Варварин день

Александр Суворый
Варвара Морозница воду студит,
Пар морозный в туман превращает.
Зябко от памяти в Варин день.

17 декабря (4 декабря) отмечается Варварин день. Православная церковь отмечает в этот день памяти: великомученицу Варвару, мученицу Иулиании (ок. 306);  преподобного Иоанна Дамаскина (ок. 780), святого Иоанна, епископа Поливотского (VII в.I); святого Геннадия, архиепископа Новгородского (1505); священномучеников Алексия Сабурова, Иоанна Пьянкова, Александра Посохина и Николая Яхонтова, пресвитеров, Василия Кашина, диакона, и с ним 10-ти мучеников (1918); священномученика Димитрия Неведомского, пресвитера, преподобномученицы Анастасии Титовой, послушницы; мучениц Екатерины Арской и Киры Оболенской (1937). В памяти русского народа и в традиционном природном календаре этот день Варвары Морозницы.

Имя Варвара очень древнее, потому что состоит из повторения корневого слова-понятия «вар» (вар-вар-а). Смысловое содержание имения Варвара раскрывается значением и символичностью производных от этого имени: Варварка, Варя, Вара, Варюня, Варюся, Варюта, Варюха, Ара, Арян, Вава, Варюша. Греческое значение этого имени - чужеземка, иностранка. Однако имя Варвара входит в группу исконно русских имён, значит, и значение этого имения тоже русское… или пра- пра- русское. Самое известное русское имя Варвары – Варвара Краса Длинная коса, потому что по пословицам: «Коса — девичья краса», «Руса коса до шелкова пояса», длинная коса являлась естественным украшением и богатством девушки-невесты, неизменно возбуждавшим жаркую страсть парней-женихов и, вообще, всех мужчин всех возрастов. Почему? Загадка ещё с первобытных времён…

Пра- индоевропейский (или пра- праславянский) корень g;;er- («жаркий») означает тоже, что и «war»: – русск. жар, варево, варяг, варвар, свара (драка), вар (чёрная смола), вёдро (вода, ливень), дверь (ворота, отворот, преграда).

Первобытное словообразование из звуков-букв сначала было односложным и кратким, например: да, на, не, ма, ба, па, дя и т.д. Затем путём удвоения этих односложных слов-понятий, чтобы подчеркнуть, выделить и усилить их значимость, возникли составные слова: да-да, на-на, не-не (неть, нет), мама, баба, папа, дядя. Точно также возникло слово-понятие «варвара» (утроенное корневое слово «вар» - жар). Таким образом, имя Варвара изначально означало – «знойная женщина», привлекательная, притягательная и завлекательная как огонь (костра), как звезда, как мечта…

В английском языке имя Варвара произносится как Barbara, Varvara, на немецком языке – Barbara, по-польски – Barbara, по-украински – Варвара, а по-французски – Barbare. Вспомните французские фильмы об Астериксе и Обеликсе и о девушке из галльской деревни, в которую был влюблён Обеликс – Балбале, которая тоже получила своё имя по тем же причинам, что и западно-католическая Барбара или наша православно-русская Варвара.

Кстати, Балбал — «тип каменной бабы; небольшой, иногда обработанный каменный столб». На Алтае и в Туве относятся ко II веку до н. э.—VIII веку н. э.; в Центральной Азии к VI—IX вв. Балбалы обычно устанавливались цепочкой у курганного надгробия в Казахстане, Тыве, Монголии. В Тюркском каганате балбалы устанавливались перед каменным изваянием с изображением лица человека. Слово-понятие «балбал» неизвестного происхождения, но встречается в орхоно-енисейских надписях.

