Сказка про курочку Кружо и пса Трезо

Алла Никитко
         
*************************************

Жили-были на белом свете добрые хозяева. И всего то хозяйства у них было: пёс да куриное семейство.
Пёс Трезо  был славный: не найти в округе человека, которого бы он не встретил радушно в хозяйском дворе, не  обнюхал с любопытством, да и потерял интерес к пришельцу. Сколько не объясняли ему хозяева, что он –  сторож, Трезо так и не понял, что сторож должен делать. Вздыхали хозяева и повторяли:
– До чего бесполезный пёс!
Со временем они махнули на него рукой и просто любили. Иногда за проказы ему доставалось веником по боку, но какой же дворовый пёс не знаком с веником..
В молодые годы он бодро носил на спине хвост-кренделёк, время от времени делал подкоп под хозяйским забором  и сбегал со двора по своим пёсьим делам, за что, собственно,  и доставалось ему веником.
Когда пёс постарел, стал он совершенно глух,  хвост-колечко распрямил и  спустил долу, сам Трезо ссутулился, лапы стали какие-то ватные и непослушные, куда и прыть вся подевалась.  Хозяева же, жалея его,  так избаловали, что порой даже с ложки кормили. Любимым блюдом Трезо были бабушкины сырники со сметаной, желательно три штуки сразу. Вкусными сырники были оттого, что готовила их бабушка  на домашних куриных яйцах.
Три вещи, которых с детства боялся Трезо, это грозы с фейерверками и куриные клювы.
Заслышав гром, пёс дрожал, забивался в свою конуру, а если впускали в дом, то ещё надёжнее.
Куриные же клювы он старался обходить стороной, ибо хоть шуба его была густая, да кожаный нос – совершенно беззащитный.
Куриное семейство было обширное. Всех куриц – ровно десять. Были они разные: пара белоснежных, пара чёрных, три рыжих да три пёстрых. Некоторые, так прямо отличались красотой. Две из них даже имели собственные имена. Одна, чёрная, с великолепным ожерельем из светлых пёрышек на грудке, звалась Жабо. Другая, рыжевато-жёлтая, важная и крупная, носила имя Бежо. Так их назвал дедушка.
 Поскольку петуха в семействе не было, то и лада  между курами не было никакого: они без конца ссорились, склочничали,  частенько таскали друг друга за красные гребешки, рвали друг у дружки перья и стучали клювами друг дружке по темени.  Не забывали и про бока зазевавшегося Трезо. Одним словом, вздорные были девицы.
Особенно выделялась нравом Бежо. Она держала верх надо всеми. Над ней же самой держала верх Жабо.
Куры были чрезвычайно прожорливы. Им постоянно казалось, что еда в миске Трезо вкуснее и сытнее, чем в их собственной. Стоило оставить псу свою порцию «на потом», нахалки непременно умудрялись очистить миску, даже если хозяева убирали её в пёсью конуру,бесцеремонно забираясь туда прямо с куриными лапами.
Бабушка с дедушкой возмущались таким самоуправством. Но сколько бы раз дедушка не прогонял старой метлой вороватых обжор в сад, они упрямо возвращались к будке Трезо. Тогда дедушка хватал знакомый веник и для верности  швырял его вслед воровкам. Но не проходило и пары минут, как две-три куриные головы снова коварно выглядывали из-за угла: не ушёл ли дедушка в дом?
Хозяева терпели этих хулиганок лишь за то, что они исправно несли яйца.
Сами куры-забияки боялись только коршуна да знали понаслышке про коварных хищников – хорьков.
Однажды на исходе лета, после вечерней кормёжки, приключилось странное: одна из пёстрых курочек без имени внезапно стала падать на бок, затем на другой, затем – приседать на хвост, словно её опоили бабушкиной вишнёвой наливкой. И так её водило, и этак. Настоящее кружение куриной головы случилось.
Делать нечего. Посадили бедняжку в ящик с сеном и оставили в сарае на ночь рядом с куриным насестом. Утро вечера мудренее..
Но утром курочка продолжала кружиться, куриные ноги совсем её не слушались. Решили дать ей человеческого лекарства от головокружения, да всё без толку.
Зерно же она клевала при этом с удовольствием, булку глотала с аппетитом, а с сырником управлялась не хуже самого Трезо. Чудеса..
Так и повелось. Сидит бедняга день и ночь в ящике, выходит поесть да всё кружится. Настоящее Кружо.
Так и у третей курочки имя появилось.
Чтобы остальные хулиганки не обижали Кружо, хозяева стали выпускать её на прогулки в малый садик, под старую грушу. Там она ковыляла потихоньку, что-то поклёвывала себе и возвращалась на ночь в свой ящик.
Шло время. Закончилось лето, наступила осень, долгая, неуютная, с дождями и туманами.
Трезо всё меньше слонялся по двору. Реже  видя хозяев на улице, чаще заглядывал в их дом и раньше укладывался спать.
