Объединённые Арабские Эмираты

Вера Чередниченко
         Пролог. 
                На мою электронную почту пришла рассылка: с 15 по 17 декабря 2022 г. в Дубаи состоится 9-ая Ближневосточная конференция по развитию офтальмологической практики. Меня зацепило! Действительно, а почему бы на старости лет  не посетить это мероприятие? В Арабских Эмиратах я не была! Да и вообще за границей не была уже лет 10 !  Но одной как-то боязно! Через Инстаграм нашла фирму, которая организует туры в ОАЭ, в компании ведь проще, веселее, да и лениво уже самой всё организовывать! В последний момент засомневалась в переводе денег на какой-то частный номер телефона. А вдруг мошенники и пропадут мои денежки! А поехать хочется!  Обломилась моя халява: пришлось самой покупать билеты, бронировать отель, составлять план мероприятий, экскурсий. Экскурсии - это святое в любой поездке!  Поскольку вариант экспромтный, нужно было и  срочно "чистить пёрышки": маникюр, педикюр, тонировка волос на голове, эпиляция. И всё пришлось делать самой. Удивительно, но справилась!
                ...И вот я в аэропорту в ожидании рейса Сочи-Дубай. Регистрация, объявлена посадка, таможенный контроль. В очереди пассажиры в теплых куртках, я одна налегке - в лёгкой вязаной кофточке.  Неожиданно для меня!  Инспектор просит меня снять очки, внимательно изучает мою физиономию.    Спрашивает дату моего рождения, одна ли я лечу и надолго ли.  Похоже, такое старье в Эмираты не летает!  Отмечает , что с 2014 года я не выезжала за границу. Возвращает мне вместе с загранпаспортом и память! Неспеша прохожу дальше и вдруг слышу, что посадка на Дубаи заканчивается и во всеуслышание объявляется моя фамилия, как опаздывающего пассажира. Бегу! Последняя заскакиваю в отъезжающий к самолёту автобус. Да, здесь народ в более лёгких одеждах! Всё встаёт на свои места! Накрапывает мелкий дождик, + 14. Самолёт небольшой компании Аэрофлота. Летим в полупустом салоне. Леденцы при взлёте не раздают!

          Первый день.

             ... 6:30. Я в аэропорту Дубаи. Спускаясь по трапу самолета, как то не ощутила зноя Аравии - ветерок весьма прохладный. Поднимаясь-спускаясь по многочисленным эскалаторам, попадаю на таможенный контроль. Здесь же выдают бесплатную Sim- карту, но я по неумению так ею и не воспользовалась. Не зная языка чужой страны, надо быть очень внимательной: много обозначений в рисунках, это позволяет правильно ориентироваться. Поэтому рот не раскрываю, ушами не хлопаю, глазами улавливаю моменты, мозг начинает суетливо работать! Маразм отдыхает!
                Выходу к стоянке такси. Женщина тайского вида ведёт меня к машине, загружает мой чемодан . Она водитель. Несколько неожиданно для меня!  Утренний город встречает небоскрёбами, ухоженными газонами, чистейшими дорогами с шикарным покрытием - уж очень мягко едет машина! Минут 15 и я у отеля.
               Центр Дубая. Гостиница City Seasons Towers Hotel Bur Dubai 4 звёзды. Оформляюсь, оплатив дополнительно раннее заселение. Разговор через переводчика на телефоне. Удобно, когда не знаешь языка. Ничего не понимаю в деньгах, конвертации! Жуть! Фантики!               
           Портье помогает разобраться с работой лифта: кнопки этажей не внутри кабинки, а перед лифтом. Поднимаемся на этаж, прикладыванием карты открывается номер и карта вставляется внутри в специальный кармашек, тем самым включая электричество во всем номере. Эту систему я уже знала, она давно работает и в отелях нашей страны.  Одноместный номер квадратов 12-14 c двуспальной кроватью.  Два часа отдыха и первый самостоятельный ознакомительный день. Изучение новой жизни начинаю в номере: составляю маршрут на сегодняшний день, изучаю метро Дубая, его особенности( а их полно!), записываю в раздел заметок телефона названия и проч. Понимаю, что к заграничным поездкам надо готовиться заранее! 
                Отель рядом с торговым центром Burjuman, там же станция метро. Уже полдень, на улице + 28. Но во всех помещениях и в метро весьма прохладно, работают кондиционеры. В  торговом центре нашла пункт обмена валюты, состоялось знакомство с “фантиками”- поменяла доллары на валюту Эмиратов дирхамы. Уже в течение 30 с лишним лет курс дирхама  по отношению к доллару стабилен. Позднее узнала, что при принятии собственной валюты правящий шейх определил курс, сказав  “в году 365 дней, пусть курс будет 3,65 дирхамов к одному доллару!”
                Цель поездки моего первого дня - ЭКСПО 2020.  Ещё дома много читала об этой выставке. Добираться решила на метро, хотелось иметь представление об этом арабском виде транспорта. Спустилась на эскалаторе вниз. Огромная подземная зала с множеством пешеходных рукавов, ведущих к эскалаторам. Не зная, как купить билет в автомате, купила его в кассе, назвав место куда собралась ехать. Оказывается цена билета зависит от дальности поездки. Сложно было сориентироваться куда идти на посадку, но мне помогла женщина в форме - работница метрополитена. Спустившись на нескольких эскалаторах вниз, я очутилась на остекленной платформе.
               В поездах дубайского метро вагоны отличаются. Вагонов три вида: женский, золотой (самый комфортабельный и дорогой) и серебряный - обычный общий вагон. Все вагоны удобные, очень чистые, с плавным ходом. Работают кондиционеры. Везде есть бесплатный доступ к Wi-Fi. От класса вагона зависит стоимость проезда. "Женский вагон" для женщин и детей (мальчики возрастом до 12 лет могут ездить в таком вагоне, по достижению возраста 12 лет придётся выбирать общий вагон, даже если подросток едет со своей мамой). В каждом поезде есть такой вагон или же половина вагона. Он обозначен розовым предупредительным знаком и ещё над входами есть таблички с силуэтами женщины и ребёнка. Мужчинам садиться в этот вагон нельзя - могут оштрафовать. В золотом вагоне комфортабельное большое кожаное сиденье с удобными подлокотниками. Проезд данного класса стоит в 2 раза дороже обычного. Если сядешь в такой вагон, а билет не соответствует цене, будешь оштрафован . Я пристроилась к толпе, в которой стояли и мужчины и женщины. В вагонах место не уступают. Мне ехать больше часа. Через  двадцать минут освободилось место и я села. Дубайское метро наземное. И я смогла любоваться мегагородом с его сверкающими на солнце высотками, оригинальными архитектурными зданиями, дорогами, зелёными зонами, окраиной города с его промышленными районами. Станции объявляются мужским голосом на арабском и английском языках, а также с помощью бегущей строки светодиодного табло. ЭКСПО – конечная остановка. Я заметила, что в головном вагоне нет водителя. Движение транспорта автоматизировано.
