Cомнительное новаторство

Вера Чередниченко
   
               Моя культурная программа 2023  года началась с оперетты Иоганна Штрауса " Летучая мышь"– одной из самых известных классических оперетт.
               Основой сюжета оперетты послужила пьеса «Ревельон» («Бал в сочельник, или Часы с боем») известных драматургов Мельяка и Галеви. Штраус сочинял оперетту с большим воодушевлением. Музыку отличает особая атмосфера радости, предвкушения праздника, ожидания новых эмоций…
            «Летучая мышь» – это набор розыгрышей и переплетенных недоразумений, в которые попадают главные герои, два друга, венский коммерсант Генрих Айзенштейн и директор театра Фальк. Айзенштейн совершил мелкое правонарушение и должен сесть в тюрьму. Но его друг Фальк приглашает его на грандиозный бал к русскому князю Орловскому. Ради веселья Генрих готов повременить с тюрьмой и, что гораздо опаснее, соврать своей жене Розалинде. Ему, однако, неизвестно, что коварный Фальк решил его на балу разыграть при помощи горничной Генриха Адели, которая по плану Фалька должна под любым предлогом попасть на бал к князю Орловскому в костюме «Летучей мыши» и там соблазнить своего хозяина. На балу Айзенштейн, действительно, увлекается прекрасной незнакомкой. Но под маской скрывается его собственная жена. В итоге побеждают главные человеческие идеалы – стремление к теплу семейного очага, преданной любви, душевному покою. 
             Премьера состоялась в 1874 году, и уже почти 150 лет оперетта не сходит с театральных подмостков ведущих залов мира. Оперетта «Летучая мышь» Иоганна Штрауса стала неотъемлемой частью новогоднего репертуара ведущих европейских и мировых театров, каждый год ее ставят в Венской  опере.
             В Парке науки и искусства «Сириус» «Летучую мышь» 3 января в полусценическом исполнении  представили  солисты, хор, артисты балета и  симфонический оркестр "Северная симфония"  Санкт-Петербургского театра «Мюзик-Холл» под управлением художественного руководителя Фабио Мастранджело .  «Наш театр некоторое время назад представил своё видение этой постановки. Премьера прошла с большим успехом, нам удалось представить классическую немецкую Die Fledermaus в совершенно новом прочтении: в оригинальный сюжет органично вплетены шутки о современности, как говорится «на злобу дня», а наши герои одеты в яркие эпатажные костюмы, порой как будто вдохновленные показом мод» – отметил художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного театра «Мюзик-Холл» Фабио Мастранджело. 
         ... Спектакль закончился, зал благодарно аплодировал. Музыка прекрасна, оркестр безупречен, голоса солистов великолепны ...
            А дальше у зрителей, выходящих из зала начинают возникать вопросы. Что это было?!!!  «Сюжет оригинален», но не пошловато ли вплетены в него современные шутки ? «Злоба дня», особенно сегодняшнего , тоже неоднозначна! «Эпатажность  костюмов» лично меня несколько обескуражила, особенно костюм Фалька: то ли расположение пуговиц на пиджаке, то ли головной убор, то ли сочетание и того и другого ассоциировалось у меня с немецкой военной  формой. Не поняла я почему князя Орловского играла женщина. Трансгендерность какая то?!  Бал на фоне Дубайских небоскребов был похож на алкогольную оргию. А сексуальная медсестра с капельницей и "белочка" на колесиках вообще привели меня в замешательство!
              Моя душа не смогла принять современную интерпретацию. Моё мнение - нельзя извращать классику, подстраиваясь под современность!