, но не поглощающей !,
   изредка лишь дирижируя
  симфоническими концертами.
Он был именно оперным дирижером
  по своему призванию и гению
 неопровержимому и несомненному!!!!

 И Вишневской счастливая судьба
с первых её шагов на оперной сцене
послала ей этого Учителя и Друга
 в её судьбу ‘именно заслуженно
одинаковым музыкальным дарованием
  из самого одинакового их детства,-
он МУЗЫки принц, а она МУЗ-принцесса !!

Невероятно требовательный ко всем
без исключения, и прежде всего к себе,
Александр Шамильевич Мелик-Пашаев
  в искусстве хоть и рачительно,
но не шел ни на какие компромиссы..,-
наверное в единственный себе минус…
Дирижировал он в театре раз пять в месяц
и каждый спектакль был для него событием,-
   вровень Рождеству, Новому Году,
     пасхе и Дню Рождения !!

Все, участники этих спектаклей, знали,
    что никому не простит он
   музыкальной нечистоплотности,
а потому все солисты обязательно
с концертмейстерами уроки брали,
снова выверяли партии, хотя, бывало,
и пели их по пятнадцать-двадцать лет
до сновидений и вскАкиваний ночами !!

Никому из ближних его в Боьшом театре
     и в голову не приходило
в эти дни выступить где-то на стороне !!,-
    все берегли голоса и силы
длч его слуха Мега-исключительного !!

     За два дня до спектакля,-
 Александр Шамильевич Мелик-Пашаев
всегда назначал спевку, и все солисты
 пели  полным голосом обязательно
    без всяких жалений и поблажек !!,
  рассчитывая свои возможности,
 в трудных местах оперы получая
  ощущение поддержки дирижёра,
настраивая на данную партию голос !!

 После таких генеральных спевок,-
      Александр Шамильевич
уже великолепно знал, в какой форме
  находится каждый исполнитель
и в зависимости от этого расставлял
   музыкальные и сценические
  акценты в будущем спектакле.

Уже накануне  представления-спектакля
Он..,-  не появлялся в Большом Театре,
     не подходил к телефону,
а в день спектакля приходил в Главный
    теперь не императорский,
а в Большущий Театрище Государственный
раньше всех, подтянутый, торжественный,
с сознанием предстоящего священнодействия
в настоящего музыкального священника !!

И его состояние передавалось и курьерам,
и капельдинерам*, а солисты за два часа
до начала уже гримировались, распевались,
  все понимали, что в театре событие:
за дирижерским пультом  Муз глашатай,-
    Александр Мелик-Пашаев !!

      Во время спектакля
  ничто не ускользало от него:
он слышал малейшие шероховАтости
не только у главных исполнителей,
но и у любого участника спектакля !!
 Любого !! У Мелика взгляд-лазер
замечал  любое двжение даже пАльца,
  если тот палец показывал не туда
или что неправильно сыграл у музыканта !!

       {{{{{{{{{^^*^^}}}}}}}}}}
БоевОй ДонбАсс - Боевая ГОРловка
           *ДНР – НовоРОСсия*   
П\с – 1:
Все части поэмы Зигзаги Вишни на 2023-й
   http://stihi.ru/2022/12/11/2797