              ЭКСПО – выставочный комплекс типа ВДНХ.  Основная тема ЭКСПО 2020  “Объединяя умы, создаём будущее”.  Её территория поделена на зоны в виде лепестков, которые отражают три дополнительные темы : “Возможности”,”Мобильность” и “Устойчивое развитие”. Российский павильон расположен в зоне Mobility  и это неслучайно. Тема участия страны звучала как «Творческий разум: определяя будущее». Внешне он выполнен как купольный объём, внешняя оболочка которого состоит из множества переплетённых нитей- трубок. По замыслу создателей , сочетание ярких цветов и постоянное изменение направления нитей символизирует бесконечный процесс познания, стремительно растущие скорости прогресса и постоянное движение вперёд. В настоящее время вход во все павильоны закрыт. По прошествии двух лет после открытия выставки, наш павильон показался мне не очень уж эффектным, какой-то запылённый.  Прошлась, потом проехалась на открытом автомобильчике по всей территории выставки. Зелёные зоны напомнили Парк Галицкого в Краснодаре, но значительно беднее. Не впечатлило! Наш Парк лучше!
              … Перед возвращением в отель, зашла в супермаркет купить еды. Выбор , как и в наших супермаркетах, цены аналогичны. Но вкус продуктов оказался хуже. У меня сложилось впечатление, что арабской кухни не существует. Да и откуда ей взяться, если бедуины питались финиками да верблюжьим мясом. В кафе и ресторанах быстрого питания  преобладает азиатская кухня. Купленный пакет молока оказался из Италии.  Перекусила в номере и решила «догнаться»  пешей прогулкой по вечерним улицам Дубая. 
               Жара уже спала, легкий ветерок освежал. Рабочий день заканчивался и , как в любом большом городе, начался «час пик». К вечеру обнаружила , что на тротуарах появился мусор. Проходя в одном темноватом месте, заметила сидящего попрошайку. Это меня очень удивило: даже в такой богатой стране ,вероятно ,не всё благополучно!
             По возвращении в отель в номере обнаружила неисправную сантехнику, решила, что утром попрошу поменять номер. Всё таки на 4 звезды мой отель не тянул!  Отправила по вацапу фото дня моим подругам. Попробовала поговорить по вацапу с сыном, не получилось.
            Позже узнала, что в ОАЭ  государство жёстко регулирует использование приложений для голосовой и видеосвязи, популярные Whatsaрр, Facetime, Teiegram, Skype заблокированы.  Есть много  и других правил и ограничений, которые необходимо выполнять:  нельзя носить откровенные наряды и вести себя неподобающим образом в общественных местах. Употребление наркотиков предусматривает огромные штрафы и заключение под стражу, за торговлю наркотиками - смертная казнь. Запрещено в разговорах использовать ненормативную лексику, мусорить на улице. В метро, автобусах и такси Дубая запрещено есть (даже жвачку) и пить. Нельзя пить алкоголь на улицах или в общественных местах, а также в заведениях без соответствующей на то лицензии. За нарушение этого правила придётся заплатить штраф в размере 100 дирхам.  Нельзя проявлять чувства к своему партнеру при других людях. Поцелуи и обнимания в ОАЭ караются не простым штрафом, а арестом от нескольких дней до полугода . Однополые отношения в Дубае запрещены. Нельзя курить на улице и в общественных местах, есть множество специальных зон. Нельзя проявлять неуважение к гражданам ОАЭ – смеяться, осуждать или обсуждать их поступки.
На улицах ОАЭ нельзя громко разговаривать по телефону.
И ещё много-много других правил!
              Устала, заснула быстро.
   
               Второй день.

                Заранее, ещё в Сочи, я купила три экскурсии, сделав предоплату на сайте Тripster.ru, тем самым забронировав место. Сегодня у меня поездка в Абу-Даби –столицу ОАЭ. К 10:00 к отелю подъехал комфортный джип, я оказалась в нем первой из группы. Устроилась на переднем сидении , рядом с водителем. Очень удобное место для обзора и фотографирования. Водитель, он же экскурсовод, парень лет 34, уроженец Узбекистана, хорошо говорящий по-русски, живёт в Дубаи уже 4 года. Заехав в несколько гостиниц, забрав нашу команду путешественников , мы выехали из города. Небоскрёбы Дубая поражают и восхищают. Сверкающее остекление фасадов зданий слепит глаза. Я раньше думала, что арабы этот блестящий эффект используют для шика, потом поняла – рациональность.  Когда солнце палит нещадно, небосвод практически без туч,  а в летние месяцы температура поднимается до +50 градусов, то отражающее остекление спасает.  Дождь в Эмиратах бывает  2-3 раза в год.
            Объединенные Арабские Эмираты омываются водами Персидского залива, побережье которого было заселено еще в V тысячелетии до н. э. Предположительно, это были племена скотоводов из Северной Аравии и Сирийской пустыни. В третьем тысячелетии до н.э. Арабские Эмираты стали частью цивилизации Маган. Предположительно, эта цивилизация была родом из Ирана или Пакистана. Государство Маган активно торговало медью с Месопотамией.
Позднее, в I-II веках до н.э. на территории современных Объединенных Арабских Эмиратов жили древние семитские племена, из которых впоследствии сложился древнеарабский народ.
            Территория Объединенных Арабских Эмиратов представляет собой песчаную пустыню, где практически нет растительности. В редких зеленых оазисах можно найти воду и вырастить финиковые пальмы, из животных есть только верблюды. Именно верблюды стали основой выживания жителей этих земель. Верблюды давали возможность бедуинам вести кочевой образ жизни, помогая преодолевать большие расстояния в поисках воды и пропитания. Из верблюжьей шерсти делалась одежда. Верблюжье мясо и молоко были основной пищей арабов.
               Древнюю историю Объединенных Арабских Эмиратов до принятия ислама местные жители называют “временем джахилийи”, что в переводе с арабского означает -  «время невежества». Ислам пришел на эти земли в средние века. В 7 веке н.э.  небольшие шейхства, располагавшиеся вдоль южного побережья Персидского залива и северо-западного побережья Оманского залива, вошли  в состав Арабского халифата, распространившего среди местных жителей ислам. В этот период возникли города Дубай, Шарджа, Эль-Фуджейра.
По мере ослабления Халифата шейхства получали всё большую автономию. В 8-м веке  многие территории вышли из состава Арабского халифата, став в разное время или полностью независимыми, или частично зависимыми государствами. Именно в этот момент и образовались эмираты, небольшие государства.
Так местные шейхства (эмираты) прожили до 16-го века, когда начали попадать под контроль европейских держав. Вначале территорию ОАЭ захватили португальцы, а потом англичане. Европейские державы контролировали морскую торговлю и портовые города.
                В то время как мир развивался,  местные жители в основном проживали в пустыне и вели торговлю с помощью караванов верблюдов. Бедуины выживали, как могли и никому, в стремительно развивающимся мире, до них не было дела. Они страдали от высокой температуры, жажды, очень простой, скудной, однообразной пищи.  Бедуины не имели практически никаких образовательных учреждений,  отсутствовала система здравоохранения, продолжительность жизни была очень короткой. В эти времена Дубай был небольшой деревней, где высота домов не превышала два этажа.
