Социально-политическое устройство Норвегии

Александр Аникеев
      Официальное название Норвегии — Королевство Норвегия.  Это государство в Северной Европе, располагающееся в западной части Скандинавского полуострова и на огромном количестве прилегающих мелких островов, а также архипелаге Шпицберген (Свальбард), островах Ян-Майен и Медвежий в Северном Ледовитом океане.

      Форма правления — конституционная монархия, форма государственного устройства — унитарная. Король — Харальд V, премьер-министр — Йонас Гар Стёре. Государство Норвегия объединяет 11 фюльке (губерний), которые в свою очередь делятся на 356 самоуправляемых муниципалитетов или коммун, каждая из которых имеют свой совет, избираемый на 4 года. Все муниципалитеты Норвегии единым ЗАКОНОМ страны связаны социально-экономическими взаимоотношениями между собой с целью социально благополучного проживания всего населения страны трудящегося на благо общества, в том числе и короля!

      Органы местного самоуправления имеют право самостоятельного налогообложения, однако многие властные полномочия осуществляются на областном и федеральном уровнях. В стране действует Конституция от 17 мая 1814 года с рядом поправок и изменений. В соответствии с ней официальная государственная религия - евангелическо-лютеранская. Столица Норвегии и резиденция правительства — Осло.

      Норвегия — многонациональное государство с широким этнокультурным, религиозным, расовым и национальным многообразием.  Норвегия является одной из крупнейших стран Европы с населением Численность населения Норвегии — 5 265 158 человек (июль 2016 г.), то есть с плотностью 16 человек на 1 км;, городское население — 78 %.

      Русскоязычных проживает около 10 000, причём женщин в 2,5 раза больше, чем мужчин. Около 9% населения страны составляют выходцы из других стран мира или их потомки. Норвегия входит в НАТО, Скандинавский паспортный союз и Шенгенскую зону.  С 2001 до 2006 и начиная с 2009 года Норвегия возглавляет список стран по индексу человеческого развития.


      Сегодня Норвегия — крупнейший производитель нефти и газа в Северной Европе. Доля нефтегазового сектора в ВВП — 23 % в 2015 году. Но если население всей Норвегии сопоставимо по численности с Сингапуром, что обеспечивает один из высочайших показателей ВВП (по ППС) на душу населения в мире, то в Сингапуре почти совсем нет никаких природных ресурсов и даже питьевая вода привозная. Но по уровню жизни, учитывая огромное различие в климатических условиях, социальный уровень жизни трудящегося населения у этих стран почти одинаковый.

      Благодаря высокой трудовой ответственности граждан Норвегии и несмотря на достаточно тяжелые климатические условия и низкую плотность населения, эта страна к концу XX века стала иметь самый высокий уровнем жизни населения, с наибольшей социальной защищенностью своих граждан, по ряду экономических показателей далеко опередив многие страны Западной Европы.  Особое внимание в Норвегии уделяется вопросам образования, повышения квалификации в общественно необходимом труде, семейной политики, ограничению употребления алкоголя и табака, сокращения правонарушений.

      Все это очень отличается от Норвегии первой половины XX века – страны с колоссальным внешним долгом, низким уровнем благосостояния граждан и бедностью государственного бюджета. В последнее время Северная Европа играет особую роль в расстановке современных геополитических сил. Он является не просто одним из важнейших источников сырья, но и достаточно стабилен (в противовес Югу), к тому же обладает развитой инфраструктурой и участвует в политических процессах. В связи с этим Север Европы становится притягательным не только для Старого Света, но и для США.

      Норвегия, в отличие от своих соседей по Скандинавскому полуострову, не входит в Европейский союз. Норвежцы абсолютно довольны таким положением вещей, ведь им и без Евросоюза живется неплохо: самые высокие пенсии, зарплаты, нормы социально-бытовых условий жизни для всех добросовестных и законопослушных граждан общества, ВВП на душу населения, уровень продолжительности жизни, здоровья нации, грамотности людей, в то же время очень низкое число нищих и безработных. Норвегия успешно развивается согласно идее государства всеобщего благоденствия.

