Конструктив

Дария Рей
Часто вспоминаю эпизод из Войны и мира Л. Н. Толстого, в котором Андрей Болконский лежит под небом, а вокруг битва при Аустерлице. Момент о природном естестве, не зависящем от человеческих действий. Люди могут делать всё что им вздумается ради больших и очень больших целей, но природа всегда отдельна. Она есть.
Что видел Болконский?
Смерть, хаос, разрушение
Но стоило ему получить ранение
Как он сразу почувствовал настоящую человеческую слабость
И эта человеческая слабость силой притяжения
Наклонила его к земле, заставив принять вертикальное положение
Чтобы увидеть небо и облаков простое движение
Этот эпизод повторяется
Автоматически в стремлении
Столкнуться с каждым действующим лицом
Живущем вне книг и вне времени
.
Так и сейчас. Едешь в автобусе с мыслями о своих проблемах и вдруг случайно поднимаешь глаза. Видишь в окне небо. Кусочек белого облака, луч солнца, безупречность синего цвета. И всё исчезает. Мир теряет ценность, есть только ты и увиденная твоим глазом синева. А потом женщина толкает тебя в бок, кондуктор просит оплатить проезд, телефон звонит. Реальность возвращается, миг короток и мал, но ценность его в том, чтобы обесценивать неприятное, серое, унылое и повседневное.

Или ты в океане мыслей и обязанностей вышел на улицу. Океан, в конструкциях волн которых ты запутался и вот вот захлебнешься солёной водой. Вышел, к примеру, даже из этого автобуса. Или троллейбуса. Или метро. В целом любого транспортного средства, может и машины марки Mazda. Декабрь, погода как будто успокоилась. Темно, небо вроде синее, но уже ближе к цвету черной смородины. Ты идёшь, но вдруг взгляд ловит мелкие снежинки, искрящиеся в прожектором свете фонарного луча. Темный фон, белый снег, жёлтый льющийся электрический свет, зимний воздух и твоё непрекращающиеся отчаяние. Фон забирает свет, снег летит на лицо и тает от теплого прикосновения, фонарный свет подчеркивает хрупкость снежинок, кислород оживляет (малые дозы и есть лекарство) и всё это вместе забирает часть тебя. Твою самую темную, самую отвратительную часть, про существование которой ты знаешь, но ничего не делаешь. Или делаешь, но делаешь не достаточно. В любом случае эта часть дана тебе для борьбы, дана тебе для контраста, дана тебе для тебя и только ты сам знаешь как сделать так, чтобы она затерялась на темном фоне, растаяла словно снег, попала под влияние льющегося света. Света, который находится вне тебя.