Тютчев. Роль и обстоятельства

Галина Молокоедова6
В Библиотеке иностранной литературы  проводится выставка из
Тютчев Федор (1803-1873) - дипломат, поэт, политический деятель.
"АБСОЛЮТ" уже дважды обращался к выдающейся личности и творчеству Ф, Тютчева и данная вставка стала главным сюрпризом года.

«Большего верноподданного отечественная словесность не рождала». Дипломат Ф.И. Тютчев7 декабря в Книжном клубе открылась выставка «Служить России словом и душой…», посвящённая 200-летию начала дипломатической службы великого русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева.
Директор библиотеки отметил, что Вопросы, волнующие двести лет назад дипломатическое сообщество, продолжают быть актуальными и по сей день. «Иностранка» служит России и российской культуре, налаживает международные связи, продвигает культуру регионов России на зарубежных площадках. Директора государственного мемориального историко-литературного музея-заповедника Ф. И. Тютчева «Овстуг», музея-заповедника усадьбы «Мураново», музея "Достоевского",
заявили, что любые упоминания о Ф. И. Тютчеве — выставки, научные конференции и публикации, имеют большое значение для российского и международного культурного пространства. И "Иностранка" становится "центром мира в Москве", имея огромный опыт и возможность конденсировать в себе все уникальные культурные мировые явления.

Личность и творчество Ф. Тютчева представляет собой уникальный пример дипломата, который большую часть жизни провёл за границей, при этом всецело оставаясь человеком русской культуры. Своей профессиональной деятельностью он задал высочайшую планку, блестяще защищая интересы своей страны за рубежом. Ф. И. Тютчеву удалось показать европейцам, что такое Россия и приобщить их к русской культуре.

Умом — Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
1866 г. Ф. Тютчев

Федор Тютчев родился 5 декабря 1803 года в фамильной усадьбе Овстуг Орловской губернии (ныне — Брянская область). Он происходил из старинного русского дворянского рода, который был известен с XIV века. Отец поэта Иван Тютчев служил в Кремле, в последние годы жизни руководил «Экспедицией Кремлевского строения» — государственной организацией, которая следила за состоянием исторических памятников. Мать Федора Тютчева Екатерину Толстую публицист Иван Аксаков описал как «женщину замечательного ума»,  отличная семья, образование, служба.

ТЮТЧЕВ и МОСКВА

В юности с1807г Тютчев жил в доме № 11 по Армянскому переулку. Здесь нередко бывал В. Жуковский, с которым отец поэта был в дружеских отношениях.

В 1822 году будущий поэт поступил на дипломатическую службу и покинул Москву на 21 год.

С 1843 году Тютчев бывает в Москве почти ежегодно. Тютчев принимает участие в литературной жизни Москвы. Он часто бывает у Чаадаева, у своего знакомого В. Одоевского, его принимал у себя С. Аксаков (Тверской бульвар, 24), у Путяты (на Большой Никитской улице, дом № 46 и на Никитском бульваре, дом № 9, (не сохранился). В конце 1860-х годов он возглавлял Общество любителей российской словесности.
Много времени проводил Тютчев у драматурга и поэта Н. Сушкова (Пименовский, ныне Старопименовский, переулок, 11). В разные годы здесь бывали Гоголь, Л. Толстой, П. Вяземский, Д. Григорович, Ф. Глинка, Н. Павлов.

В Москве поэт мог останавливаться у матери (Армянский переулок, дом 11) или у брата, отставного полковника генерального штаба Н. Тютчева, жившего с середины 1850-х годов до начала 1860-х годов на Большой Дмитровке (дом № 26), а затем в Пименовском (Старопименовском) переулке (дом № 14, не сохранился). Фет не раз посещал Тютчева в гостинице Шевалдышева на Тверской улице (дом № 12, не сохранился).

Дипломатическая служба Тютчева протекала в Баварии, Греции, Мюнхене, но не была успешной для его карьеры, однако имела очень яркий, критический и патриотический оттенок, что позволило  ему иметь особое назначение как "поддержание русского авторитета за рубежом". Яркий, острый, критичный ум Тютчева четко видел все нюансы, преграды в международных отношениях и имел особое мнение об урегулировании напряженных отношений.

Поэтика и Лирика Тютчева занимает особое место в русской поэзии. В свежих и волнующе притягательных стихах Тютчева красота поэтических образов сочетается с глубиною мысли и остротой философских обобщений. Его лирика – это маленькая частица большого целого, но это маленькое воспринимается не отдельно, а находящимся во взаимосвязи со всем миром и в то же время несущим в себе самостоятельную идею

СОВРЕМЕННИКИ О ТЮТЧЕВЕ
А.А. Фет в статье «О стихотворениях Ф.Тютчева» (1859) уже категорично назвал Тютчева «поэтом мысли». Теперь мы видим, что каждый из современников указывает на главную особенность тютчевской поэзии - наличие мысли в стихах. В 1874 году на философичность поэзии Ф.Тютчева указал критик В.Г. Авсеенко: « … в его стихах…отражается уже та потребность рефлексии, которая сделалась одним из признаков новой поэзии». По мнению философа-критика В.Соловьёва, «раскрытие поэтического смысла природной жизни Пушкин как бы предоставил своему глубокомысленному современнику Тютчеву…

ПЕРВЫЙ СБОРНИК СТИХОВ. небольшое наследие - около 400 сот  В. И. Тютчева вышел в 1854 году под редакцией И. С. Тургенева. это стало вторым открытием Тютчева на родине, сборник имел колоссальный успех, а в 1868 году было опубликовано второе прижизненное издание стихотворений поэта. Ф. И. Тютчев стал заметной фигурой в литературных и светских салонах. Он отличался остроумием, имел блестящее образование, одинаково хорошо писал и по-русски, и по-французски. Тютчев имел широкий круг знакомств при дворе и в правительственных кругах, а его мнение опытного политического мыслителя и дипломата высоко ценилось, к нему прислушивались, его уважали. Поэта знали Лев Толстой, Гончаров, Тургенев.

 Природа – отражение и выражение внутренних состояний человека, и в ней тоже все мимолетно, неустойчиво, как тень. Но в тоже время природа – это и выражение всемогущества Творца, в ней – отсвет Его славы. Бог зрится в природе.
Только связь с Богом может дать человеку прочную основу, защиту от окружающего нас ужаса безграничности – к Богу Тютчев постоянно и обращается в стихах.
В тоже время Тютчев печалится о трагичности земной жизни, разлада во всем. Выход из этого разлада – только борьба со своим «я», с гордостью и гуманизмом и вера в Бога со смирением перед Ним. Без веры теряется смысл жизни и опора человека в этом мире. Только вера побеждает время и входит с человеком в Божественную вечность. Бессилие и трагизм человека – только в недостатке веры. Сила – в вере.