      Официально король присутствует на всех церемониях и ведет формальные заседания правительства (Государственного Совета), а также назначает этот Совет из имеющих право голоса норвежских граждан и распределяет между ними дела. К норвежской монархии можно применить формулу «король царствует, но не правит», т. е. он не может единолично осуществлять все государственные полномочия, но его фигура священна и неприкосновенна – он не несет ответственности, ее несут советники.

      Одной из областей, в которых король может распоряжаться самостоятельно, является фамильный закон - он регулирует организацию двора, отношения внутри семьи. Король Норвегии является послом и представителем нации за рубежом, также является верховным главнокомандующим и главой норвежской государственной церкви.  Глава государства в целом имеет представительские полномочия, которые проявляются в ратификации от его имени наиболее важных международных соглашений, а также от его имени издаются законы и постановления правительства.

      Государственный Совет - правительство Норвегии –  коллегиальный орган, в котором  решения принимаются большинством голосов. Состоит он из премьер-министра и не менее чем семи других членов, причем более половины членов Совета должны исповедовать официальную евангелическо-лютеранскую религию.  Членов совета назначает король, а утверждает партия большинства или коалиция в парламенте. Согласно конституции все решения в правительстве принимаются при участии короля. Без этого Государственный Совет не представляет собой конституционного органа исполнительной власти, поскольку последняя находится у короля.

      На самом деле получается так, что король – председатель правительства, а премьер-министр – председатель Госсовета. И Совет становится правительством, как только на его заседании присутствует король. Каждый из членов Государственного Совета, как правило, является главой своего департамента. С февраля 2007 года правительство насчитывает 17 министерств и включает в себя премьер-министра и 18 министров. Согласно конституции основная задача департаментов – готовить проекты необходимых решений для Госсовета.

      Взаимоотношения короля и советников строятся на основе взаимной ответственности друг перед другом. Советники короля могут ставить под сомнение его решения в отношении принимаемых законов и отправлять их на специальное рассмотрение в Государственном Совете. Король же может не подписать решение Госсовета, только если сам считает, что оно противоречит конституции. Однако на практике такое, конечно, редко применяется, так как на самом заседании Государственного Совета рассматриваются заранее принятые решения.

      Премьер-министр, а также другие члены Государственного Совета и государственные секретари могут, без предварительного судебного решения, увольняться со службы Королем по заслушиванию мнения об этом Государственного совета. Министры могут участвовать в парламентских прениях, но не имеют права голоса.
      
      Стортинг  – это однопалатный парламент  Норвегии, обладающий законодательной  властью. С 2005 года он состоит из 169 депутатов избираемых каждые 4 года. Парламент не может быть распущен, не  может быть досрочных выборов. Норвежская избирательная система основана на принципах прямого выбора и пропорционального представительства. Избирать и быть избранным норвежец может с 18-летнего возраста, но для избрания в Стортинг лицо должно проживать в государстве не менее 10 лет. Выдвижение кандидатов на выборы происходит от политических партий или от граждан.

      Исполнительная власть в стране принадлежит Правительству. Глава Правительства — премьер-министр, которым становится лидер победившей на выборах в парламент партии. С 2019 года правительственную коалицию формируют Консервативная партия, Партия прогресса, Либеральная партия и Христианская народная партия, пост премьер-министра занимает лидер консерваторов Эрна Сульберг.

      Основным избирательным участком в Норвегии является коммуна, а округом – губерния; для так называемых уравнительных мандатов, их 8, избирательный округ – вся страна. Окружные представители распределяются между избирательными округами определенным образом в зависимости от проживающего населения. Особенностью скандинавских стран является метод подсчета голосов. Метод этот сугубо математический и довольно изощренный, ставящий целью максимально учесть предпочтения большинства избирателей. Партии не может предоставляться дополнительный мандат, если она получила менее 4% голосов в целом по стране.

