Икс Нагарджуна, шаг в настоящий дзен

Михаил Просперо
Ганг говорливый
Мантре вторит моей
Бой в маске Шивы
Нагарджуна и Змей
Песнь мадхъямаки
Помнит скрипка в руке
Мы пишем Знаки
На горячем песке

Прошел авидью
Искушение лжи
И был невидим
И в гареме раджи
Любовным чудом
Очарован до слёз
Познал суть Будды
Лотос Озера Оз.

Стал неприступен
Для отравы мирской
И в Первой Ступе
Принял вечный покой
И молвил честно
"Пуст познания труд.
Должен быть неизвестным
Самый Первый из Будд."

И нет владенья
И желанье познать
Что взять в долг деньги
А богатым не стать
И плод викальпы
Множит лишь тишину
Кальпану пальца
Что не тронул Луну

Есть только Ганга
Нет в нас силы испить
И знак прасанга
Для умеющих жить
И кровь холодной
Смерти змей на ноже
Лишь дочь бесплодной
И обманутый лжец

Сбрось крест и бремя
Сбрось друзей и врагов
Сбрось даже время
В пропасть двух берегов
Проснись в Непале
Вспомни, в чём ты бесценн.
И Ратна-Вали
Да научит нас дзен.


*
ГЛОССАРИЙ

Глоссарий

Нагарджу;на (санскр. ;;;;;;;;;, IAST: N;g;rjuna — «серебряный змей»; кит. ;;, L;ngsh; Луншу; яп. ;;, Рю: дзю; кор. ;;, Ёнъсу; телугу ;;;;;;;;;;) — выдающийся индийский мыслитель, развивший идею о «пустотности» дхарм; основатель буддийской школы мадхъямаки и ведущая фигура в философии буддизма махаяны.

В махаяне почитается как второй Будда, сумевший раскрыть глубокий философский смысл Дхармы.

Принадлежит к числу 84-х махасиддх буддизма махаяны и ваджраяны.

Ави;дья (санскр. ;;;;;;;, IAST: avidy;, букв. «отсутствие знания», «неведение») — в индийской философии — незнание или «исходная омрачённость сознания», являющаяся корневой причиной «неподлинного восприятия мира» и противодействующая «постижению сущности бытия».

Первая ступа - имеется в виду видение, определившее характер философского учения Нагарджуны.

Он увидел ступу, окруженную Буддами и Бодхисаттвами. Нагарджуна открыл ступу и увидел внутри ещё одну, точно такую же. Тогда он решил найти самую первую, исходную, ступу. Он открыл вторую ступу и увидел внутри такую же третью, в ней — четвертую и так далее до бесконечности. И понял тогда Нагарджуна, что никакой первой ступы, иначе говоря, первосубстанции, первоосновы, нет и не может быть.

Это понимание сделало его достойным обрести сутры Праджня-парамиты, Запредельной Премудрости, скрытые за пятьсот лет до того Буддой у змеев-нагов.

ГЛАВНОЕ - как говорится в «Сутре сердца Праджня-парамиты»:

«Для всех дхарм пустота — их [общий] сущностный признак. Они не рождаются и не гибнут, не загрязняются и не очищаются, не увеличиваются и не уменьшаются». Всё же, что семиотично, знаково, описываемо, вербализуемо, — лишь видимость и кажимость, плод деятельности различающей мысли (викальпа) и её конструкт (кальпана).

Любая попытка создать адекватную реальности метафизическую систему или релевантную онтологию обречена на провал; думая, что мы описываем бытие, мы описываем лишь наши представления о бытии, созданные нашей различающей мыслью, положившей прежде всего субъект-объектную дихотомию как условие эмпирического познания. Вначале мы навешиваем на реальность ярлыки, а потом принимаемся изучать их, принимая их за саму реальность, или, другими словами, принимаем за луну палец, указывающий на луну .

Доказывая непригодность философских категорий (как буддийских школ, так и брахманистских) для описания реальности и создания адекватной онтологии, Нагарджуна применяет своеобразную отрицательную диалектику, получившую название «прасанга» («отрицательное аргументирование»).

Язык в принципе не может адекватно описать реальность, ибо все языковые формы неадекватны реальности. Неадекватно ей и философское мышление, оперирующее понятиями и категориями. Логическое мышление не в силах постичь реальность как она есть, а язык — описать её. Следовательно, никакая онтология, никакая «наука о бытии» невозможна, ибо она всегда будет связана не с реальностью, а с нашими представлениями о ней или даже с некоей псевдореальностью, сконструированной нашими мыслительными навыками и ложными представлениями. Всё реальное — неописываемо, всё описываемое — нереально.