                Помогала выживать арабам торговля жемчугом, занимавшая  львиную долю в экономике эмиратов, составляя примерно 95% от всех поступлений в казну.  Дубай называли «жемчужным берегом». Но только ныряльщики за жемчугом знают, каких усилий стоило его добыть. Опасность быть съеденными хищными рыбами в Персидском заливе, морская соль, разъедавшая глаза, перепады давления, все это отражалось на здоровье ныряльщика, приводило к глухоте и слепоте. Жизнь ныряльщика за жемчугом была недолгой, но  профессия переходила из поколения в поколение. Две мировые войны, кризис 1929 года и появление синтетического японского жемчуга нанесли серьезный урон индустрии производства жемчуга в Арабских Эмиратах.
               В 50-х годах двадцатого века на территории Объединенных Арабских Эмиратов нашли нефть. И жизнь местных бедуинов , вяло и однообразно  протекавшая на протяжении долгого времени, стала стремительно меняться. Жители в одночасье разбогатели, из хижин переселились в небоскрёбы, с верблюдов пересели
на дорогие машины.
                К этому моменту Лига Арабских Государств активно боролась за право всех арабских народов за независимость.  Международное давление вынудило британцев отступить. Но покинули англичане эти территории только к 1971 году. Шейх Зайд бин Султан аль-Нахайян предложил соседним эмиратам для защиты своих интересов объединиться в одну страну. 2 декабря 1971 года  семь эмиратов – Абу-Даби, Дубай, Шарджа, Аджман, Умм-аль-Кувейн, Рас-аль-Хайма и Фуджейра  объединились и объявили о создании независимого государства – Объединенных Арабских Эмиратов. Первым президентом стал  Шейх Зайд , эмир Абу-Даби.
                Стремительный рост экономики ОАЭ,  резкий рост цен на «черное золото» в 1973 году дали толчок для беспрецедентно быстрого развития страны.  ОАЭ стала одной из стран с высочайшим уровнем жизни. При цене барреля в 75 долларов США доходы от продажи нефти равнялись примерно 150 миллионам долларов в день. Правительство Объединённых Арабских Эмиратов во главе с Шейхом Зайдом очень мудро распоряжались этими деньгами. Прежде всего, был взят курс на улучшение жизни местных жителей.  В Эмиратах стали строить дома, больницы, школы, начали импортировать продовольствие. Огромные средства были потрачены на строительство заводов по опреснению воды. Сейчас Объединенные Арабские Эмираты занимают второе место после Саудовской Аравии по объемам производимой опресненной воды.
                Объединенные Арабские Эмираты можно смело назвать страной миллионеров. Стать бедным местному жителю попросту невозможно, только в случае сознательного отказа от всех благ, которые предоставляет ему государство.  Бесплатное водоснабжение и электроснабжение в домах,  подарки молодоженам на свадьбу в размере 100 тысяч долларов США, участок земли и субсидия в размере 20 тысяч долларов США  с рождением каждого ребенка - вот только некоторые примеры заботы о своих гражданах.
               Cистема здравоохранения представлена государственными и частными клиниками с качественным, высокотехнологичным медицинским обслуживанием. Но дефицит врачей, особенно высокой квалификации  и узких специалистов, ощутим. Медицинские услуги в государственных клиниках для граждан ОАЭ бесплатны. Иностранные жители обязаны приобрести медицинскую страховку, стоимость которой от 500 долларов в год. За отсутствие страховки предусмотрен штраф. Наёмным работникам страховку обязан предоставить работодатель. Остальные резиденты покупают медицинский полис самостоятельно.
             Система  образования в ОАЭ многоступенчатая:  дошкольное образования в стране полностью платное и начинается с nursery – это первая ступень, к которой относятся учреждения для детей в возрасте от 3-х месяцев и до 4-х лет- аналог яслей, часть из которых работают с утра до обеда, а другие – полный день в течение 5-6 дней в неделю. Стоимость пребывания ребенка определяется качеством и разнообразием услуг, а также продолжительностью пребывания в нем ребенка.
                Вторая ступень – kindergarten, это подготовительная группа для детей старшего дошкольного возраста (4-5 лет). Программы весьма серьезны, дети получают домашние задания. Обычно вторая ступень длится два года до достижения ими возраста 5-6 лет. Язык обучения большинства частных детских садов – английский, что весьма полезно для любого иностранца, который затем будет получать образование в англоязычной школе. Но есть в ОАЭ и два русскоязычных дошкольных учреждения: ясли полного дня с питанием Little Flower Nursery в Шардже и детский сад при Русской частной школе в Дубае.
                В начальную школу дети идут в 6 лет: они проходят перед этим собеседование и сдают экзамены по английскому и математике. Во всех школах обязательно изучается минимум три языка: английский и арабский язык и еще один иностранный (французский, немецкий, испанский или китайский).
                Среднее образование в ОАЭ является обязательным до 9 класса, однако это правило не всегда соблюдается. Граждане ОАЭ обучаются в государственных школах бесплатно, иностранцы – на платной основе, это стало возможным только с 2006 года. Сейчас во всех государственных и многих частных школах мальчики и девочки обучаются раздельно начиная с 7 класса, самые распространенные языки обучения арабский и английский. При успешной сдаче экзаменов выпускнику выдается документ о среднем образовании.
              При наличии аттестата о полном среднем образовании можно поступить в техническую школу, срок обучения в которой составляет 6 лет. По завершении студенту выдается диплом о получении технического образования. Это могут быть технические и промышленные колледжи, сельскохозяйственные и коммерческие школы и педагогические институты
       Сейчас в ОАЭ открыто большое количество разных университетов, институтов и колледжей, которые предлагают студентам получить качественное высшее образование Граждане страны обучаются бесплатно в трех государственных вузах и имеют скидки и льготы во многих частных. Иностранные студенты также могут учиться в них, но уже на платной основе. В частных вузах обучаются как обладатели паспорта Эмиратов, так и иностранцы.
            Вооружённые силы Объединённых Арабских Эмиратов — совокупность войск, предназначенных для защиты свободы, независимости и территориальной целостности государства. В состав вооружённых сил входят: Сухопутные войска, Военно-морские силы (включая морскую пехоту), Военно-воздушные силы, Национальная береговая охрана. С 2014 года военная служба обязательна для граждан мужского пола в возрасте от 18 до 30 лет. Обязательная служба длится от 16 месяцев (для мужчин, имеющих свидетельство об окончании средней школы) до трех лет (для мужчин, не имеющих свидетельства об окончании средней школы). Женщины могут пройти добровольную службу в армии в течение 9 месяцев. При этом 85% личного состава армии ОАЭ составляют иностранцы, преимущественно уроженцы Йемена и других арабских стран.
              Страна проявила себя в финансовом и военном плане на мировой арене. Последнее  дало возможность предотвращения военных посягательств от соседних стран.  Иран в свое время воспользовался образованием единого государств ОАЭ и забрал три острова, богатых нефтью, себе и больше не возвратил их Эмиратам. Во  избежание зависимости от «нефтяной иглы», правительством Объединенных Арабских Эмиратов было принято мудрое решение о дифференциации экономики и инвестировании денежных средств в разные проекты по всему миру.
               Огромные инвестиции направляются в сферу строительства и туризма, на развитие сельского хозяйства и в сферу торговли. Множество международных компаний открыли в Арабских Эмиратах дочерние отделения и представительства.