      Стортинг  разделен на 2 части (Одельстинг и Лагтинг), но все же считается однопалатным. Ведь члены его частей избираются по одним правилам, действует один руководящий орган – президиум Стортинга, наиболее важные решения принимаются на совместном заседании – на пленуме.  Норвежцы сами предпочитают называть свою законодательную систему как «однопалатную с некоторыми чертами двухпалатности».

      В современных условиях центр  тяжести больше перемещается  из президиума в важнейшие  комитеты и партийные фракции  (группы) парламента. Комитеты также  могут осуществлять свои функции  в промежутках между сессиями, для этого им теперь не нужно  спрашивать разрешения у президиума, хотя раньше такие заседания проводились только с его разрешения. Важно заметить то, что основная работа по решению вопросов внешней и внутренней политики фактически осуществляется не Стортингом, а комитетом по иностранным делам. Именно в подобном комитете правящая партия старается обеспечить себе большинство голосов.

      Для принятия поправок к конституции необходимо, чтобы решение приняло 2/3 всех членов парламента. Согласно статье 112 конституции Норвегии, для того, чтобы решение вступило в силу, необходимо принятие этого решения на пленарном заседании Стортинга двух созывов. В этом случае уже инициатива находится в руках депутатов, а не правительства.


      В Норвегии функционирует многопартийная политическая система.

      Политические партии. Правые - Партия прогресса — правопопулистская партия.

      Правоцентристские - Консервативная партия — либерально-консервативная.

      Центристские - Христианская народная партия — христианско-демократическая; Либеральная партия, Партия Центра — аграрная.

      Левоцентристские - Рабочая партия — социал-демократическая; Партия зелёных — экологистская.

      Левые - Социалистическая левая партия или левосоциалистическая.

      Ультралевые - «Красные» — марксистская  (включая  маоистскую  и  троцкистскую традиции); объединение Красного избирательного альянса и Рабочей коммунистической партии.

      К причинам поражения Норвежской Рабочей Партии чаще всего относят скандальное решение 1997 г. о приватизации части государственной собственности, отказ от снижения подоходного налога, а также излишняя самонадеянность. Однако за все время своего существования Рабочая партия играла решающую роль в формировании норвежского государства всеобщего благоденствия: существенно сократились различия между богатыми и бедными. Это достигалось в основном при стремлении формирования социальных гарантий на социально-бытовые условия жизни для трудящегося населения по труду, а не по капиталу, по достойным человека нормам от общего количества производимых трудящимися социальных благ. При сохранении рынка на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия общества.

      Сегодня в Норвегии существует всесторонняя система благосостояния и низкая безработица относительно большинства других стран. НРП активно сотрудничает с профсоюзным движением (LO) – отношения основаны на диалоге и обсуждениях. обеспечить полную занятость и социальную справедливость;
сделать норвежское общество одним из самых социально прогрессивных в мире;
предоставить людям уверенность в завтрашнем дне;
усовершенствовать систему социальных гарантий для всех граждан страны;
предпринимать более активные действия в международной сфере.

       По  вопросу присоединения к Евросоюзу Рабочая партия всегда высказывалась  положительно. Но поскольку норвежцы с этим не согласились (что показали на двух референдумах), то НРП выступает  лишь за тесное сотрудничество с Евросоюзом.
 
 
       Являясь одной из самых социально развитых стран  мира, Норвегия развивается согласно идее создания государства всеобщего благоденствия. Эта страна уже несколько  лет подряд занимает первые места  во всевозможных рейтингах по социальному благополучию трудящихся граждан Норвегии и их семей. Средняя  продолжительность жизни в Норвегии составляет 78,7 лет, средний уровень здоровья нации очень высок, процент грамотных  людей в стране фактически составляет 100%, и практически у всех есть среднее образование. По сравнению с другими странами в Норвегии практически невозможно встретить нищих. Королевство занимает одно из первых мест в мире по размерам ВВП на душу населения и по уровню заработной платы (средний уровень заработной платы составляет 5000 долл.). Продолжительность рабочей недели – 37,5 часа, установлен 4-недельный оплачиваемый отпуск.

