15 ноября 1988 года ракета-носитель «Энергия» подняла на орбиту корабль многоразового использования «Буран".
Общетюркское boran «буря».
Происходит от тат. буран, бур- «крутить, вертеть, свивать»..
Предтечей был ракетоплан,
Уменьшенная копия Бурана.
БОР - несостоявшийся седан,
С характером и красотой орлана.
Проект великий для страны,
Частица гордости Союза.
Космические челноки нужны,
Но Горбачёв решил - обуза.
Радел о людях неуклюже,
Пустивши по миру народ.
Обёртка яркая снаружи,
Маячил массовый развод.
Корабль летал на автомате,
Такое чудо не у всех.
Теперь у дяди на подхвате,
Успех оборотился в грех.
Площадку сборки разорили,
Готовый экземпляр разрушен.
Стереть из памяти спешили,
Прожект технический задушен.
Заводы снесены под стройку,
Жильё необходимо эмигрантам.
На свой карман ребята бойки,
Главней доходы коммерсантам.
Судьба летавшего в космос корабля «Буран» оказалась трагической. Двенадцатого мая 2002 года он был полностью разрушен рухнувшей на него крышей заброшенного монтажно-испытательного корпуса на Байконуре.
Помимо слетавшего изделия под номером 1.01 было изготовлено четыре корабля (два из них не полностью) и девять полноразмерных макетов «Бурана» для проведения динамических, электрических, аэродромных и других испытаний.
Судьба оказалась немилосердной не только к слетавшему «Бурану». Злой рок преследовал и пилотов, так и не отправившихся на нем в космос (атмосферные полеты на макетах корабля отрабатывались неоднократно). Первым руководителем элитного отряда летчиков-испытателей, набранных в 1977 году для подготовки к полетам на «Буране», был назначен Игорь Волк. В отряд вошли Олег Кононенко, Анатолий Левченко, Римантас Станкявичюс, Александр Щукин, Николай Садовников, Виктор Букреев и Александр Лысенко. Фамилия командира дала новому отряду неофициальное, но тут же подхваченное всеми название — «Волчья стая». Из этой восьмерки в живых сегодня нет никого. Все, за исключением командира, погибли в авиакатастрофах или от их последствий, причем шесть человек — еще до полета «Бурана», что стало дополнительным аргументом в пользу беспилотного варианта его первого запуска. Сам Волк умер в возрасте 79 лет. Безвременно ушли из жизни и трое из семи летчиков второго набора «бурановского» отряда.