На данный момент доходы от добычи нефти составляют 18% от ВВП Объединенных Арабских Эмиратов, примерно столько же приносит стране туризм. Основная статья доходов ОАЭ – это торгово-финансовые операции.
Дифференцируя экономику страны,  Арабские Эмираты хотели создать нечто долговечное и стабильное и, нужно признать, это у них с успехом получилось.
Высокие доходы от экспорта нефти и дальновидное распоряжение деньгами обеспечили ОАЭ процветание и развитие всех сфер экономики.  Сейчас Объединенные Арабские Эмираты - это одно из самых богатых государств в мире. Большинство населения Объединённых Арабских Эмиратов на данный момент – это иммигранты (89% - это специалисты и рабочие, приезжающие из близлежащих арабских государств, стран Южной Азии и Северной Африки, около 4 млн. человек). 11% населения ОАЭ являются коренными жителями( около 300 тысяч человек). Они работают в госучреждениях и занимают руководящие должности в финансовых фирмах и контролируют все источники дохода в стране.
                По великолепнейшей трассе, имеющей местами семиполосное движение в каждую сторону, проехав 180 км ( разрешённая скорость в Эмиратах 140 км/час), мы въехали в столицу ОАЭ – Абу-Даби.  Столица ОАЭ построена на островном архипелаге, расположенном вдоль берега Аравийского полуострова. С материком ее связывает несколько автомобильных мостов. Абу-Даби – это не только политический и культурный, но и экономический центр государства. Его вклад в экономику страны составляет 56%. Здесь расположены международный аэропорт и крупный морской порт Заид. Огромная часть средств, которые эта арабская страна вот уже более полувека зарабатывает на нефти, пошли на то, чтобы превратить столицу в уникальный комфортабельный курорт и настоящий город-парк.
Абу-Даби обоснованно считают самым безопасным городом на Ближнем Востоке. Здесь практически отсутствует преступность, и великолепно работают службы экстренной помощи. Город отличается чистотой и удобной планировкой. Улицы Абу-Даби идеально прямые и образуют сетку из шести главных магистралей, а наиболее эффектные небоскребы сосредоточены параллельно морскому берегу.
Абу-Даби считают одним из самых жарких городов мира, так как она лежит в зоне тропического пустынного климата. В летние месяцы столбик термометра доходит до +50°С, а зимой держится на отметках +20...+22°С. Комфортный для самочувствия туристический сезон длится с октября по май.
           История Абу-Даби
           По результатам проведенных раскопок археологи сделали вывод, что поселение на месте современного Абу-Даби существовало в 3 тысячелетии до нашей эры. Город был основан в 60-е годы XVIII века, и сохранилась легенда, рассказывающая, как это произошло.  Арабские охотники, жившие в долине Лива, увидели в пустыне следы газели. Они долго выслеживали животное, но оно уходило все дальше и дальше, пока не вывело людей к берегу Персидского залива. Убегая от погони, газель перебралась на остров, расположенный неподалеку от берега. Охотники поспешили за ней и нашли здесь источник чистой пресной воды. Это была очень ценная находка, поэтому в благодарность люди не стали убивать газель. Поселение, возникшее на острове, получило наименование «Абу-Даби», что на арабском языке значит «отец газели». Первоначально оно состояло из небольшого форта и нескольких хижин рыбаков, построенных под стенами крепости. С 1793 года местные шейхи разместили здесь свою резиденцию. До середины прошлого века жизнь Абу-Даби шла без особых перемен. Его жители занимались ловлей рыбы и добывали в водах залива жемчуг. В 1958 году неподалеку от будущей столицы обнаружили первые месторождения нефти, и город стал центром начавшейся нефтедобычи. За три десятка лет из небольшого рыбацкого поселка он вырос в современный мегаполис с просторными магистралями, зелеными парками, центрами развлечений и высокими небоскребами. А в 1996 году Абу-Даби присвоили статус постоянной столицы страны.
           Пальмами и эвкалиптами обсажен въезд в город и разделительные полосы посреди улиц. Столица изобилует цветочными клумбами, травяными газонами и декоративными кустарниками.  Очень красиво смотрится городская набережная Корниш, которая протянулась вдоль берега на 8 км. Она также окаймлена зелеными посадками, маскирующими засушливую от природы почву. На набережной есть оборудованные игровые площадки, отдельные дорожки для пешеходов и велопрогулок, а также множество ресторанов и уютных кафе.  Корниш обладает собственным парком-пляжем, который за чистоту получил почетный Голубой флаг, зона для купания огорожена специальными буйками. Это место так популярно у жителей и гостей Абу-Даби, что по выходным бывает проблематично найти на пляже свободные лежаки и зонтики.
             К набережной Корниш примыкает несколько деловых кварталов города, где сосредоточены офисы крупных компаний и основные правительственные учреждения. Эта, северная часть Абу-Даби застроена так плотно, что за обилие небоскребов получила название «Манхэттена Ближнего Востока». Самыми узнаваемыми среди высотных зданий являются парные башни-небоскребы Аль-Бахар (Al Bahar). Другая популярная достопримечательность – 35-этажная Capital Gate или Падающая башня, поднимающаяся на высоту 160 м. Необычное архитектурное сооружение вошло в Книгу рекордов Гиннесса, как небоскреб с самым большим углом наклона в мире (18°). Достаточно сказать, что известная башня в Пизе имеет угол наклона всего 4°, то есть в 4,5 раза меньше.
             Мы отправились в Лувр Абу-Даби. По пути оказались свидетелями тренировочных полётов самолетов, оставлявших в небе тройной белый шлейф. Мы посмеялись : тренируются перед приездом Путина, шлейф окрасят в российский триколор!
            Лувр Абу-Даби — художественный музей в Абу-Даби, открывшийся в 2017 году[        Абу-Даби заплатил 525 миллионов долларов за то, чтобы он ассоциировался с именем Лувра, и еще 747 миллионов долларов в обмен на ссуды на искусство, специальные выставки и советы по управлению.  В здании Лувра Абу-Даби много водных каналов и огромный ажурный купол. Это позволяет создать у посетителей ощущение, что музей находится как бы под открытым небом в открытом море[. Площадь здания составляет примерно 24 000 м;. В музее существуют тематические залы, где выставлены древности различных стран: Китая, Индии, Ирака, Конго и т. д. В музее представлены религиозные предметы разных культур .  В коллекцию Лувра Абу-Даби вошли экспонаты различных эпох и цивилизаций, в том числе картины Леонардо да Винчи, Пикассо, импрессионистов. Музей называют первым в арабском мире универсальным музеем.  Стоимость строительства здания Лувра Абу-Даби оценивают в 600 миллионов евро . Парижский Лувр в лице агентства France-Mus;ums обязуется в течение 30 лет оказывать консультационные услуги, предоставлять в аренду предметы искусства и дать право до 2037 года использовать бренд Лувр — всё это обошлось создателям музея примерно в миллиард евро. 
           …  Следующий пункт поездки – самый роскошный отель Абу-Даби Emirates Palace - величественный дворец из коричневатого камня, внутри роскошнейший интерьер, всё сияет и блестит золотом. Номера в этом отеле от 170 тыс. руб до 1,63 млн.руб  за сутки.