       Большинство детей в Норвегии вырастают в хороших социально-бытовых условиях, живут в безопасности, в финансовом и в материальном достатке. Однако, данная ситуация касается не всех. Поэтому Министерство по делам детей и равноправия ежегодно выбирает лучшую Коммуну детей и молодежи.  А через год правительство проводит оценку мер, принятых коммуной для улучшения условий жизни детей и молодежи. А если пожилые люди живут в домах престарелых, то это для них благо, так как пенсия им сохраняется, а Норвегия на весь мир славится своими высокими пенсиями. И это все лишь малая часть того, что делается в государстве по вопросам условий жизни детей, молодежи страны, для пожилых людей и для улучшения благосостояния семьи.

       Медицинское обслуживание в Норвегии платное, однако, 80% расходов на врачебную помощь, на приобретение некоторых видов лекарств финансируется из фондов социального  страхования. «В соответствии с идеей  государства всеобщего благоденствия в Норвегии была введена система универсального государственного медицинского обслуживания, финансируемая налогоплательщиками, а также система национального всеобщего страхования, распространяющаяся на всех граждан Норвегии и лиц, постоянно проживающих в стране». Эта система предоставляет право на широкий спектр социальных льгот.

       Норвегия  – развитая индустриально-аграрная страна  с высокой долей  в  экономике энергоёмких отраслей промышленности, судоходства, рыболовного  промысла и, конечно же, нефтеперерабатывающей промышленности (экспорт нефти составляет 46% от общего норвежского экспорта). Основные направления экономической политики Норвегии: стабилизация и предотвращение инфляции и безработицы, стимулирование роста, влияние на распределение доходов. Страна занимает ведущее место по производству электроэнергии на душу населения.

      В пересчете на душу населения Норвегия производит электричества больше всех в мире, а по потреблению почти вдвое превосходит США.  Очень важное место в экономическом развитии занимает рыболовство – по улову и экспорту рыбы Норвегия занимает одно из ведущих мест в мире. Опыт норвежской модели свидетельствует об успехе смешанной экономики с рыночным социально ориентированным хозяйством вместе с активным регулированием государством направлений для обеспечения основных социальных гарантий для населения.

      Особенной чертой норвежского общества, как  и вообще скандинавских стран, является гендерное равноправие. Эта политика на протяжении многих десятилетий проводилась правительством. Норвегия возглавляет список стран с равными возможностями для мужчин и женщин.  Норвежский закон о равноправии между полами был принят в 1978 году.  В нем запрещаются любые формы дискриминации по половому признаку во всех сферах жизни общества. За соблюдением закона следит специально уполномоченное Бюро. Важность гендерной перспективы определяется тем, что выбор и предпочтения, как у женщин, так и у мужчин часто определяются биологическим полом. Поэтому Министерство по делам детей и равноправия проводит активную политику и по привлечению к сотрудничеству мужчин.

      Что касается женщин-политиков, то теперь каждое правительство стремится раздать женщинам как можно больше постов, потому что им больше доверяют во власти. В 1981 г. впервые в истории правительство возглавила женщина – Гру Харлем Брундтланд (лидер Рабочей партии).  В сегодняшнем правительстве многие министерские портфели принадлежат женщинам, они же занимают много мест в списке депутатов правящей партии, на трех парламентариев-мужчин приходится почти два парламентария-женщины.

      Стортинг принял закон, полностью легализующий однополые браки, а также значительно расширяющий права однополых пар на усыновление детей. День назвали «историческим», а закон сравнивают с предоставлением права голоса женщинам и принятием законодательства о гендерном равноправии. Однако, безусловно, есть и критикующие эти нововведения – это оппозиционные Христианская демократическая партия и Партия Прогресса.
         
      Норвегия  – одна из богатейших стран мира по запасам нефти и газа. Норвежские месторождения в Северном море и Арктике во время кризиса 1973 г. Норвегия спасли Западную Европу,  когда арабский мир бойкотировал нефтяные поставки. Резервы государства с населением чуть более 5 млн. человек составляют 300 млрд. долларов, т. е. 60 тыс. долларов на человека. Но, как ни странно, многие норвежцы испытывают беспокойство по этому поводу. Причиной этому являются нефтяные доллары, благодаря которым государство стало одним из самых дорогих в мире. Норвежцы, безусловно, более чем платежеспособны, но их беспокоит чересчур экономное правительство, избегающее лишних расходов.