Все девять куриц, не исключая Жабо и Бежо, дружно принялись готовиться к зиме – менять свои наряды из перьев на тёплые, зимние, с подпушкой: и сделались  они все одинаково некрасивы. У одной – смешное старое перо вместо хвоста, у другой –  вовсе хвоста нет, у третей – на голове ничего не осталось. От огорчения ли, от дурного ли настроения,  но все куры дружно растеряли аппетит и прекратили нести яйца. Приходят дедушка с бабушкой в сарай, в гнёзда заглядывают, да без толку..  Ни тебе сырники приготовить, ни котлетки, которые пёс Трезо тоже очень уважал.
Вот уж и осень минула, зима настала, снег выпал. Куриная семья перестала выходить на прогулки. День-деньской стоят  они в сарае да ссорятся: кто главнее, кто сильнее, кто красивее.
И только Кружо держалась в сторонке, поближе к своему ящику, избегая клювов сварливых подруг. А дедушка с бабушкой между тем продолжали потихоньку подкармливать бедняжку, не желая отправлять её в суп. Авось, поправится..
В середине декабря совсем иссякли запасы яиц у хозяев. А между тем, праздники на носу: Новый год, Рождество.. А какой же Новый  год без оливье! И какой оливье – без яиц!
Вернулся однажды дедушка из сарая и удивил бабушку:
– Взгляни, – говорит, –  яйцо!
– Ты где взял?  – спрашивает бабушка.
– В ящике у Кружо!
– Вот чудеса! Бедная наша Кружо яйцо снесла!
И повелось так: что не день – в гнёздышке Кружо свежее яйцо для хозяев. Это она так за заботу благодарила, наверное. К Новому году набралась целая корзинка.
Однажды вечером дедушка зашёл в курятник, проверить кур перед ночлегом. Трезо следом за ним зашёл, углы для порядка обнюхать: нет ли посторонних меток.
Дедушка, пересчитав куриц (девять на насесте и десятая Кружо в ящике), не заметив пса, выключил в курятнике свет,  вышел, затворив за собою дверь и заперев её на надёжный запор. Пёс растерянно уставился на дверь, взвизгнул, ткнулся в неё носом, поскрёбся лапами – да всё без толку. Дедушка то был глух, как и сам Трезо.
Взгрустнул пёс об уютной своей  конуре с мягким соломенным матрацем, да делать нечего – скрутился калачиком недалеко от ящика Кружо и задремал.
Хотя пёс был глух, но нюх у него был острый, как у молодого. Да и глаза зоркие. Пробудился он среди ночи от странного резкого запаха. Приоткрыв глаза, Трезо увидел во тьме  светящиеся зелёные огоньки в углу под насестом. Пара огоньков стала приближаться к ящику с Кружо.
– Хорёк! – сообразил Трезо.  – Да нет, хорьки: целое семейство! А как же куры? А как наша  бедная Кружо? Она и убежать то не сумеет!
А хорёк между тем уже нацеливался вцепиться в горлышко нашей Кружо. И тут Трезо с хриплым лаем бросился на защиту куриного семейства. Он вцепился в хвост Старшего Хорька, и хотя тот, отчаянно извиваясь, норовил цапнуть пса за нос, Трезо не сплоховал. Откуда и сила, и ловкость взялись!
Что тут началось: куры кудахтали! Жабо кричала не своим голосом:
– Караул!
Бежо вторила ей:
– Помогите! Убивают!
Вся куриная семья бестолково хлопала крыльями, разноцветные перья летали по сарайчику, птицы метались, хорьки шалели от их громкого базара и от грозного собачьего рыка.
И лишь Кружо не растерялась. Едва клубок из пса  Трезо и всего хорькового семейства приближался к её ящику, она, не долго думая, метко прицелившись, клевала кого-нибудь из грабителей.   
Понял Старший Хорёк, что тут не поживиться: самому бы живу остаться! Рванулся он в угол курятника, где разбойники прорыли свой лаз, за ним – и  остальное хорьковое воинство. Мохнатый хвост Старшего Хорька остался в зубах Трезо.
Еле угомонились куры. Да и пёс долго повторял в запале:
– Подавайте мне хорьков!  Воу! Боу-воу! Всех порву-распотрошу!
Наконец, перед рассветом забылись сном..
Утром хозяева удивились, что Трезо не встречает их у крыльца. Куда подевался пёс? Не подкопал ли снег, как в молодые годы?
– Вот  где беда! Теперь зови - не зови: не услышит. Пропал наш Трезо!
Опечалились дедушка с бабушкой, да делать то нечего. Отправились в куриный сарайчик: кормить пернатое семейство пора.
Каково же было удивление, когда из распахнутого курятника  выскочил им  навстречу  их Трезо!  А в сарайчике то что делается: вверх дном всё, в перьях, в пухе! И пушистое что-то на полу валяется.
Догадались обо всём хозяева! И давай они Трезо хвалить, ласкать да сырниками кормить!
– Сторож ты наш! Понял, наконец!
А куры с тех пор ни разу Трезо не клюнули. И Кружо выздоровела окончательно.
А у хозяев что ни день – в гнёздах свежие яйца.

*******************************

28.12.2022