               Ошалевшие от золотого блеска внутренней отделки , сделав красивые снимки  мы отправились в действующий Президентский дворец Qasr Al Watan ( Каср аль-Ватан), «Дворец  Отечества»( заложен в 2010 году и завершён в 2015 году ). Дворец сделан из белого мрамора и ажурных витражей, сочетает в себе традиционные элементы арабского искусства и ремесла.  Сейчас в Президентском Дворце живёт Халифа ибн Зайд аль-Нахайян, старший сын Шейха Зайда.  После смерти отца он стал вторым президентом ОАЭ. 
                На территорию Дворца попасть можно только через визитор-центр. Пройдя пристрастный досмотр, где служительница под залог накинула мне на плечи палантин( я была в платье без рукавов!) , мы сели в автобус , который по мере заполнения перевозит очередную партию туристов к дворцу.  Войдя в Qasr Al Watan через белоснежный массивный квадратный портал с куполом, сразу попадаешь  в окружение мозаичных , золочёных росписей, сияющих глянцем мраморных плит, хрустальных светильников.  Цветовая палитра дворца содержит всего три цвета: голубой- символизирующий небеса,  жёлтый – песок пустыни и белый- кандура-мужской арабский балахон.  Большой зал – сердцевина Президентского Дворца. На табличке написано, что его симметричность отражает стабильность страны и мудрость его лидеров. По углам зала стоят кубы с изломанными зеркальными поверхностями, отражающими детали убранства зала. В центре зала – сфера, контуры которой образованы арабскими буквами. В золотой сфере заключена фраза первого президента ОАЭ Шейха Зайда  «Богатство – это не деньги и не нефть. Богатство составляют люди , и оно бесполезно, если не служит людям» .  Внутри сферы и на её фоне можно фотографироваться, что я и сделала.  По обе стороны зала с золотой сферой находятся так называемые «Дома знаний». Экспозиции этих залов посвящены вкладу арабов в общемировую культуру и науку. Правое крыло дворца завершается библиотекой(весьма скромной).  Во дворце  1-2 раза в неделю работает правящий шейх,  здесь проходят саммиты, международные конференции, приёмы высокопоставленных лиц .  Очень красива и ухожена парковая зона дворца: газоны, цветы, фонтаны. И простор! 
               Также на автобусе возвращаемся к визитор-центру, где я сдаю данный мне палантин.
               Следующий объект – Большая мечеть Шейха Зайда. Войдя в  длинную галерею , в которой находится множество торговых павильонов , экскурсовод ведёт нас в  один из них, где предлагается купить абайю – закрытую одежду для женщин. Для посетителей мечети существует дресс-код. Моё платье с голыми плечами и непокрытая голова непозволительны для входа в мечеть. Из-за ковида перестали выдавать посетителям одежды, пришлось купить черное платье в пол, с застежкой , серебристыми линейными блестящими вставками на рукавах и спереди платья, и черный шарф на голову. Наряд весьма элегантен, хорошего качества ткань. Меня это сподвигло на покупку. Можно было поторговаться и я купила за 125 дирхамов , хотя на бирке была первоначальная цена 550 дирхамов. Облачившись в арабскую женщину ( черный цвет абайи говорит, что женщина является тенью мужчины. Он то в белых одеждах!), на эскалаторе поднимаюсь на поверхность и оказываюсь перед мечетью. Мечеть появилась в Абу-Даби в 2007 году, считается самой большой в стране и одной из самых крупных в мире. Мусульманский храм получил свое название в честь первого президента страны. На  сооружение было потрачено 600 миллионов долларов. Минареты, купола, колонны, пол двора – всё облицовано мрамором.  Мраморные колонны покрыты орнаментами из полудрагоценных камней. Позолоченные верхние части  колонн изображают финиковые пальмы . Мы приехали к закату. Лучи солнца пронизывали колоннады, создавая эффект ажурности. Перед входом и вдоль колоннад – искусственные водоёмы, в  которых зеркально отражалась подсвеченная вечерняя мечеть . Пройдя через западную колоннаду, я попала в западный вестибюль, где по мраморным стенам поднимаются витые стебли с цветами – инкрустации из камней. Двери в виде замочных скважин с ажурной отделкой . Изумительно красивы семь  люстр, декорированные сусальным золотом и кристаллами Сваровски.   Самая большая весит 12 тонн и имеет 10 метров в диаметре. На полу молельного зала огромный красивейший ковёр, выполненный иранским мастерами, площадь его 5600 кв м, вес 47 тонн. Главный зал мечети вмещает 7 тысяч верующих.
                Восхищаясь великолепием и богатством мечети, я поймала себя на мысли, что цари России строили также красиво, богато и на века!

     Третий день.
               
                Сегодня по моему плану –посещение Conrad Отеля, где проходит  9-ая Ближневосточная конференция по развитию офтальмологической практики. Это то мероприятие, которое и подтолкнуло меня к поездке в ОАЭ. Завтрак в своём отеле -шведский стол, не очень вкусно. Такси ловлю у входа в отель, объясняю куда ехать и в путь! Опять шикарные дороги, небоскрёбы, чистые утренние улицы. 15 минут и я в нужном месте.  Conrad Отель пятизвёздочный, с огромным холлом, в центре которого стоит огромная красиво украшенная елка. Ориентируясь по указателям, поднимаюсь на этаж, где проходит конференция. Всё как на подобных конференция в нашей стране и в моем Сочи. Обхожу выставочные павильончики фармакологических фирм и фирм, представляющих офтальмологическое оборудование. Фотографируюсь у стенда конференции, надо же запечатлеть себя на данном мероприятии. Постояв у входа в конференц-зал, поразмыслив, пришла к выводу, что материалы конференции просмотрю позже в интернете. И решаюсь ехать на  дубайский пляж.  Долго объясняю таксисту куда мне надо, потому что переводчик в телефоне не работает из-за отсутствия вай-фая, и напрочь забыла английское слово «beach” ,показала купальник, водитель догадался и привёз меня на один из популярных пляжей в Дубаи  Meraas. Прибрежная зона представляет песчаную пологую полосу метров 15 шириной. Ближе к воде можно загорать на своих полотенцах, дольше идут ряды платных лежаков и зонтов. Третья полоса от воды- тротуарная плитка, здесь есть скамейки для отдыха, маленькие бистро и кофейни, закусочные. Есть места для обмывания ног от песка, очень удобно. Туалеты,  переодевалки. Душевые – за дополнительную плату. Везде чисто.  Затем зона магазинов - спортивных, пляжных. Далее многоэтажные отели первой линии. В принципе, опять же всё как в Сочи! Я приехала на пляж к полудню, было на солнце уже жарко, + 28. Ну и как не попробовать искупаться! Песчаный пологий вход в воду очень удобен, вода чистейшая, прозрачно-голубая с бирюзовым оттенком.  Вначале вода показалась прохладной, но немного постояв привыкла и поплыла. Поразила легкая маслянистость воды . Вкус воды мне показался менее солёным , чем в Чёрном море. Плылось легко, даже не вспомнила про своё больное плечо. Так я отметилась в водах Персидского залива!