      Проблема  всплыла в октябре 2006 г., когда  правительство предоставило проект бюджета на будущий год. Министр  финансов принял решение об увеличении ставок налогов – как подоходного, так и налогов на жилье, топливо, продукты питания, несмотря на низкий уровень безработицы (2,5%) и процветающую экономику.   Норвежцы возмущаются и считают, что правительство занимается мазохизмом, когда клянется не расходовать более 4% поступлений от продажи нефти, отказываясь при этом от инвестирования в экономику страны. Такой феномен назвали «нефтяным отравлением». Министерство финансов планирует использовать нефтяные деньги на повышение объемов средств, расходуемых на помощь другим государствам (хотя эта доля и так самая большая в мире), а также будут списаны практически все долги с государств, получавших займы от Норвегии.

      Жители  государства возмущены такими перспективами  – ведь есть объекты внутри страны, которые следовало бы привести в  порядок. Поэтому не удивительно, что в Норвегии появилась политическая ниша, которую заняла Партия прогресса. Новому харизматичному лидеру – Сив Йенсен – удалось  привлечь внимание СМИ и значительную часть населения к партии, лишь поднимая вопрос об использовании нефтяных средств.  Сейчас Партия Прогресса является одной из оппозиционных партий поддерживаемой населением и хотя экономисты предсказывают, что если Норвегия начнет расходовать более 4% доходов от продажи нефти и газа, это вызовет виток инфляции, повышение валютного курса, а в итоге – безработицу, жители государства говорят, что это лишь отговорки, все больше и больше проникаясь доверием к Партии прогресса.

      Другая  актуальная проблема Норвегии, связанная с нефтью – это вопрос «что  делать, когда она закончится?». На сельское хозяйство надежд мало (пахотные земли занимают всего 4% территории). Нефтяных запасов осталось лет на 50 лет, газовых – на 100. Поэтому важным фактором развития норвежской экономики стало разведение рыбы. Если искусственное выращивание рыбы будет развиваться так же успешно, то доходы государства от продажи морепродуктов превысят доходы от нефтяной и газовой отраслей. По иронии судьбы именно нефтяная отрасль стала в свое время источником финансирования для возрождения рыбной промышленности. Тогда государство поступило очень разумно, вложив значительную часть доходов от нефти в рыбную отрасль, ведь сейчас прогнозируют падение цен на нефть и, наоборот, рост цен на продукты. Ну и, конечно, нельзя забывать о традиционных отраслях – металлургии, судоходстве – они играют и будут играть очень важную роль. А если добавить к этому наукоемкие технологии, можно надеяться, что Норвегии будет на что жить в будущем.

      В Норвегии, как и во многих других странах, важное место занимает проблема иммиграции. На сегодняшний день иммигранты составляют более 415 тыс. человек или 8,9% населения страны. Эмигрантами являются представители более чем 200 стран, приехавших в Норвегию с различными целями. С момента последнего расширения ЕС (т. е. с 1 мая 2004 г.), в Норвегию увеличился приток рабочей силы из стран Балтии и Польши. Большинство таких приезжающих находится в Норвегии временно, однако многие остаются в Норвегии на длительный срок. Правительство ставит перед собой цель – это такое решение иммиграционного вопроса, которое поможет обеспечить стабильное экономическое и социальное развитие страны, в то же время в соответствии с международными обязательствами и целями создания условий для культурного и информационного обмена. За последние годы произошел ряд значительных изменений:
      реорганизованы ведомства, которые занимаются вопросами иммигрантов;
      внесено много изменений  и поправок в основные законы, регулирующие иммиграционные вопросы, как например Закон об иностранцах от 24.06.88;
      принято несколько  новых законов, как например Закон  о гражданстве, который действует  с 01.09.2006 и Закон об интеграции от 04.07.2003;
      разработана и реализована  новая программа интеграции иностранцев  в норвежское общество с целью  обучения норвежскому языку, предоставления информации о норвежском обществе и подготовки к выходу на рынок труда или продолжению образования.

