Шедевры Русского музея Умиление

Вадим Константинов 2
                Сердца ожесточились
                Столь,
                Что в них любви
                Осталось мало...

                И поровну на нас
                Всю боль
                Мадонна эта
                Расплескала...

                Чтоб осознали,
                Наконец,
                Мы пагубу страстей
                Порочных...

                И умягченье злых
                Сердец,
                Как прежде актуально
                Очень!..
                23.12.2022.



«Богоматерь Умиление злых сердец» — картина Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина, написанная в 1914—1915 годах.

Свою карьеру Петров-Водкин начал с создания образа Богоматери с Младенцем на стене церковной апсиды Ортопедического института доктора Вредена в Александровском парке на Петроградской стороне. К образу Богородицы он вернулся много лет спустя. В 1913—1915 годах Петров-Водкин работал над росписями в соборах Кронштадта и Сум. Видимо, именно с этим связано появление этой картины, а также картины «Мать» (1915), где Мадонна с Младенцем предстаёт в образе молодой крестьянки, кормящей ребёнка грудью.

Художник назвал свою картину «Богоматерь Умиление злых сердец», а в православной иконографии есть тип иконы «Умягчение злых сердец», перед которой обычно молятся об умиротворении враждующих и об умягчении злых сердец, при вражде или гонениях. Картина была написана Петровым-Водкиным в годы Первой мировой войны и представляет собой отклик художника на трагические события того времени. Небольшое по размерам полотно воспринимается как монументальное произведение. Художник представил оплечное изображение Богородицы в ярко-алом мафории с поднятыми руками в позе Оранты. Руками Она как бы стремится успокоить или благословить тех, кто смотрит на Неё. Слева видна фигура Богородицы с младенцем Иисусом, а справа — фигура распятого Христа. Выражение лица у неё спокойное. Петров-Водкин создал трепетный и возвышенный образ, один из самых сильных по глубине воздействия в своём творчестве.

Картина находилась в коллекции известного ученого Б.Н. Окунева (Ленинград). Его наследницы - супруга Наталья Николаевна и дочь Кира Борисовна - в 1980-х годах составили завещание о передаче картины (в составе большой коллекции живописи и графики) в собрание Государственного Русского музея.
https://ru.wikipedia.org/wiki/