            На вторую половину дня у меня была запланирована поездка в пустыню. Едва успела перекусить и переодеться, подъехал джип с водителем арабом и мы отправились опять по городу , заезжая по отелям за остальными участниками поездки.  Все ребята оказались русскими, араб же говорил по-английски. Но две девушки из группы неплохо общались с ним, переводили остальным. Проехав около часа по шикарной трассе, мы подъехали к месту откуда виднелась желтая даль – пески, пустыня. Чтобы можно было ехать по песку, водитель приспустил колёса на джипе.  И начался экстрим! То медленно набирая скорость джип поднимался на песчаные дюны, то убыстряясь катился с них, порою боковым юзом. Периодически казалось , что машина лежит на боку . Мы все вопили от охватывавшего одновременно страха и восторга. Гонка по пустыне продолжалась минут двадцать.  Араб –просто ас! Ощущений хватило! Остановившись посреди песчаных барханов, мы вышли , чтобы сделать эффектные фото заходящего солнца в пустыне и запечатлеть свои восторженные физиономии.  Удивителен песок – мелкий , нежный, очень рассыпчатый. Я , конечно, набрала его в пакетик. Моя коллекция песков пополнилась песком аравийской пустыни! Умудрилась выдернуть одиноко торчащий маленький зеленый кустик травки . Его корни оказались жирненькими и длинными. Привезла домой. Посадила в землю, понаблюдаю! …Солнце раскалённым шаром опускалось за песчаные дюны и удивительно стал меняться цвет песка : из оранжево-желтого он превратился местами в темный, черноватого цвета. Я уж подумала , что это гарь от машин, но нет! Воздух был чист и свеж. Ветер раздувал песок, меняя его окраску в лучах заходящего солнца.  Мы ехали в деревню бедуинов, где предстояло катание на верблюдах, выступления укротителей огня, танцы живота и ужин. Большого впечатления эта часть экскурсии на меня не произвела. Ужин – посмотреть и заплакать: жареная во фритюре непонятная капуста, такое же мясо в виде двух кусочков и такой же непонятный рис, с добавлением  непонятных  жгучих  приправ. Попробовав эту еду, я очень обрадовалась, что моя поездка на четыре дня!  Арабская еда – совсем не моё! Возвращались  поздно вечером и в городе даже попали в небольшую «пробку».

        Четвёртый , заключительный день.

               Выспавшись , никуда не спеша, я позавтракала в отеле в кафе. Собрала вещи, упаковала их, сдала в камеру хранения при отеле.  Выезд из номера в 12:00.  К половине второго  дня подъехал автобус и я отправилась на свою третью экскурсию – обзорная по Дубаю.  Предстояло знакомство с старыми  и новыми районами города.
              В Дубае нет как таковой исторической части. В Дубае  нет духа древности, который  любят туристы. И поэтому власти города решили воссоздать историю буквально из ничего. В самом старом районе города постройки 60-70 годов ХХ века. Так  появился «исторический» городок Al Seef , куда мы и подъехали. Аль Сиф – район стилизованный под старинный арабский город, но это новодел – все построено в конце 2017 года. Аль Сиф растянулся почти на 2 км вдоль набережной. Местом расположения выбрали бухту Дубай Крик не случайно. Дело в том, что именно здесь раньше был центр торговли и продажи жемчуга, когда в стране еще не знали о существовании нефти. Но никаких построек с тех времен не сохранилось и их воссоздали, немного приукрасив. Когда заходишь сюда, то как будто погружаешься в атмосферу средневекового ближневосточного городка: все дома построены в классическом старом арабском стиле, ручки на дверях, замки, петли специально сделаны проржавевшими, на стенах можно рассмотреть трещины, все вывески  потертые и выгоревшие. Несмотря, что это инсталляция, впечатление древнего города создаётся. Здесь же находится пристань с лодками-арбами, которые тоже стилизованы под старинные. На них можно покататься по бухте за дополнительную плату. Есть здесь и целая улица с ресторанчиками, которые очень лаконично вписываются в местную архитектуру. Местный рынок – это различные сувениры: много сумок, поделок, платков, местной одежды и других предметов.  Это совсем другой Дубай,  отличающийся от районов с небоскребами, гигантскими торговыми центрами и толпами туристов. Здесь тихо, уютно и очень атмосферно.
               Направляясь к следующему старейшему  району Дубая – район Дейра, мы проехали крепость  Аль Фахиди. Крепость построена из глины, коралла и ракушечника, скреплённых известью, имеет форму квадрата. Толстые, высокие стены защищают большой внутренний двор. Крепость имеет две башни —более высокую, круглой формы, и находящуюся от первой в противоположном, диагональном направлении — более плоскую и низкую. После освобождения Дубая от колониальной власти Великобритании 2 декабря 1971 года правящий эмир Дубая, шейх Рашид ибн Саид аль-Мактум провёл реставрационные работы в разрушенной крепости и повелел открыть в ней музей. В 1987 году музей был размещён в подземных помещениях крепости и  известен теперь, как Музей Дубая.
              Район Дейра расположен вдоль залива  Дубай Крик ( Creek) и является одним из старейших в Дубае. На севере Дейру омывают воды Персидского залива, на востоке ,  как  и вся северо-восточная часть города, она граничит с эмиратом Шарджа. С юга к району Дейра примыкает Международный аэропорт Дубая. В 1960-е — 1970-е годы Дейра была коммерческим центром Дубая, но в течении прошлых лет потеряла свою важность из-за недавнего развития трассы шейха Зайда. Естественный канал Дубай-Крик делит  город на две неравные части. На канале, на берегу Дейры находится небольшой порт — Порт-Саид, из которого осуществляются как грузовые перевозки на западный берег на традиционных судах доу, так и групповые круизные поездки туристов. По каналу также ходят маршрутные речные суда и такси. В северо-западной части Дейры находится  Золотой базар (Gold souk)- огромный рынок ювелирных изделий,  изделий из различных тканей, рынок специй. Здесь сосредоточено значительное количество небольших и средней величины торговых заведений, принадлежащих преимущественно выходцам из Пакистана и Индии. Вот сюда то мы и переправились на моторной лодке. Очень ощутима атмосфера арабского рынка. Здесь я купила магнитик в виде золотой очковой оправы, в области линз изображены небоскрёбы Дубая, Абу-Даби и  верблюд пустыни, отразивший всё моё путешествие. Я люблю такие информационно компактные магнитики! Купила упаковку местного чая, коробочку арабских сладостей.
             Следующий пункт обзорной экскурсии – Резиденция действующего правителя Дубая Мухаммеда бен Рашед Аль Мактума – дворец в арабском стиле , окружённый огромной озеленённой охраняемой территорией. Подходить к резиденции ближе определённой границы строго запрещено, за этим следит полицейская машина с охранниками. Поражает озеленение!
             И опять небоскребы города – высоченные остеклённые прямоугольники с неповторяющимися верхними частями, шаровидные, куполообразные, треугольные, пирамидальные, конусовидные, плоские, многоступенчатые. Есть здания, как бы закручивающиеся. Подьехали к одной из самых  фешенебельных пристаней в мире – Дубай Марина ( marine – морской) со специально оборудованной стоянкой яхт. Пристань полностью искусственная. Это молодой строящийся престижный жилой район, с песчаным широким пляжем.  По завершении строительства здесь будет расположено более 200 небоскрёбов, в том числе несколько более 300 метров. Множество кафе, ресторанов, магазинов. Здесь очень много русских, купивших жильё. Так народ стремится обезопасить себя от инфляции, в Дубае есть возможность не платить налог на прибыль. Хотят получить резиденство ОАЭ и обеспечить себе более комфортную жизнь. Климат тоже благоприятствует: с сентября по май здесь комфортная погода.  Но не все после переезда из России могут привыкнуть к строгим законам ОАЭ. 