      Однако  в правительстве уже было сделано заявление, что «нужно принять меры для ограничения числа лиц, желающих получить убежище, и не нуждающихся в защите».

      В Норвегии в 2008 г. наблюдался самый большой после Нидерландов рост количества просителей убежища и правительство хочет защитить право беженцев на получение убежища, а также желает, чтобы те, кто получает защиту в Норвегии, как можно скорее интегрировались к её законам и становились частью норвежского общества. А для этого необходимо ввести меры для сокращения числа просителей убежища, не нуждающихся в защите.

      Правительство также ввело ряд мер, направленных на сокращение числа беженцев, в том числе, ужесточение требований экономических гарантий и более  широкое применение Положения Дублин II. Это положение говорит о том, что страна, в которой впервые подано заявление о предоставлении убежища, несет ответственность за надлежащее рассмотрение дела, если семья заявителя не проживает на законных основаниях в другой стране. Правительство принимает также ряд дополнительных мер для сокращения количества просителей убежища. Право убежища сейчас может предоставляться тому, для кого в стране проживания существует угроза жизни, опасность быть подвергнутым пыткам со стороны органов власти или других вооруженных группировок по национальному признаку, расовой принадлежности, вероисповеданию или из-за собственных политических убеждений.

      Страны  Скандинавского полуострова всегда считались едва ли не образцом национальной терпимости,  в которых нет почвы для возникновения межнациональной и этнической розни и Норвегия всегда была страной с двух этносов: норвежцев и саами. Народ саами традиционно был расселен на территории четырех государств: Финляндии, Норвегии, России и Швеции, поэтому был признан коренным населением Норвегии. Точных данных нет, но предположительно численность саами составляет около 100 тыс.

      Традиционным источником существования этого народа являются оленеводство, рыболовство, охота, земледелие и народные промыслы. В конце 19 века норвежские власти начали строгую политику норвегизации. Однако с 30-х гг. XX века в отношении саами начала проявляться более позитивная политическая перспектива: новая политическая линия представляла собой отказ от политики ассимиляции. В 80-х годах были созданы Культурный комитет саами и Комитет по правам народа саами. В 2000 г. по решению Стортинга был основан фонд народа саами в 75 млн. норвежских крон. Он должен быть использован с целью укрепления языка и культуры саами, а также служить коллективными компенсациями за урон, нанесенный несправедливыми мерами в отношении народа саами политикой ассимиляции.

      Есть  еще одна растущая проблема после падения власти Норвежской Рабочей Партии – это безработица в Норвегии. Уровень  безработицы  в  Норвегии  составил 3.3 % в 2022 году. Пособие по безработице в Норвегии на 2022 год составляет 1502 евро, эта минимальная величина находится на втором месте после пособия в Дании, что существенно выше, чем в других странах Евросоюза и США.

      Хотя географически является частью Европы, Норвегия не является членом ЕС. Страна провела два референдума о вступлении в Европейский Союз, но каждый раз отказывалась. Против  присоединения к ЕС выступают: Партия Прогресса, Партия Центра и многие другие. У этого движения существуют свои доводы против. Во-первых, если норвежцы присоединятся к ЕС, законы Евросоюза будут иметь большее значение, чем Конституция и другие норвежские законы. Те, кто против, утверждают, что власть в странах-участницах все больше и больше удаляется от тех, кого затрагивают решения, то есть от народа.
 
      Во-вторых, членство ЕС приведет к тому, что Норвегия не сможет сама решать, как управлять рыбными ресурсами. В-третьих, это проблема безработицы в странах ЕС, которая так пугает норвежских избирателей. В-четвертых, это такая важная тема для норвежцев, как экология. Ведь Европейский Союз намного больше уделяет времени вопросам экономического роста, нежели улучшению экологической ситуации. Кроме того, членство в ЕС лишает Норвегию права голоса в мировом сообществе. Этот голос приобретает ЕС. Вот лишь немногие из причин, которые называют противники присоединения Норвегии в Евросоюзу.

