Сочельник

Галина Молокоедова 7
Какое милое, забытое название.
Что помнит совремнный человек об этом светлом празднике.
Нам, трудягам, все равно, религия не для нас, - только и слышишь.
Но что мы без бога, приведение на мгновение, растворяясь в небытие, без смысла и понимания жизни.
Ведь по сути все религоизные праздники это сельскохозяйственный календарь, который видоизменяется согласно  прогрессу человечества и цивилизации.
Нет язычества, христианства, ислама
Есть законы управляющие жизнь, дающие ему смысл, содержание, законы существования.
Сочельник ассоциируется с сочнем - кулинарным шедевром - лепешка с ворогом.
А как это нам преподносит религия. Спасибо нашим бабушкам, которые еще помнять все традиции и даруют их нам, как милые, скромные и очень радостные мгновения детства!
Веру же мы утратили и лишь красивые праздники еще нас как то соединяют с уникальной культурой и принципами жизни на земле в пустынном космическом мраке, пронзенном Божественным светом созидания!

Рожде;ственский соче;льник (сочельник, сочевник) — канун праздника Рождества Христова. Приходится на 24 декабря (6 января).У славян сочельником начинаются святки — две недели зимних праздников, продолжающихся вплоть до Крещения Господня 6 (19) января. С вечера сочельника начинали колядовать.

Раньше считалось, что название сочельника происходит от слова «сочиво» (сочельник, сочевник).

По версии Фасмера, название происходит от реконструируемого др.-рус. *сочьньникъ и, в свою очередь, от соченя — лепёшки на конопляном масле, которые пеклись на Рождество Христово.

Предрождественское представление на озере Вёртер-Зе в Каринтии
Рождественский сочельник считается днём усиленного приготовления к празднику Рождества Христова. В церквях, придерживающихся григорианского календаря и новоюлианского календаря, сочельник приходится на 24 декабря. Некоторые православные церкви, в том числе и Русская православная церковь, а также греко-католики, продолжают праздновать Рождество Христово также 25 декабря, но по юлианскому календарю (старому стилю), и этот день приходится на 7 января по григорианскому календарю, поэтому для них рождественский сочельник наступает 6 января.

В конце III — начале IV веков христиане начали отмечать Рождество и Крещение Спасителя в один день — 6 января под общим наименованием Богоявления. Эту традицию по сей день сохраняет Армянская апостольская церковь. И только в середине IV века Римская церковь стала праздновать Рождество Христово 25 декабря, отдельно от Крещения Господня[5].

Праздник Рождества Христова — один из дней, когда с наибольшей глубиной и радостью мы переживаем встречу с Богом. До этого торжественного и дивного дня мир и Бог были разлучены грехом, и человек, как бы он ни рвался к встрече с Богом, не мог её своими силами, без Него, осуществить. И Бог в Своей неизмеримой любви, в Своей милости стал человеком, Он прошел ту грань, которая разделяла человека падшего от вечной жизни и от вечной радости.
— митрополит Антоний Сурожский.

В православии известна традиция в рождественский сочельник отказываться от пищи до появления первой звезды, которая связана с тем, что в древности литургия навечерия Рождества Христова служилась вечером, и христиане не вкушали пищу до её окончания. Однако впоследствии литургия навечерия смещалась на более ранние часы и в наши дни служится утром, поэтому пост «до первой звезды» утратил литургическое обоснование. После отказа от пищи в сочельник было принято есть сочиво или кутью — цельные зёрна крупы с мёдом и фруктами.

В католической традиции строгий пост в рождественский сочельник не является обязательным. Вечером в семьях принято собираться на торжественную трапезу с постными блюдами, перед началом которой читают отрывок из Евангелия о рождении Иисуса Христа. В восточноевропейских странах существует обычай преломлять на этой трапезе облатки (рождественские хлебцы). После окончания семейной трапезы верующие направляются в храм на вечернее богослужение праздника Рождества Христова.

Богослужение в православной церкви
В Навечерие Рождества и Богоявления совершается служба, состоящая из Великих (Царских) Часов с чтением Евангелия, краткого последования «Изобразительных», во время которого священнослужители на амвоне читают входные молитвы и облачаются, и великой вечерни с чтением паремий в соединении с Литургией Василия Великого, в Крещенский Сочельник в конце литургии после заамвонной молитвы совершается Великое водосвятие.

Если сочельник (как Рождественский, так и Крещенский) попадает на субботу или воскресенье, то служба Царских Часов с Изобразительными и великой вечерней переносится на пятницу, причём в этом случае литургию к ним не присоединяют (то есть в пятницу литургия не совершается в принципе), в сам сочельник в этом случае служится литургия Иоанна Златоуста (водосвятие в Крещенский сочельник всё равно совершается), а в сам праздник (Рождество или Крещение) в этом случае совершается литургия Василия Великого.