             Сделав эффектные снимки на фоне этой красоты , отправляемся дальше.
             Очередная остановка с выходом из автобуса – Пальмовый остров  Палм-Джумейра. Представляет собой искусственный остров в виде пальмового дерева, состоящего из ствола, 16 листьев и окружающего остров полумесяца в 11-тикилометровый каменный волнорез, защищающий остров от разрушительной силы воды . Вся конструкция острова держится за счет собственного веса ( 94 млн кубометров песка и 5,5 млн кубометров камня, что соответствует стене в 2, 5 метра опоясывающей Землю по экватору!) - нет ни бетона, ни стальных укреплений.  Размер острова 5х5 км, что равно  площади 800 футбольных полей. Этот проект расширил береговую зону ОАЭ на 520 км! На стеблях пальмы находятся отели, на каждом из листьев дорогие частные виллы богачей и знаменитостей, каждая вилла имеет собственный выход к воде.  Остров связан с материком 300-метровым мостом, а полумесяц связан с верхушкой пальмы подводным тоннелем.  По мосту движется монорельсовый поезд. Мы приехали в момент заката , когда солнце золотило купола строений, а включенная подсветка , играя разными  оттенками, усиливала этот эффект и создавало фантастически красивую картину.
               Ещё одно знаковое место моего путешествия -  Соук Мединат Джумейра –«Дубайская Венеция».  Подъехав уже по ночи, мы оказались перед дугообразным мостом, ведущим в сверкающий, блестящий зеленый город с множеством каналов. 
Это курортный комплекс , построенный в стиле арабской крепости, настоящий «город в городе» с пятизвездочными отелями, многочисленными магазинами, восточными базарами, фонтанами, мостами. Пройдя через крытую улицу с многочисленными магазинами, мы оказались на площадке с видом на отель-парус  - отель Бурдж-аль-Араб – всемирный эталон арабской роскоши, пятизвёздочный отель. Но о нём говорят , как об отеле 7-ми звёзд. В отеле все номера двухуровневые, поэтому 28-миэтажное здание имеет фактически 56 этажей. Эффектная подсветка здания позволила сделать не менее эффектные на его фоне фото. Роскошь Дубая вызывает у меня разные чувства, но нет чувства зависти.
                И завершающий пункт путешествия -  торгово-развлекательный центр в Даунтаун Дубай-  место, в котором разместились основные достопримечательности города, включая башню Бурдж-Халифа, Дубай Молл (The Dubai Mall) и фонтан Дубай. Район занимает площадь в 2 кв.км.   4 ноября 2008 года состоялось торжественное открытие The Dubai Mall.  Здесь под одной крышей находится 1200 магазинов, а также культурные и развлекательные сооружения мирового уровня. К числу уникальных сооружений, разместившихся под крышей Dubai Mall, относится крупнейший в мире крытый аквариум, в котором можно увидеть более 33 000 рыб и морских животных, в том числе, акул и скатов. Через чашу аквариума, вмещающую 10 млн литров воды, проходит туннель, застеклённый сверху, так что посетители могут с близкого расстояния рассмотреть обитателей аквариума, проплывающих над ними. Над аквариумом находится «Центр открытий», где можно подробнее ознакомиться с жизнью морей и океанов. Время экскурсии было ограничено и мы посмотрели всё только снаружи. Но и то впечатлений хватило!
                «Бурдж-Хали;фа» — сверхвысотный  единственный 828-метровый и 163-этажный небоскрёб в мире. Уступчатая форма здания напоминает сталагмит. Башня Бурдж-Халифа - настоящий вертикальный город, где одновременно могут находиться около 35 тысяч человек. Проектируя это самое высокое здание в мире, инженерам пришлось решить многие проблемы, которые раньше были исключительно теоретическими. Эмираты – это место, где талантливые инженеры, архитекторы, дизайнеры могут воплотить в жизнь свои самые фантастические, казалось бы, безумные идеи! На оплату их труда страна денег тоже не жалеет, привлекая к сотрудничеству лучших из лучших.
                У Бурдж-Халифа очень прочное основание, несмотря на то, что самое высокое здание в мире находится в пустынной местности, где горная порода довольно рыхлая. Учитывая особенности грунта, инженеры использовали висячие сваи длиной 45 метров и диаметром 1,5 метра. Всего их 200 штук, и они выдерживают вес башни равный примерно 0,5 млн тонн. Установить сваи было непросто, так как стенки шахт для них разрушались, как только извлекался бур. Чтобы этого не происходило, шахты для свай фундамента Бурдж-Халифа заполнялись уникальной полимерной смолой, которую впоследствии вытеснял заливаемый бетон.  Башня Бурдж-Халифа, несмотря на свою высоту имеет очень устойчивую форму. Ее структуру называют "усиленным ядром". Это означает, что самое высокое здание в мире состоит из нескольких скульптурных объемов, поддерживающих друг друга. При этом у каждого объема есть собственный каркас и дополнительные колонны. От ветровых нагрузок, которые являются самым главным врагом высотных зданий, башня также спасается за счет различных форм составляющих ее скульптурных объемов. Благодаря им мощный ветровой поток разбивается на составляющие, не способные причинить серьезный урон. Общий дизайн Бурдж-Халифа вдохновлен геометрией цветка, растущего в дубайской пустыне, и традиционными для исламской архитектуры узорами.
                При всей своей внушительности башня Бурдж-Халифа была построена в рекордно короткие сроки - за 6 лет. Это стало возможным благодаря технологии заливки "прыгающих форм". Стальной каркас межэтажных перекрытий собирался на земле, затем поднимался на нужную высоту, помещался в специальную форму и уже там заливался бетоном. Когда бетон застывал, форма с помощью гидравлических приспособлений поднималась, а бетонный блок оставался на месте. Бетон доставлялся на нужную высоту с помощью специальных насосных систем. Из-за высоких температур заливка производилась исключительно ночью, а в раствор добавлялся лед.    Самое высокое здание в мире - настоящий центр инноваций. Все системы Бурдж-Халифа - электроснабжение, датчики вибрации, кондиционирование и др. - подключены к единому центру управления, откуда их работа постоянно контролируется и при необходимости корректируется. Кроме того, мощная система противопожарной безопасности, дополнена девятью огнеубежищами, способными выдерживать огонь в течение 2 часов.
                Внешние стены Бурдж-Халифа состоят из специальных двухслойных стеклянных панелей, позволяющих сохранять внутри комфортный микроклимат. Первый слой покрыт тонким слоем металла и действует как солнцезащитный крем, отражая тепловое излучение солнца. На второй слой нанесен слой серебра, защищающий от инфракрасных лучей.
