Иван Безмолвник

Александр Суворый
Тишина зимой по-особому тихая,
Только дворник молча скребёт по снегу.
Помолчим и мы.

16 декабря (3 декабря) отмечается память: пророка Софонии (635–605 гг. до н.э.); преподобного Саввы, игумена Сторожевского, Звенигородского чудотворца (1407); преподобного Феодула Цареградского (ок. 440); преподобного Иоанна Безмолвника (Молчальника), епископа Колонийского (558); священномученика Феодора, архиепископа Александрийского (606); преподобного Георгия Черникского (Румынского); священномученика Андрея Косовского, пресвитера (1920); священномученика Николая Ершова, пресвитера (1937); исповедника Георгия Седова (1960). Однако в русском народе этот день получил имя Иоанна Безмолвника или Ивана Молчальника.

Будущий преподобный Иоанн Безмолвник (Молчальник) родился 8 января 454 года н.э., в четвёртый год царствования восточно-римского императора Маркиана в городе Никополе Армянском, в области, расположенной к западу от Малоазийского полуострова, к югу от Иберии, или Кавказа. Никополь – один из главных городов Армении. Его отец, Енкратий, был «воеводой и имел большую власть у царя (Маркиана), так как пользовался его полным благоволением». Мать Иоанна, Евфимия, соответствовала символическому значению своего греческого имени и была благочестивой, доброжелательной, предвещающий добро, благородной, блаженной, благодушной, священной матерью. Иоанн с рождения «был просвещён святым крещением».

Родители Иоанна были благоверные христиане и по своему богатству и значению славились во всей Армении. Иоанн и его братья были воспитаны родителями «в добрых примерах». Иоанн был ещё юн, когда родители его умерли и оставили ему и его братьям «много имения». С детства Иоанн начал изучать Священное Писание, полюбил молитвенное уединение и аскетический образ жизни. Достигнув совершеннолетия (18 лет), на свою часть наследства молодой Иоанн построил в городе Никополе церковь во имя Пречистой и Преблагословенной Девы Марии. После этого Иоанн отказавшись от мира, принял обет иноческой жизни и вместе с десятью иными иноками жил при этой церкви, «подвизаясь подвигом добрым».

«В течение всей юности своей Иоанн прилагал великое старание, чтобы плоть поработить духу, не быть рабом чрева и не дозволить страстям, особенно гордости, обладать собой. И был он мужем дивным в добродетелях, добрым и искусным наставником и игуменом своим братиям (руководителем, начальником, духовным настоятелем церкви)».

(Здесь и далее цитатные данные из православных энциклопедий и календарей, «Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского» / 12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010).

В 482 году, когда Иоанну минуло 28 лет, скончался епископ Колонийский. Горожане отправились к митрополиту Севастийскому в главный город Армении, и просили его «о поставлении нового епископа» в свой город Колонию. При этом «у всех на устах было имя Иоанна, игумена Никопольского монастыря, как достойного занять престол Колонийской церкви». Митрополит Севастийский, зная смиренный образ жизни и характер Иоанаа, призвал его к себе, якобы, по церковным делам и уговорил принять епископский сан. Приняв престол Колонийской церкви, Иоанн не изменил своего иноческого правила жизни.

Живя тихо, смиренно, достойно, в чистоте телесной и душевной, очищая себя и свои помыслы постом и молитвой от всякой гордыни, противостоящей разуму, Иоанн показал пример праведной жизни многим людям, особенно своим родным и близким. В числе таких был его брат Пергамий, находившийся в большом почёте и славе у царя Зенона, также и у Анастасия, царствовавшего после Зенона, греческого императора, царствовавшего с 474 по 491 г.; император Анастасий царствовал с 491 по 527 г. Также добродетельно жил племянник Иоанна Феодор, который впоследствии был в великом почёте у благочестивого царя Юстиниана Великого, царствовавшего с 527 по 566 г. Царь и его бояре «дивились честному житию Феодора, его и разуму, правой вере и милосердию», подобном ангелоподобному житию его дяди – епископа Иоанна Колонийского.