      В целом можно сказать, что, оставаясь  вне ЕС, Норвегия, возможно, в большей  степени сохранит внутреннее самоуправление, но не сможет влиять на внешние факторы своей целостности и процветания. Установив более тесные отношения с ЕС, страна получит большее влияние на международную ситуацию, определяющую ее благосостояние и целостность. Но при этом у отдельных граждан Норвегии будет меньше возможностей влиять на собственное положение и условия жизни.  Но, несмотря на то, что Норвегия не входит в ЕС, она всегда была очень тесно связана с Европой, которая всегда была главным направлением внешней политики государства. Норвегия входила в число основателей ООН, НАТО, ОБСЕ и Совета Европы. Наиболее важная форма сотрудничества с ЕС – Соглашение о Европейском Экономическом Пространстве (ЕЭП), по которому Норвегия является частью внутреннего рынка ЕС.

      Государство также участвует в разработке законодательства ЕС по вопросам транспорта, охраны окружающей среды и обязана следовать этому законодательству. Кроме того, Норвегия  участвует в программах ЕС по вопросам культуры, научных исследований, регионального сотрудничества и образования, а также сотрудничает по юридическим вопросам и в области правопорядка. Все граждане Норвегии свободно могут передвигаться внутри Шенгенской зоны. Норвегия, разделяя взгляды и интересы ЕС в международной политике, тесно сотрудничает с Евросоюзом в областях внешней политики и политики безопасности.

      При расширении ЕС и ЕЭП в 2004 г. были созданы две системы  финансирования – одна система ЕЭП и специальная  норвежская система. Норвегия взяла  на себя обязательства выделить с 2004 по 2009 гг. 9 млрд. крон на выравнивание экономических и социальных различий в десяти новых членах ЕС, а также в Греции, Португалии и Испании. Сотрудничество Норвегии в рамках ЕС находится в постоянном развитии, что позволяет ставить новые задачи и предоставляет возможности, которые должны быть приняты в политике Норвегии относительно Европы. Многие принимаемые меры показывают, что Норвегия тесно сотрудничает с объединенной Европой, содействуя экономическому и социальному развитию.
      
      Похоже, норвежцы вступили в новое тысячелетие  с немалой уверенностью в будущем своей родины. Норвегия уже является одной из самых социально развитых стран мира и имеет миллиарды долларов от эксплуатации нефтегазовых ресурсов своей страны. На подходе еще один крупнейший источник доходов – рыбная продукция, которая теперь не только добывается за счет рыболовства в открытом море, но и все больше её производится на рыбоводческих фермах на побережье.

      Критики, правда, предостерегают от излишней самоуверенности, указывая на то, что норвежская экономика по-прежнему основывается на эксплуатации невосполнимых природных ресурсов. Они сетуют на низкий уровень инвестиций в научные исследования и конструкторские разработки, способные привнести в экономику инновации и заложить фундамент новой промышленности, основанной на высоких технологиях. Критики напоминают о судьбе Испании: золото и серебро, привезенное конкистадорами, было растрачено в войнах, а не вложено в развитие экономики, так что страна в результате стала еще беднее.

      Однако, судя по грамотной политике, проводимой государством, главный принцип которой – не тратить более 4% в год от нефтяных доходов, Норвегия не собирается повторять судьбу Испании. Бережно экономя природные ресурсы,  Норвегия обзавелась еще одним козырем, благодаря которому даже при исчерпании запасов нефти и газа, выживет – это рыболовство и искусственное разведение рыбы. Рассматривая основные проблемы современной Норвегии, особенности социально-экономического развития, политическая система и результаты последних парламентских выборов, а также само государственное устройство и взаимоотношения между ветвями власти, можно сделать вывод, что Норвегия – одна из самых благополучных стран во всех отношениях и самая благоприятная для проживания, в том числе и для иммигрантов.