                Функционально самое высокое здание в мире - универсальный комплекс, состоящий из офисов, торговых площадей, жилых помещений и отеля Giorgio Armani. В здании находится 57 лифтов. Лифты Бурдж-Халифа развивают скорость до 10 м/с .   Самая высокая смотровая площадка Бурдж-Халифа находится на 148-м этаже на высоте 555 метров. Еще две площадки расположены на 124-м (472 метра) и 125-м этажах. Воздух внутри здания не только охлаждается, но и ароматизируется благодаря специальным мембранам. Этот аромат был создан специально для Бурдж-Халифа. Торжественная церемония открытия состоялась 4 января 2010 года.  Бюджет проекта Бурдж-Халифа составил 1,5 млрд долларов.
                Билеты на башню надо брать заранее, я это не учла, поэтому смотрела на неё с площади перед Дубай Моллом.  На уровне земли башня Бурдж-Халифа окружена садами, водоемами и пешеходными бульварами. Красочные подсветки, меняющиеся окраски , убегающие к вершине картины, музыкальное сопровождение создают праздничное настроение.
                Перед  небоскрёбом Бурдж-Халифа  расположено искусственное озеро площадью свыше 12 га  со знаменитыми светомузыкальными фонтанами. Народу на площади очень много, что называется" как селёдки  в бочке".  Я выбрала место удобное для фотосъемки . Стою в ожидании представления. Мне в спину упирается что-то твердое. Делаю шажок вперёд. Опять что то толкается в спину. Шажок в сторону. Опять толчок. Поворачиваю голову, поднимаю взгляд- высокий молодой парень. Взглядом скольжу по нему вниз и ...на уровне ниже его пояса вижу торчащую колом одежду. Блин!  Перемещаюсь в другое место, исподтишка наблюдая за парнем. Он пристраивается к впереди стоящим девушкам. Вот он секс в большом городе!         
                Фонтаны в этот раз не подсвечивались. Впечатления не произвели. В  нашем  Олимпийском парке в Адлере фонтаны, музыка, подсветка, зелёные газоны и скамейки, с которых можно наблюдать это феерическое действо, намного красивее и эмоциональнее. 
                Экскурсионный автобус развозит туристов по отелям. Разговорилась с дамой на соседнем сидении. Она из Уфы. Сын организовал ей эту поездку. Как и я , спокойно реагирует на всю увиденную красоту. Рассказала, что ее молодая родственница, возвращаясь из подобных туров, плачет дня три. Потом успокаивается и начинает вновь планировать поездки.  ... В два часа ночи забираю вещи из камеры хранения отеля, на такси еду в аэропорт. Попутала номера терминалов вылета, пришлось брать дополнительно такси из первого терминала в третий и сразу поняла, что таксисты везде одинаковы: надурить и облапошить готовы все и всех.  Цена проезда от отеля до аэропорта  минут 20 и переезд из одного терминала в другой минуты 3  обошлись мне одинаково! 35 дирхамов или 690 руб. Поскольку вылет назначен был на раннее утро, я всю ночь до регистрации провела в аэропорту в предварительной зоне ожидания. Народ быстро, но без суеты , по мере начала регистрации на свои рейсы, менялся. Очень много индусов, арабов, тайцев, вьетнамцев, негров. Большинство одеты в теплые куртки. Похоже, летят в горные местности. Голосового объявления о регистрации в аэропорту нет, надо следить за включающимся табло.  Регистрация на мой рейс задержалась на 2 часа  и я даже замёрзла , сидя в этом зале на неудобных скамьях. После объявления регистрации жить стало веселее: на регистрации мне на обороте билета что то написали и на английском дали пояснения. Я поняла, что это бонус за задержку рейса - посещение какого то кафе. Возможно, и бесплатно. Я так и не воспользовалась этой услугой! Таможенный контроль прошла очень быстро и опять долго шла с толпой по коридорам, эскалаторам, траволаторам. Оказалась опять на закрытом перроне, куда подошёл поезд и все поехали уже в настоящее со всеми удобствами здание аэропорта. Пройдя через Дьти фри ,  я оказалась в огромном , длиннющем холле с кафешками, ресторанами, магазинами, местами ожидания. В одном из парфюмерных магазинов купила себе духи. Надо было потратить оставшиеся дирхамы! Духи оказались стойкими, в отличии от покупаемых мною дома в фирменных магазинах. Приятно удивила и скидка на них! Найти свой выход не представляло труда, т.к. все обозначения были понятны и точны.  В самолёте оставалось много свободных мест. Взлёт. Погода ясная. Моё место у иллюминатора.  Я делаю снимки с высоты полета. Очень интересны зоны строительства в пустыне, рукотворные каналы. ... Бессонная ночь сказалась, я на какое то время уснула.  Проснувшись, увидела под собой очертания коричневых гор, чуть позже появились горы с заснеженными вершинами. Самолёт летел вдоль Загроского хребта.  И вдруг очень ясно увидела высокую заснеженную гору, рядом с нею вторую  чуть меньше. В мозгах что то сработало , передо мной во всей красе возвышался и сиял Арарат!!! Великолепный бонус к завершению моего спонтанно- сумасбродного путешествия! 
              3,5 часа полета и я в аэропорту Адлера. Более длительный таможенный контроль. Выхожу из здания аэропорта и возникает ощущение, что я в какой то деревне, хотя везде чисто, светит солнце, зеленеют деревья, цветут цветы. Беру такси, еду домой. Возникшее ощущение проходит минут через 20-30. Я дома и  всё просто замечательно!!!

                Эпилог

            Прошло две недели после моего путешествия. Находясь дома, в моей стране, где многое сложно и неоднозначно, начинаю осознавать мудрые фразы
Мохаммеда ибн Рашид аль-Мактума— премьер-министра и вице-президента Объединённых Арабских Эмиратов, нынешнего правителя Дубая :
           «У нас в ОАЭ нет слова «невозможно». Его нет в нашем лексиконе. Такое слово используют ленивые и слабые, которые боятся проблем и прогресса. Когда кто-то сомневается в своем потенциале и возможностях, а также в своей уверенности, он теряет компас, который ведет его к успеху и совершенству, и, таким образом, не может достичь своей цели».
           «Все начинают с малого. Все мы начинаем жизнь как единая клетка. Каждый бизнес начинается, как один человек с идеей. Как быстро вы идете, как далеко вы продвинетесь, зависит от вас. Чем шире ваше видение, тем больше будет ваше достижение. Вы споткнетесь по пути? Возможно, но мы не можем позволить страху оставаться маленькими. Мы должны быть храбрыми, чтобы стать большими».
           У дальновидного умного человека сегодняшнее благополучие  страны, её богатство не являются гарантией безоблачного будущего.Знаменитой стала его фраза, обозначившая  период экономических реформ в Дубае: «Мой дед ездил на верблюде, мой отец ездил на верблюде, я езжу на Мерседесе, мой сын ездит на Лэнд Ровере, его сын будет ездить на Лэнд Ровере, но его сын будет ездить на верблюде» и это потому, что  «Тяжёлые времена рождают сильных людей, сильные люди рождают хорошие времена, хорошие времена рождают слабых людей, слабые люди рождают тяжёлые времена». «Многие не поймут, но... в детях надо воспитывать воинов, а не паразитов».
           Будущее зависит от идущих за нами поколений, их понимания труда, сохранения традиций,  памяти собственных корней.  Тяжело, но Россия обновляется. И я , в который раз, возгордилась моей многострадальной страной!