В 492 году правителем Армении стал Пазиник (Пасиник), муж сестры Иоанна - Марии. Пазиник начал вмешиваться в церковные дела, силою извлекать из храмов тех, кто искал там защиты от наказания по древнему праву преследуемых и осужденных искать убежища в церквах, притеснять служителей и строителей церкви. Иоанн много раз смиренно просил Пазиника не причинять Церкви зла и насилия, но Пазиник был неумолим, а после смерти жены Марии, стал поступать ещё хуже. Иоанн отправился в Царьград (Константинополь) к императору Зенону и по ходатайству архиепископа Евфимия, патриарха Царьградского с 490 по 496 гг., искал у императора защиты Армянской Церкви.

Увы, в Царьграде (Константинополе) Иоанн увидел «суету, злословие и мятеж мира сего», поэтому ещё в 491 году блаженный Иоанн замыслил оставить епископство Колонийское и отправиться в Иерусалим, где в обете безмолвия (обет молчания) продолжить свою жизненную стезю. «Совершив в церкви божественную службу, он отпустил бывших с ним пресвитеров и клириков, а сам, тайно от всех, удалился на берег моря, сел на корабль и отплыл на Ближний Восток, в святой град Иерусалим». Патриархом Иерусалимским в это время (с 486 по 494 г.) был Саллюстий.

Сойдя на берег, Иоанн пришёл в первую же больницу Иерусалима, при которой был молитвенный дом во имя святого великомученика Георгия и остался здесь некоторое время под видом немого нищего. Видя страдания и суету народную, Иоанн молился об обретении безмолвного одинокого места, где бы он мог уединиться. Видение путеводной звезды подсказало 39-летнему Иоанну путь, и он пришёл в Великую Лавру Саввы Освященного (Дир Мар-Сабба), расположенную в Вади Кедрон, в Иудейской пустыне, в 14 км от Иерусалима, к востоку от монастыря Феодосия Великого.

140 «братий пустынножителей» во главе с Саввой встретили молчальника Иоанна «великой нищетой телесной, но многим богатством духовным». Преподобный Савва, и поручил эконому возложить на блаженного Иоанна монастырские труды и тот «с полной покорностью и усердием исполнял назначаемые ему экономом различные послушания», служил работавшим братиям, варил им пищу, носил воду, подавал камни и принимал участие во всех работах, производившихся в лавре.

Спустя два года Иоанну было поручено принимать странников, и он со смирением, кротостью и любовью служил им. Потом преподобный Савва начал созидать киновию (общежитие) для поступающих в иночество, «дабы те, кои желают отречься мира, сначала наставлялись в киновии, а потом уже принимались в лавру».

Лавра (монастырь) Саввы Освященного – православный греческий мужской монастырь, начинался с естественной пещеры, расположенной на восточном скальном берегу высохшего бурного потока Кедрон к юго-востоку от лавры, в которой был скит Саввы – место для духовных подвигов. В этой пещере 5,5 на 3,2 м и высотой 2,7 м есть каменная скамья и место для молитв в вырубленной полукруглой нише, напоминающей апсиду. В подобной естественной пещере в первой половине VI века проживал преподобный Иоанн Молчальник. Его келья, расположенная на втором ярусе скита, имеет размеры 4 на 2,8 м и завершается подковообразной апсидой шириной 2,2 м. Здесь же располагаются подобные пещерные скиты: Ксенофонта (пещера Ксенофонта) и Аркадия, сына Ксенофонта (башня Аркадия), Иоанна, сына Ксенофонта.

В начале XII века русский паломник игумен Даниил так описал Лавру Саввы Освященного:
«Лавра святого Саввы находится в долине Иосафата, в Юдоли плача, которая начинается от Иерусалима: идя от Гефсимании, эта долина проходит сквозь лавру и доходит до Содомского моря. Лавра же святого Саввы устроена Богом чудесно и непередаваемо словами. Тек некогда поток страшный и очень глубокий и обезводел, берега у него были высокие, на тех обрывах и лепятся келии — прилеплены и утверждены от Бога каким-то чудесным и страшным образом. На высоте ведь той стоят келий по обоим берегам потока того страшного и лепятся на скалах, будто звезды на небе утверждены. Церквей же три. Среди же келий тех западнее есть пещера чудесная под скалой каменной, а в той пещере церковь святой Богородицы».

Пять дней в неделю блаженный Иоанн пребывал в своей пещерной келлии безвыходно, ничего не вкушал в эти дни и никому не показывался, в субботу же и воскресенье раньше всех приходил он в церковь, Потоки слёз непрестанно исходили из очей его во время божественной службы, и вся братия дивились такому в нём дару слёз. В эти два дня блаженный Иоанн принимал пищу с братиею. Через три года блаженный Иоанн был поставлен экономом лавры и благосостояние монастыря весьма умножилось.