Балбалы, поставленные древними тюркскими племенами (огузы и пр.), исследователи связывают с поминанием убитых врагов: «их витязей убив, я приготовил [себе] балбалов». Ритуал дарения души убитого врага погибшему товарищу также сопровождался установкой балбала. На балбалах иногда указывались имена побеждённых вождей. Например, Баз-каган упомянут в известной надписи, установленной Бильге-каганом в память о Кюль-тегине: «В честь моего отца-кагана (Эльтериша) во главе (цепочки камней) поставили балбалом (изображение) Баз-кагана».
(Здесь цитатные данные из источников Википедии).

В русском языке 944 слова, содержащих в себе «вар», среди них: вар, авар, варя, вара, варн, увар, повар, варка, отвар, навар, бювар, варан, свара, тварь, товар, взвар, шварк, швара, варяг, варить, привар, январь, варнак, варвар, варган, утварь, гвардия, главарь, заварка, кашевар, варвара, варежка, вареник, варенье и другие. Все они имеют древний пра- индоевропейский или пра- праславянский корень «вар», означавший жар, яркость, ярость, страсть, огонь (или связанный с огненно-жаркими образами).

Вот почему понятной становится история, послужившая основой праздника Варварина дня на Руси, дня памяти святой великомученицы Варвары Илиопольской, дня Варвары Морозницы.

Святая великомученица Варвара родилась в городе Илиополе Финикийском при императоре Максимине Галерии, зяте и соправителе римского императора Диоклетиана в восточной половине Римской империи и затем его преемнике с 305 по 311 г. Илиополь Финикийский, располагавшийся к северу от Палестины, в Келесирии (нынешняя Сирийская область Азиатской Турции), в глубокой древности был «главным местом почитания языческого финикийского бога Ваала и центральным пунктом для всего восточного язычества, но в конце IV в. ставший рассадником христианства», из-за чего впоследствии город Илиополь был постепенно разрушен.

Варвара родилась в семье богатого язычника Диоскора, который, после смерти супруги, был страстно привязан к дочери. Чтобы уберечь её от сглаза, Диоскор (по-гречески – «сын Дия», «сын Зевса», «сын Бога») приказал построить башню, в которой неотлучно только и находилась Варвара. Со¬зерцая с высоты башни красоту мира, Варвара часто испытывала желание узнать его истинное происхождение. Ей говорили, что «мир создан богами, которых почитает её отец», но она мысленно спрашивала себя: «Как эти каменные, мраморные или деревянные идолы могли сотворить такую красоту?».

К отцу Варвары приходили знатные и богатые женихи с целью жениться на прекрасной и юной Варваре, но девочка наотрез отказывалась даже говорить с отцом на эту тему. Диоскор разрешил ей выходить из замка, чтобы в общении с подругами изменилось её мнение о замужестве. Во время отсутствия Диоскора в длительном путешествии по делам, Варвара познакомилась с местными христианами и узнала основы христианского учения о Триедином Боге, о его «воплощении от Пречистой Девы», о его «вольном страдании на кресте» и о «Воскресении».

Финикияне, обитатели местности и города Илиополя Финикийского, «главным образом обоготворяли светила небесные и главными божествами своими они признавали Ваала, или Молоха, в лице которого обоготворяли солнце, и Астарту, в лице которой обоготворяли луну». Проезжий под видом купца христианский священник из Александрии по приглашению Варвары «совершил над ней Таинство Крещения, изложил ей основы святой веры и затем крестил во имя Отца и Сына и Святого Духа». Варвара обещала посвятить Триединому Богу всю свою жизнь.

Так, при строительстве здания новой бани (купальни), Варвара распорядилась устроить три окна вместо традиционных двух (в честь Солнца и Луны, Ваала и Астарты) и объяснила отцу, что «Три лучше, чем два, ибо у неприступного, неизречённого Света Троичного Три Ипостаси или три Лица». Услышав от своей дочери христианские вероучительные догмы, Диоскор пришёл в ярость и накинулся на дочь с обнажённым мечом. Варвара выбежала из дома и укрылась в горной расселине.