Преподобный Савва пожелал поставить Иоанна во пресвитера, как инока достойного и достигшего совершенства. Он отправился с ним в Иерусалим, рассказал патриарху Илии (преемнику Саллюстия) о добродетельном житии Иоанна и просил рукоположить Иоанна в пресвитера. Патриарх призвал Иоанна в церковь и хотел рукоположить. Видя, что нельзя избежать сего, Иоанн нарушил обет молчания и признался, что был епископом Колонийским, но по множеству грехов своих, оставил епископию, бежал и осудил себя на служение братиям, дабы их молитвы помогали его немощной душе. Патриарх Илия, услышав это признание Иоанна, призвал преподобного Савву и сказал: «Иоанн поведал мне о сокровенных делах своих, которые препятствуют ему быть пресвитером; пусть отныне он безмолвствует, и никто да не докучает ему».

От того времени блаженный Иоанн начал безмолвствовать, пребывая в келлии. Он не выходил даже в церковь, ни с кем не беседовал, и к нему не входил никто, кроме одного служившего ему послушника. Четыре года безмолвствовал Иоанн, а затем блаженный Иоанн на 50-м году жизни удалился в пустыню Рува у северо-западных берегов Мертвого моря, и провёл в ней девять лет, питаясь травой, которая растет в той пустыне и зовется мелагрия.

Мелагрия - малоизвестное пустынное растение Палестины горьковатого вкуса, вероятно, вид тростника благовонного, отличающегося ароматическим и приятным, но горьким на вкус корнем. Оно употреблялось обыкновенно для составления благовоний фимиама, для богослужений, а также для производства целебных ароматических масел и мазей; но пустынники свежие побеги и мягкую сердцевину этого растения употребляли и в пищу.

В то время Аламундарь, вождь сарацинов – арабских разбойничьих племён, подвластный Персии, вторгся в Аравию – обширную пустынную территорию юго-западного полуострова Азии, омываемого водами Персидского залива и Палестину (фил. Филистия, араб. Фалестын, арам. эрец Исраэль, ивр. Эрец-Пелешет, евр. Ханаан, греч. Палестина, Сирия Палестинская) – историческую область на Ближнем Востоке (примерно территория современных Сектора Газа, Израиля, Голанских высот, Западного берега реки Иордан и Иордании).

Сарацины, с великим ожесточением, варварски нападая на жителей и захватывая их в плен, во множестве рассеялись тогда по пустыне, где пребывал Иоанн, и где в монастырях готовились встретить нашествие варваров. Иоанн Молчальник не спрятался в скальные пещеры, а остался жить у себя в пустыни, доверившись принципу: «Будь, что будет».

По преданию Иоанна Молчальника в его пустыни охранял великий и страшный лев, обитавший поблизости и обращавший в бегство всех варваров-сарацин.Вернувшийся из паломничества преподобный Савва вернул 56-летнего Иоанна Молчальника в его пещерную келью в лавре. По прошествии времени братие узнали тайну Иоанна Молчальника о том, что он был не простым нищим иноком, а высокопоставленным епископом, и все весьма дивились великому смирению его.

5 декабря 532 года преподобный Савва Освященный умер и блаженный Иоанн Молчальник задумался в желании увидеть, как душа разлучается с телом. Это прозрение блаженный Иоанн видел «умственными очами», присутствуя при кончине старца в Вифлееме. К этому времени у Иоанна было рядом два послушника-ученика. Один из учеников подглядел и поведал, как «великий воздержник Иоанн Молчальник много лет питался одним только хлебом, вместо же соли обыкновенно употреблял пепел, и с пеплом ел хлеб свой», на что Иоанн опечалился раскрытию тайн его жизни.

В то время возникла «ересь Оригена Адаманта» (185-254) – греческого христианского теолога, философа, учёного, основателя библейской филологии, основоположник оригенизма, автор термина «Богочеловек», учения о Предсуществовании душ и Троице. Ориген Адамант утверждал, что: «Бог — это действующее Провидение; Христос является образом Бога Отца: «Спаситель наш есть образ невидимого Бога Отца: по отношению к Самому Отцу Он есть истина; по отношению же к нам, которым Он открывает Отца, Он — образ, чрез Который мы познаём Отца».