К вечеру этого же дня Диоскор, по указанию горных пастухов, нашёл Варвару и с побоями вернул в свой дом, а утром на следующий день «от¬вёл Варвару к городскому правителю и сказал: «Я отрекаюсь от неё, потому что она отвергает богов моих, и если не обратится к ним снова, то не будет мне дочерью. Мучай её, державный правитель, как будет угодно твоей воле».

Долго уговаривал Варвару градоначальник Илиополя, чтобы она «не отступала от древних отеческих законов и не противиться воле отца», но Варвара неожиданно умело, логично и страстно возражала. Тогда (согласно преданию) её «начали сильно бить воловьими жилами и после этого растирать глубокие раны жёсткой власяницей», после чего отвели в темницу.

Видя страдания Варвары, другая христианка, по имени Иулиания, тоже объявила о своём желании пострадать за Христа. По преданию, обеих мучениц водили по улицам города в обнажённом виде, что тогда являлось большим оскорблением женщин. Затем их повесили на дереве и долго пытали, царапая и сдирая с них кожу железными крючьями, жгли их бока и рёбра свечами, били им по головам тяжёлым деревянным молотом. Варвара и Иулиания не отреклись от своей веры и были обе обезглавлены, причём голову Варваре отрубил её отец. Вскоре Диоскор сам погиб от удара молнии и его тело превратилось в пепел.

Мощи святой великомученицы Варвары в VI веке были перенесены в Константинополь, а в XII веке дочь византийского императора Алексея Комнина (1081-1118 гг.), княж¬на Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, привезла их с собой в Киев, где они находятся и теперь – в кафедральном соборе святого князя Владимира.

Знаменитая «баня с тремя окнами, встроенными во образ Святой Троицы», мраморный камень при источнике с изображением креста и след ног святой Варвары – все это сохранялось в целости до времен Симеона Метафраста (900 - 960 гг.), который, после Иоанна Дамаскина (ок. 675 - ок. 753 (780) гг.), так описал страдания святой мученицы Варвары: «До сего дня существует сей источник, исцеляющий всякие болезни у христолюбивых людей, если бы кто захотел сравнить его со струями Иордана или источником Силоамским, или с Вифездою, тот не погрешил бы против истины, ибо и в этом источнике одинаково много чудес совершает сила Христова».

Кондак великомученице Варваре Илиопольской, глас 4
В Тро;ице благоче;стно пева;емому
после;довавши Бо;гу, страстоте;рпице,
и;дольская притупи;ла еси; чти;лища,
посреде; же по;двига страда;льчествующи, Варва;ро,
мучи;телей преще;ния не устраши;лася еси;, мужему;дренная,
велегла;сно пою;щи при;сно: «Тро;ицу чту, еди;но Божество;».

Перевод: В Троице благочестиво воспеваемому Богу последовав, священная страстотерпица, ты оставила идольские святыни; и посреди судилища подвизаясь, Варвара, угроз мучителей не устрашилась, мужественная умом, непрестанно воспевая громогласно: «Троицу чту, Единое Божество!».

17 декабря (4 декабря по с.с.) отмечается Варварин день или день Варвары Морозницы, «Варварины морозы», «Варюха», «Заваруха», потому что в этот день, как правило, холода были уже такими, что опасно было выходить на улицу, за околицу или во двор (можно было застудиться-простудиться). В этот день высыпал снег или вьюжили метели, поэтому говорили: «Трещит Варюха – береги нос да ухо!».

На Варварин день, обычно, сидели дома, в дальнюю дорогу не отправлялись, готовили спозаранку кушанья, соответствующие Рождественскому посту, занимались домовыми делами, чинили инструменты, готовили снасти для зимней подлёдной рыбалки, убирались в доме и пристройках.

В день Варвары Морозницы опасались выходить без дела на улицу, так как считалось, что в Варварин день активизируется бесы и всякая нечисть (разбойники-грабители), которая бродит от избы к избе в поисках поживы или даже жертвы. Однако с Варварина дня начинались зимние праздники: 18 декабря – Саввин день, 19 декабря – Николин день.

В Варварин день бабы, не имевшие детей, обращались в церквях к образу святой великомученицы девы Вварвары, «непорочной женской заступницы» с просьбой в детозарождении; женщины с детьми просили Варвару защитить их детишек от всяких болезней, а женщины постарше (матери, бабушки) просили у Варвары Илиопольской «защиты от внезапной и насильственной смерти, о разрешении семейных конфликтов».

Святую великомученицу Варвару на Руси называли «бабьей заступницей», «охранительницей матери-Руси, России», потому что она свято хранит веру в мир, покой и финансовое благополучие. Вот почему образ Варвары Илиопольской стал символом и покровителем РВСН России (ракетных войск стратегического назначения России).

В Варварин день пекли пироги или лепили вареники с маковой начинкой, которыми кормили домочадцев и домашний скот, чтобы уберечь всех от болезней. Считалось, что в день Варвары Морозницы по улицам деревень, по городам и весям начинает ходить старик с большой белой бородой и посохом, которого зовут Дедом Морозом. Злить и сердить Деда Мороза нельзя, а задобрить – можно и нужно, потому что «всякое проявление радости старик с бородой принимает на свой счёт, за своё благодеяние». Поэтому в Варварин день в светлое время суток «русские люди специально выходили на улицу, чтобы поиграть в снежки, покататься на санках, слепить снеговика; покричать, повеселиться». Этим они показывали, что не боятся зла и нечисти, и верят в себя и мир.

Варварин день – день стойкости в вере, мужества, терпения, выдержки, поэтому в этот день не принято горюниться, печалиться, падать духом, горевать. Те, кто привык жаловаться на жизнь, вешать голову, быть пессимистом, не жаловались вниманием, сочувствием и поддержкой. Считалось, что безверием в свои силы можно только усложнить свою судьбу, сделать свою жизнь мучительно трагической.

В Варварин день запрещалось:
- ругаться с родственниками, спорить с ними, особенно со своими свекровями, потому что женщин, которые посмеют ослушаться запрета, ждут проблемы со здоровьем;
- заниматься рукоделием, так как острые иглы, спицы и всё, что колется, могут причинить тяжелые увечья, а рану будут заживать невероятно долго;
- отправляться в дальнюю дорогу, так как дальняя дорога в день Варвары Морозницы, как правило, ведёт к неудачам;
- ругать и мучить жён, так как в Варварин день злого, яростного и несправедливого мужа ждёт беда и несчастье; то руки у него отсохнут, то поясницу скрутит, то боли в животе замучают, то что-то ему на голову упадёт, то «удар» случится (Кондратий, апоплексический удар, паралич, инсульт) и внезапно, «на ровном месте» у мужика возникнет состояние ступора, нарушение двигательной активности за счёт паралича, утраты речевых способностей, общей беспомощности, онемения и отнятия языка и членов.

По приметам в Варварин день бывают холода и морозы. Например, если ветер дует с востока, то скоро будут холода; если днём тихо и ясно, то к вечеру подморозит; если закат накануне был красным, то жди потепления; если кошки ластятся к ногам и ищут места на печке, то это уж совсем к лютым морозам; если в Варванин день было тепло, то летом будет урожай на лён, а если холодно, то весна будет поздней, не ласковой.

17 декабря отмечают именины: Василий, Иван, Николай, Дмитрий, Александр, Геннадий, Алексей, Варвара, Екатерина, Кира, Анастасия.

Женщин, рожденных в Варварин день, считают отстранёнными, эгоистичными, самоуглублёнными, чужими, странными, но сверхответственными, упрямыми, настойчивыми, стойкими. Они могут быть хорошими жёнами и матерями, но своенравными и малопонятными мужчинам. Мужчины, родившиеся в Варварин день, отличаются лидерскими качествами; они отличаются деловитостью, коммуникабельностью, их ценят и уважают окружающие, но они могут быть неоправданно жёсткими и даже жестокими.