Ориген Адамант был учеником неоплатоника Аммония Саккаса, учился в Александрийской богословской школе, Дидаскалейоне, которую возглавлял Климент Александрийский. С 203 года Ориген преподавал в ней философию, теологию, диалектику, физику, математику, геометрию, астрономию. В 217-232 годах Ориген возглавил школу и был её наставником.

Главный труд Оригена — «Гексапла», первый в истории образец научной библейской критики. Гексапла представляла собой шесть (отсюда название) синхронизированных изводов Ветхого Завета, с целью установления критически выверенного текста Писания. Текст этого (колоссального по объёму) труда дошёл до наших дней лишь во фрагментах, так как в 543 году римский император Юстиниан своим эдиктом, утверждённым на поместном соборе в Константинополе, осудил Оригена как еретика, а на Пятом Вселенском Соборе в 553 году Ориген и его заблуждения были преданы анафеме.

Одним из центров учения Оригена Адаманта стал монастырь Мар-Саба (лавра Саввы Освященного) и Иоанн Молчальник «оставил безмолвие и словом уст своих, как мечом, поражал еретиков, посекая и истребляя хульные учение Оригена». Многие чудеса приписывают блаженному Иоанну Молчальнику, одно из которых – чудо проросшей на камне смоковнице.

По преданию Иоанн Молчальник посадил в каменистую и сухую жёсткую почву, где была его пещерная келья, семя смоковницы и оно проросло до размера дерева. Из земли выросла смоковница и, понемногу поднимаясь, достигла даже до кровли келлии, потом и всю келлию покрыла ветвями своими, и со временем  принесла плоды – очень вкусные три смоквы. Сняв их, старец со слезами благодарил Бога, облобызал и вкусил их с учениками. По вкушении смокв тех, начал он приготовляться к кончине, будучи уже в глубокой старости. Прожив 104 года, блаженный Иоанн Молчальник скончался в 558 году. Мощи его, как бы живого, видел русский паломник игумен Даниил в монастыре Саввы Освященного в начале XII века.

(Источник цитатно изложенных данных: православные энциклопедии, календари, словари и Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского / 12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010).

Житие преподобного Иоанна Безмолвника (Молчальника) пришлось по душе русскому народу и память о нём естественно соединилась с традицией дня Ивана Молчальника, когда на Руси полагалось как можно меньше пустословить, громко говорить и даже писать. Общепринято было в этот зимний день - 16 декабря (3 декабря) – молчать-помалкивать, подумать, помыслить, понаблюдать за природой, чтобы потом весь год был «красноречив», богат смыслом и содержанием.

В этот день полагалось тихо постоять перед иконами, иконой Иоанна Молчальника и «помолиться «про себя», осмыслить свои поступки и помыслы», потому что «молчание в этот день не только избавит от невзгод, но и привлечет к человеку удачу». Недаром возникли русские народные пословицы и поговорки:
Молчание — знак согласия.
Доброе молчание — чем не ответ?
Играть в молчанки.
И за молчанье гостинцы дают.
Слово – серебро, молчание – золото.
Умей сказать, умей и смолчать!
Не стыдно молчать, коли нечего сказать.
Доброе молчанье лучше худого ворчанья.
Молчанкой никого не обидишь.
Говорить – беда, а молчать – другая.
Говорить, так договаривать; а не договаривать, так и не говорить.
Иван (Молчальник) молчит, добрая молва дело растит.
«Молчи, за умного сойдёшь!».
Молчаливый всегда слывет за умного (якут.).

Почему русские люди брали пример молчания в этот день с преподобного Иоанна Безмолвника (Молчальника)? Потому что истари знали: «Слово, не воробей, вылетит – не поймаешь» и «Мысль изреченная есть ложь» (потому что «всё течёт, всё меняется»).

Этой мысли и образу посвящено стихотворение русского поэта Фёдора Тютчева (1830) «Silentium!»:

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, —
Любуйся ими — и молчи.

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изречённая есть ложь —
Взрывая, возмутишь ключи,
Питайся ими — и молчи…

Лишь жить в себе самом умей —
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум —
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи —
Внимай их пенью — и молчи!..

(Цитируется: как совет внимательно относиться к слову — далеко не всякая высказанная мысль понимается другим человеком адекватно, правильно. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс». Вадим Серов. 2003).

Именины в день Ивана Безмолвника (Иоанна Молчальника: Андрей, Гавриил, Георгий, Ефрем, Иван, Николай, Савва, Фёдор.